Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госдолг США вырос на $2,25 трлн и превысил отметку в $38,5 трлн
Спорт
ХК «Колорадо» одержал победу над «Вашингтоном» в матче НХЛ со счетом 5:2
Наука и техника
Магнитная буря вызвала полярное сияние по всей территории России
Мир
В Турции могут изменить правила системы «всё включено» в отелях
Общество
Диетологи указали на способность диеты DASH снижать давление
Мир
Bloomberg сообщило о возможности Европы использовать активы США
Общество
Эксперт рассказал о последствиях принятия законопроектов о медосмотре иностранцев
Мир
Разведсамолет ВМС США выполнил полет над Черным морем в сторону Сочи
Мир
Более полумиллиона человек пострадали в результате наводнения в Мозамбике
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Ким Чен Ын снял с поста вице-премьера КНДР Ян Сын Хо на публичной церемонии
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Общество
Камчатка попросит федеральную помощь для ликвидации последствий циклона
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
УК могут оштрафовать до 300 тыс. рублей за несвоевременную уборку снега
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до –4 градусов в Москве 20 января

На чашу веса: новая технология ускорит создание лекарств от ожирения и диабета

Насколько востребованы и эффективны современные препараты для похудения
0
EN
Фото: Global Look Press/IMAGO/Zoonar.com/Sirijit Jongcha
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Российские ученые запатентовали технологию, которая, по их утверждению, позволит быстрее и точнее тестировать лекарства от ожирения, в том числе аналоги семаглутида, и другие перспективные препараты. На такие системы сейчас высокий спрос, потому что рынок препаратов, действующих как гормоны кишечника человека, быстро растет, объяснили «Известиям» специалисты. Однако надо помнить, что в целом такие способы фармподдержки стоит рассматривать как временные, с помощью которых легче изменить образ жизни и систему питания. Без этого долгосрочный эффект невозможен, резюмировали медики.

Что такое рецепторы GLP-1

В научно-технологическом университете «Сириус» разработали и запатентовали технологию, которая позволяет быстрее и точнее тестировать потенциальные лекарственные препараты, воздействующие на рецепторы GLP-1 (глюкагоноподобного пептида-1). Они находятся на поверхности клеток поджелудочной железы и выполняют роль «приемников сигналов». После еды в кишечнике вырабатывается гормон, который связывается с этими рецепторами и подает клеткам сигнал выделять инсулин — тем самым снижая уровень сахара в крови. Исследования таких рецепторов помогают создавать препараты, способные точнее регулировать обмен веществ.

Разработка представляет собой клеточную линию, то есть популяцию клеток одного и того же типа, применение которой позволяет существенно ускорить ранние этапы разработки лекарственных препаратов и сократить объем экспериментов на животных.

Специалисты запатентовали технологию создания стабильной клеточной линии, которая экспрессирует рецептор GLP-1 и зеленый флуоресцентный белок (GFP) с одной РНК. Такое решение позволяет упростить контроль за состоянием клеток и качеством экспериментов: ученые могут быстро оценить стабильность популяции клеток с помощью флуоресцентного микроскопа или других методик, без проведения сложных анализов.

— В большинстве существующих систем для тестирования агонистов GLP-1R (класс препаратов, которые снижают уровень сахара в крови) используется временная экспрессия — исследователи каждый раз заново вводят гены рецептора и репортера в клетки. Это долго и увеличивает вероятность ошибок. Мы создали стабильную линию, которая всегда готова к работе — скрининг становится быстрее, надежнее и воспроизводимее, — рассказала «Известиям» научный сотрудник направления «Медицинская биотехнология» Научного центра трансляционной медицины университета «Сириус» Алиса Краснодубец.

Созданная система применяется в совместных проектах с фармацевтическими компаниями и академическими лабораториями для скрининга молекул. Кроме того, на ее основе проводятся тесты для других рецепторов того же семейства — GIPR (участвует в усвоении жиров и дополнительной стимуляции инсулина) и GCGR (повышает уровень глюкозы, когда организм голодает). Они воспринимают сигнал от одноименных гормонов и регулируют обмен веществ.

Благодаря этому новая клеточная линия может использоваться как универсальная платформа для оценки активности действующих соединений. Результаты работы позволят ускорить ранние этапы создания лекарственных препаратов и сократить объем экспериментов на животных, что соответствует современным этическим и научным стандартам доклинических исследований, подчеркнули разработчики.

Востребованность лекарств от ожирения и диабета

Разработка действительно перспективна, поскольку служит инструментом для раннего скрининга агонистов рецепторов GLP-1, GIP и GCGR, рассказал «Известиям» руководитель центра превосходства «Персонифицированная медицина» Казанского (Приволжского) федерального университета Альберт Ризванов. Стабильная клеточная линия ускоряет и удешевляет первичный отбор соединений, что важно при поиске новых аналогов семаглутида с потенциально более мягким терапевтическим действием.

— На такие системы действительно есть высокий спрос, потому что рынок препаратов, действующих на рецепторы GLP-1, быстро растет, а разработчикам нужны быстрые и воспроизводимые лабораторные модели, — сказал эксперт.

Разработка попадает в один из наиболее динамичных фармацевтических сегментов: мировой рынок препаратов-агонистов GLP-1 оценивается более чем в $50 млрд и растет на 30–40% ежегодно. Ускорение доклинических тестов потенциально сокращает время вывода препарата на рынок на 6–12 месяцев, что критично в условиях патентной гонки, объяснил доцент Института экономики и управления УрФУ и кафедры технологий будущего МФТИ Максим Колясников.

— Однако патентная защита только в России существенно ограничивает монетизацию: лидеры рынка фармакологии используют собственные запатентованные платформы скрининга. Для подтверждения конкурентоспособности необходима валидация в сравнительных исследованиях с промышленными стандартами и зарубежными решениями, — сказал он.

Лечебное действие, так же как и нежелательные эффекты подобных препаратов, связано со снижением аппетита и ускорением насыщения от еды. В условиях дефицита питательных веществ кроме жира и воды человек теряет мышечную массу (до 40% от сброшенного веса), а также может испытывать все эффекты длительного голодания, включая снижение функции щитовидной железы, снижение иммунитета и прочее, рассказал «Известиям» ведущий эксперт рынка НТИ «Хелснет» и союза «Здоровье Здоровых» врач Андрей Мартюшев-Поклад. Особенно это опасно, если человек не меняет свой рацион: не переходит от фастфуда и «пустых калорий» на продукты с высокой питательной ценностью.

— Поэтому следует рассматривать такие лекарства как временные «костыли», с помощью которых легче перейти на оптимальное питание, — сказал специалист. — Дело в том, что ожирение — это следствие избыточной выработки инсулина, за которой следует инсулинорезистентность. А избыток инсулина, в свою очередь, — это следствие тех сигналов, которые мы даем телу своим поведением: рационом и режимом питания, факторами хронического воспаления и стресса. Тело послушно подчиняется нашему поведению. И никакое лекарство не способно отменить эти причинно-следственные связи.

Поэтому в лечении ожирения лекарство может быть лишь частью системы, в которой ведущая роль принадлежит коррекции образа жизни, прежде всего питания, отметил специалист.

Читайте также
Прямой эфир