Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Мир
СМИ сообщили о провале усилий по изоляции РФ после визита Путина в Индию
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Общество
Первые дни в декабре стали бесснежными в четвертый раз за XXI век в Москве
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Мир
Кирилл Дмитриев согласился с Маском о движении Европы к забвению
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Глава Qatar Energy выразил недоумение решением ЕС отказаться от российского газа
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн

Звук и ярость: Кончаловский выпускает «Макбет» под Pink Floyd

В Театре Моссовета переосмыслили трагедию о предательстве, политических амбициях и саморазрушении
0
EN
Фото: Елена Лапина
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Шекспировские страсти о жажде власти под зажигательную кавказскую лезгинку и под одну из величайших песен Pink Floyd — так режиссер Андрей Кончаловский представил мрачнейшую трагедию главного английского барда «Макбет». В главных ролях — Евгений Ткачук и Юлия Высоцкая. 16 декабря на основной сцене Театра Моссовета состоится грандиозная презентация спектакля. «Известия» увидели постановку на предпремьерном показе одними из первых.

Трагедия Шекспира в Кавказских горах

Андрей Кончаловский продолжает движение по литературному наследию Уильяма Шекспира. После «Укрощения строптивой» в Театре Моссовета режиссер взялся за «Макбета» — и сделал это по-своему, переосмыслив текст в переводе Бориса Пастернака, а также события и характеры персонажей.

— Насколько мы можем соответствовать масштабу этого гения? Это необъятная величина. Словно стеклянная пирамида, по которой пытаешься взобраться на вершину, но постоянно соскальзываешь вниз из-за гладкой поверхности. Достичь вершины сложно, но хотя бы до половины пути добраться, — признается режиссер.

Хотя Шекспир отправляет действие в суровую средневековую Шотландию, режиссер решительно переносит его на Кавказ — и история, как ни странно, от этого только выигрывает. Мир шотландских кланов с их жестким кодексом чести и верой в дурные знаки естественно перекликается с кавказским укладом. В такой среде предательство, убийство и борьба за власть перестают быть абстрактной политикой — здесь они приобретают роковое, почти мистическое звучание.

Со специального оркестрового балкона слева от сцены звучит национальная музыка, а на сцене разворачивается вооруженная баталия. Перед зрителями предстают настоящие горцы — в папахах и черкесках с нашитыми на груди газырями, куда вставляли пороховые пеналы, а позже — патроны. По ходу спектакля костюмы постепенно меняют цвет с белого на темный, отражая нарастающую трагичность истории.

Горные хребты, туман в ущельях, ветер, гудящий сквозь камни, — эта мрачная природная среда становится живым фоном, давящим на героев. Неотвратимость рока чувствуется здесь сильнее, чем в классических постановках. Кавказская эмоциональность — горячая, прямолинейная, вспыльчивая — дает шекспировским страстям новое дыхание. Кончаловский подчеркивает: амбиции Макбета могли родиться не только в тиши средневекового замка, но и в суровой культуре, где честь и власть стоят особенно дорого. Именно эта смесь темперамента и древних страхов делает историю современной и пугающе узнаваемой.

Муж и жена — одна сатана

Евгений Ткачук, исполняющий роль Макбета, говорит здесь с легким акцентом — не карикатурным, а органичным. Вздернутый подбородок, расправленные плечи, дьявольский блеск в глазах — за неполные два часа непрерывного действия актер показывает не только становление героя как талантливого военачальника и верного подданного, но и постепенный слом этой неординарной личности. Подстрекаемый женой — Леди Макбет в исполнении Юлии Высоцкой, — он сначала убивает короля Дункана, затем приказывает уничтожить семью его сына Малькома (Арсений Васильевых), а позже — и Банко (Егор Гордиенко). Ведь, по пророчеству вещих сестер, именно потомки Банко должны занять престол.

Прорицательницы в постановке превращены в загадочных горных духов, будто сошедших со старинных легенд. Их появление создает особую атмосферу предчувствия беды — кажется, что сама судьба выходит на сцену и кладет руку Макбету на плечо.

История Макбета — это сказ не только и не столько о нем, но и о ней — леди Макбет, жене, соучастнице преступлений. Юлии Высоцкой — внешне мягкой и собранной — пришлось вывести наружу жестокость и нечеловеческую решимость. Ее героиня безжалостна, яростна, безумна. Особенно страшна сцена, где актриса укачивает на руках белый сверток с младенцем, которого у нее никогда не было, но который мог бы быть, если бы не амбиции супругов.

Она выбирает власть любой ценой и упрекает мужа: она готова сама пойти на убийство, если бы этого потребовало дело. И хотя буквально ее руки остаются чисты, соучастие в преступлениях приводит к безумию — следом за мужем. Что, конечно, рифмует спектакль с только что вышедшими «Хрониками русской революции», там у Высоцкой тоже непростая героиня, своего рода леди Макбет ХХ века.

От лезгинки до Pink Floyd

Тревожную атмосферу усиливает неожиданная музыкальная тема, привнесенная Александром Чевским: на сцене звучит начало легендарной композиции Pink Floyd «Shine On You Crazy Diamond». Когда напряжение достигает пика, скрипки и барабаны лезгинки сменяются долгими, медитативными синтезаторными фразами и фирменными гитарными арпеджио — словно герой погружается во внутреннюю темноту и вспоминает цену утраченного света. Контраст усиливает трагедию: лезгинка добавляет первобытность и ярость, Pink Floyd — меланхолию и раздумье, делая звуковую ткань спектакля многомерной и эмоционально насыщенной.

Здесь важна и реальная история песни. «Shine On You Crazy Diamond» — реквием по Сиду Барретту, основателю Pink Floyd и одному из родоначальников психоделического рока. Барретт сгорел под тяжестью собственной психики. Макбет — под тяжестью жажды власти. Барретт растворяется в видениях, Макбет — в преступлении.

Музыка Pink Floyd звучит как скорбь, жалоба и попытка осмыслить потерю друга. Пьеса в постановке Кончаловского разворачивается как путь к осознанию неизбежности гибели: от тревожных пророчеств — к ночи убийства и последующему духовному распаду. В обоих произведениях слышны не только трагическое звучание, но и отчетливое сожаление — за то, что вернуть уже ничего нельзя.

В песне повторяется мотив света — shine on, просьба сохранить утраченное сияние гения. Макбет тоже когда-то обладал этим «светом» — честью, доблестью, достоинством. Но, совершив убийство, он постепенно гаснет: его разум и мораль растворяются так же, как растворилось сознание Барретта.

Именно под музыку — в дьявольском ритме лезгинки — Макбет встречает свою гибель. Он умирает как воин: на ногах, сражаясь до конца. Под быстрый барабанный бой он кружится в национальном танце, падая и поднимаясь вновь, пока последний аккорд не уносит душу из тела, рухнувшего на сцену замертво.

Читайте также
Прямой эфир