Юбилейный гроссмейстерский рубеж Никиты Кучерова — очередной повод поразмышлять о гениальности лидера «Тампы». После двух ассистов в матче с «Анахаймом» форвард вошел в клуб тысячников, выбив 1001 очко за карьеру в НХЛ (27 октября Никита забросил победную шайбу в матче с «Вегасом», набрав 1002-е очко). Этот показатель обязательно вырастет в ближайшие годы. На горизонте у Кучерова — Алексей Ковалев (1029) и Александр Могильный (1032). Нет сомнений, что Никита перекроет и достижение Сергея Федорова (1179 очков).
«Для меня было честью стоять на скамейке и смотреть, как он набирает 1000 очков. Кажется, будто он только вчера пришел в Лигу. Но он особенный, совершенно особенный игрок. Я думаю, он войдет в историю как один из величайших [игроков], если не самый великий игрок этой франшизы. У него еще всё впереди... Он набрал много очков за короткий промежуток времени. Это довольно впечатляюще», — цитирует главного тренера «Тампы» Джона Купера пресс-служба НХЛ.
Кучеров — на пике своей карьеры: перманентно претендует на 100 очков за регулярку и ценные индивидуальные призы по итогам сезона. Даже на спаде «Тампы» Никита оставался королем. Его значимость для команды сопоставима с Коннором Макдэвидом или Нэйтаном Маккинноном. А возможно, даже выше. Все-таки Макдэвид играет в связке с Леоном Драйзайтлем, Маккиннон — с Мартином Нечасом, ранее с Микко Рантаненом. У россиянина в партнерах — Брэйден Пойнт, Джейк Гюнцель, но их уровень ниже, чем у прямых конкурентов Кучерова за «Харт» и «Арт Росс».
Кучеров стал 17-м из 101 хоккеиста НХЛ по скорости набора 1000 очков (809 матчей), третьим — среди действующих. В этом веке быстрее него были только Коннор Макдэвид (659 матчей, четвертый результат в истории) и Сидни Кросби (757). Рекорд — у Уэйна Гретцки (424). Никита опередил всех россиян. Малкин прошел тысячу в 848-й игре, Овечкин — в 880-й, Могильный — в 947-й, Федоров — в 965-й, Ковалев — в 1249-й.
Никита по-настоящему одержим хоккеем. Фанат тренировок — такой эпитет подходит лидеру «Тампы». За эстетикой на льду скрываются утомительные занятия, анализ игр, часы самокопания. Как признавался Михаил Сергачев, бывший партнер по «Лайтнинг», Кучеров пашет так, словно выходит на последнюю тренировку в жизни. Такой объем работы осилит не каждый. Но Кучеров — особенный: трудолюбивый, верный хоккею, жаждущий прогресса. Неожиданные для многих вещи — обыденность для Кучерова. Благодаря таким мастерам неочевидное становится очевидным.
Большой талант дарован не каждому. Кучеров, очевидно, один из таких счастливчиков. Но без утомительных тренировок и самопожертвования Никита явно не стал бы тем, кем сейчас восхищаются по обе стороны океана. 1000 очков — показатель большого мастерства и его реализации на стабильной дистанции. Любители популизма много размышляют о советском хоккее, утраченном уникальном стиле, вшитом в ДНК российских игроков старой школы. Кучеров — тот уникум, который адаптировал тонкий комбинационный хоккей к североамериканской рутине, где правят скорость, силовое давление, физическая мощь.
К сожалению, о карьерном пути Никиты известно не так много. Интроверт по натуре, крайне редко выходящий на контакт с прессой, Кучеров предпочитает всё доказывать на льду. Большинство информации связано с ранними годами или передано словами партнеров, которые никогда не скупились на комплименты нападающему. По характеру Никита не самый покладистый. Иногда в нем просыпается хулиган: вспомните его дисквалификации за тычки или издевательство над конкурсами Матча звезд. Каждый гениальный человек своеобразен. Справедливо это и в отношении Кучерова.
Никита познал хоккей на полную катушку, но продолжает трудиться, работать над собой, чтобы оставаться лучшим. Невероятный интеллект сочетается в его игре с высоким мастерством. Он завоевал два Кубка Стэнли, собрал коллекцию личных призов, а теперь покорил 1000 очков — и готов к новым рекордам. Останавливаться форвард «Лайтнинг» не намерен и в 32 года.
Автор — хоккейный обозреватель «Спорт-Экспресса»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора