- Статьи
- Общество
- Со всей ответственностью: туроператоры просят доступ к средствам страховочного фонда
Со всей ответственностью: туроператоры просят доступ к средствам страховочного фонда
Туроператоры предлагают компенсировать расходы при массовых задержках рейсов за счет средств Фонда персональной ответственности, созданного для защиты интересов туристов в случае банкротств компаний. Об этом заявили участники III Международного конгресса туроператоров, состоявшегося в Сочи в конце ноября. В профильном комитете Госдумы поддержали это предложение, указав, что такое решение не противоречит изначальным задачам ФПО и при этом поможет поддержать игроков рынка, столкнувшихся с затруднениями. Подробнее о предлагаемом механизме, а также о том, кто сегодня компенсирует туристам переносы дат, — в материале «Известий».
Кто помогает туристам при отмене рейса
О необходимости адаптироваться к мерам безопасности, которые сегодня применяются не только в России, но и в других странах мира, в ходе конгресса говорили представители сразу нескольких крупных игроков рынка.
— Есть, допустим, сработавший план «Ковер» в одном из аэропортов. Это значит, в дальнейшем последует веерная задержка. И всё, что из этого вытекает — продление туристов, трансферы и так далее, — будет за счет операторов, — рассказала участникам конгресса генеральный директор компании «Пегас Туристик» Анна Подгорная.
Большинство крупных операторов придерживаются принципов социальной ответственности, соответственно, берут на себя все затраты в подобных ситуациях, подтвердил во время своего выступления на одном из заседаний конгресса заместитель генерального директора по взаимодействию с органами власти и коммуникациям компании Fun & Sun Александр Сирченко.
В России массовые случаи задержек рейсов пришлись на лето. Аналогичные ситуации ранее также складывались и из-за обострения ситуации на Ближнем Востоке — например, задержки рейсов в ОАЭ и Египет весной прошлого года и рейсов в Катар осенью этого года.
Корпоративные клиенты закладывают подобные риски и больше готовы к подобным ситуациям, обычные туристы в таких случаях сталкиваются не только со сгоревшими ночами в отеле, но иногда и с сокращением отпуска, рассказал «Известиям» генеральный директор татарстанской компании «Тавс» Виталий Ольгин.
Особенно уязвимыми, по его словам, становятся туристы, путешествующие семьей, — в этом случае ущерб может быть особенно чувствительным, а гибкости у таких путешественников меньше.
— По всем этим случаям туроператоры с ними работают плотно, — отметил Виталий Ольгин. — Для них это огромная нагрузка.
При этом, подчеркивают участники конгресса, речь не идет об обращении за финансовой помощью к государству.
— Я прекрасно понимаю общую необходимость пользоваться своими средствами, — рассказала в своей речи Анна Подгорная. — Но в этом случае нам необходимо разрешение пользоваться средствами из ФПО.
Что такое Фонд персональной ответственности
Фонд персональной ответственности был создан в 1996 году для защиты интересов туристов в случае банкротства туркомпании.
Он формируется за счет ежегодных отчислений компаний-участников в размере 1% от общей цены турпродукта за прошедший год. Сейчас, после массовых невылетов туристов летом 2025 года, в качестве меры поддержки взносы временно снизили до 0,75%. Участники конгресса также выступили с просьбой сократить взносы до 0,5% и продлить льготный режим до весны 2026 года.
Сейчас объем ФПО составляет 5,7 млрд рублей, рассказал директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко.
При этом похожая практика по перенаправлению средств фонда уже использовалась в 2020 году, напомнил он в разговоре с «Известиями».
— У нас была ситуация с закрытием границ в 2020 году, когда началась пандемия. И тогда правительство разрешало использовать в том числе именно эти средства для компенсации расходов, — отмечает он.
Основные опасения скептиков связаны с возможным снижением объемов ФПО, однако операторы готовы восполнять потраченные средства уже в конце каждого квартала, подчеркнул директор Национального союза профессионалов туриндустрии (НСПТ) Владимир Каганер.
— Это огромные деньги, которые лежат сейчас мертвым грузом. Больше того, это деньги, которые год от года увеличиваются, — напомнил он. — Мы просим у регулятора дать операторам возможность пользоваться своими средствами, дополнительных средств мы для себя не просим.
Издание также обратилось в регулирующее деятельность туротрасли Минэкономразвития с просьбой прокомментировать эту инициативу, однако к моменту публикации материала ответ получен не был.
Какие изменения в законодательство понадобятся
Основной юридический нюанс, по словам Осауленко, заключается в том, что сегодня средства в фонде предусмотрены для использования непосредственно в случае банкротства туристической компании для защиты интересов ее туристов.
По действующему закону, использовать средства ФПО для компенсации таких расходов туроператоры не могут, подтвердила «Известиям» зампредседателя комитета Госдумы по туризму Наталья Костенко. Однако, по ее словам, такое использование близко к изначально заявленным целям фонда.
Если самолет не взлетел вовремя из-за мер безопасности в российских или зарубежных аэропортах, это означает, что у туристического оператора теряется часть броней, которые он должен создавать заново, соответственно, нести убытки, напоминает она.
— Но банкротств [на случай которых создан фонд] мы не видели уже много лет. Поэтому я считаю, что вполне это реальный механизм в случае, если речь идет о потенциальном банкротстве и, соответственно, неисполнении обязательств перед туристами, — поделилась она в разговоре с «Известиями».
Для этого, однако, необходимы определенные законодательные изменения, указывает собеседница «Известий».
— Нужно предусмотреть такой вид причин, на которые может, например, компания брать деньги из ФПО, — отметила Наталья Костенко.
По мнению Александра Осауленко, для усовершенствования действующего механизма не потребуется вносить существенных изменений в закон.
— Достаточно будет подзаконных актов, таких как постановление правительства. Мы этим в свое время и руководствовались, когда были внесены изменения в законодательство этой ситуации 2020 года, — отметил он в разговоре с «Известиями».
Мнения участников рынка
Сильнее всего в создавшейся ситуации страдают крупные игроки, которые дорожат своей репутацией и своими клиентами, отметил Владимир Каганер. В то же время небольшие компании или агрегаторы могут снять с себя часть ответственности в случае, если их изначальные обязательства по бронированию отеля и покупке билетов до задержки или отмены рейса были исполнены, полагает он.
— Будет справедливо, если за счет дополнительной поддержки из средств фонда мы сможем немного уравнять в правах участников рынка, — полагает собеседник «Известий».
Генеральный директор компании «Мальдивс Бонус» Ольга Новикова рассказала изданию, что не сталкивалась с издержками в случае закрытия аэропортов, поскольку работает только с регулярными авиакомпаниями — ответственность за перенос вылетов и размещение туристов брали на себя перевозчики.
— Пока всё, с чем мы сталкивались, решается и с авиакомпаниями, и с отелями напрямую. Если даже мы решали в какой-то момент деньгами, мы всё равно это компенсировали, — отметила собеседница издания.
По ее мнению, достаточно эффективным средством является регулярное страхование туристов от невыезда.
Однако активное участие страховщиков будет означать повышение стоимости страховки, а значит, и повышение стоимости тура, рассказывает Виталий Ольгин. Это будет тем более заметно на фоне уже имеющегося роста цен на туристические продукты, отметил он.
— Туры и так стоят дорого. Закладывать в них еще какие-то риски — это критично с точки зрения их доступности, — рассуждает собеседник «Известий».
Некоторые страховщики предлагают страховки от невыезда, однако вводить или нет такой продукт — это бизнес-решение, которое принимается каждой конкретной компанией, напоминает директор филиала страховой компании «Евроинс» Юлия Алчеева.
Летом этого года в компании запустили программу страхования от невыезда, в том числе для пассажиров чартерных рейсов. Выплаты бенефициарные — в случае задержки или отмены рейса пассажир получает фиксированную сумму в 5 тыс. рублей, при путешествии семьей — отдельную выплату на каждого члена семьи.
— Массовые задержки рейсов — это кумулятивная история, когда сразу много туристов одновременно остаются в аэропорту или попадают на запасной аэродром. Поэтому страховщикам важно просчитать все риски, прежде чем вводить такой продукт, — пояснила она.
Растущий интерес к такой услуге она, как и Александр Осауленко, сравнивает с ситуацией в годы ковида — когда к существовавшей и ранее страховке от невыезда произошел всплеск потребительского интереса.
Вариант заложен в стоимость
Массовое использование альтернативных механизмов — в том числе страхования от невыезда — это «перекладывание ответственности на чужие плечи», уверен Виталий Ольгин.
— Получается, единственный вариант, который уже заложен в стоимость, — это использование денежных средств Фонда персональной ответственности, — рассуждает он.
Точно оценить убытки, понесенные туроператорами, трудно, поскольку ситуация «меняется динамично», отметил Владимир Каганер. Однако уже сейчас, по его мнению, речь идет о «миллиардных суммах».
Собеседники издания указывают, что задействование резервных средств «на опережение» может быть более эффективным, чем ожидание банкротства той или иной компании для того, чтобы использовать средства фонда.
— Важно помнить — пока туроператор живой, турист защищен, — подчеркнул Александр Осауленко.