Вложиться по полной: стартует сезон новогодних акций на банковские вклады
Повышенные процентные ставки по депозитам, бонусы клиентам и даже сладкие подарки. Чем банки собираются привлекать клиентов в предновогоднем сезоне и насколько эффективными могут оказаться эти меры, разбирались «Известия».
Зачем банки повышают ставки
Конец финансового года — время отложить средства, накопить финансовую подушку, разобраться с долгами. И назначить новые цели с учетом доступных инструментов умножения капитала. Самыми распространенными по-прежнему остаются вклады. Причина — в простоте оформления (в том числе онлайн), надежности (вклады застрахованы АСВ) и высокой доходности (на данный момент Банк России смягчает монетарную политику медленнее, чем ожидалось).
Ноябрь и декабрь — время всплеска потребительского спроса. Как правило, резко растут объемы выдачи кредитов на новогодние подарки или запланированные в текущем году покупки, утверждает заместитель директора Банковского института развития Юлия Макаренко.
— Параллельно с этим банки стараются сделать привлекательные продукты для вкладчиков, чтобы иметь в распоряжении короткие свободные деньги, которые можно выдать в виде небольших кредитов, которые оформляют в банках или прямо у ретейлеров. Следовательно, новогодние акции на депозиты не только направлены на новых клиентов, которых сейчас банкам очень тяжело привлечь, но и обеспечивают устойчивость банков, — комментирует она.
Премии — в банки
В декабре приток средств вкладчиков фиксируется регулярно. Руководитель группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерий Пивень объясняет активность вкладчиков разовыми начислениями к праздникам: бонусы, 13-я зарплата и т. п.
— С учетом этого, банки активизируют рекламную активность, чтобы как предотвратить отток средств в другие банки, так и чтобы нарастить клиентскую базу, — сообщил он.
Согласна с ним и Юлия Макаренко.
— Когда у граждан появляются дополнительные деньги, банкам нужно заманить их к себе, и желательно на долгие годы, — утверждает она.
По ее словам, такие бонусы, как 13-я зарплата, в основном есть у сотрудников крупных корпораций, особенно государственных, а также у служащих и бюджетников.
Не только выгодные проценты
Новогодние специальные сезонные предложения, как правило, рассчитаны на краткий или средний срок (от трех до девяти месяцев) и предлагают повышенную процентную ставку — обычно на один-два процентных пункта выше стандартной. В нынешних условиях, когда ключевая ставка постепенно снижается, банки, вероятно, будут осторожнее и ограничатся короткими вкладами, но с привлекательными условиями, полагает МВА-профессор бизнес-практики по цифровым финансам Президентской академии Алексей Войлуков.
— К традиционным предновогодним акциям часто добавляются и другие бонусы: выпуск бесплатных брендированных карт, повышенные кешбэки, скидки на оплату в кафе, ресторанах, театрах и музеях. Это актуально, так как люди покупают больше подарков, чаще посещают культурные мероприятия и заведения, — говорит он.
Новые клиенты
Новогодние кампании работают в основном как инструмент привлечения новых клиентов, отмечает эксперт в области маркетинга Сергей Федулов.
— Банки часто делают «входные» продукты максимально привлекательными, предлагая повышенные проценты или мгновенные бонусы, чтобы человек открыл первый депозит или карту. А затем уже включается экосистема дополнительных сервисов — от брокерских предложений до страховых и инвестиционных решений. В результате депозит становится не только способом временно разместить деньги, но и точкой входа в более долгосрочные финансовые отношения с банком, — говорит эксперт.
Однако, если клиенты премиальные и давно с банком, отмечает эксперт по маркетингу, на них тоже могут распространяться маркетинговые приемы банков.
— Иногда в арсенале появляются такие немонетарные стимулы, как подарочные наборы, сертификаты, участие в розыгрышах призов, бесплатное оформление карт или привилегий в партнерских сетях. Клиенту важно не только почувствовать выгоду, но и получить позитивный эмоциональный отклик от взаимодействия с банком, — заявил Сергей Федулов.
Банки также стараются укрепить отношения с клиентами через индивидуальные предложения, персонализированные подарки, приглашения на закрытые мероприятия.
— Такая стратегия не только повышает лояльность, но и снижает вероятность ухода клиента к конкурентам, особенно в условиях высокой волатильности ставок, отметила Юлия Макаренко.
Лид-магнит
По мнению Алексея Войлукова, иногда депозит — вывеска, или «лид-магнит», для привлечения в другие продукты.
— Так, иногда банки предлагают кредитные карты с увеличенным льготным периодом, а также акции брокерских компаний — например, подарок в виде ценных бумаг, чтобы заинтересовать клиента инвестиционными продуктами, — говорит он.
Как показывает практика, такая стратегия крайне эффективна: в декабре депозитная база физических лиц обычно увеличивается в четыре-пять раз сильнее, чем в среднем за год. «Это подтверждает, что декабрь — месяц максимальной финансовой активности», — резюмирует эксперт.
С психологической точки зрения активные предновогодние акции, реклама и сладкие подарки могут развернуть клиента из одного банка и переманить его к конкуренту, считает Юлия Макаренко.
— Это показывает заботу о клиенте, а людям хочется перед Новым годом настоящего праздника: получить в офисе банка коробку конфет, коробку с орехами, фирменный пряник с логотипом банка или варенье из роз, это очень приятно, — заключает она.
«Известия» направили запросы по предновогодним акциям и маркетинговым приемам банков в декабре в топ-20 крупнейших российских банков, однако ни один из них не ответил к моменту публикации материала. Источник в одном из банков на условиях анонимности отметил, что пока что нет информации по предновогодним акциям и еще не определен их список.