Вся система международной безопасности переживает глубокий кризис. Но рыба гниет, как говорится, с головы. Об этом, по сути, говорил и министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая на открытии очередного Глобального форума молодых дипломатов, прошедшего в Дипломатической академии.
Действительно, огромное количество проблем современности упирается в деградацию базовых институтов, призванных обеспечить справедливость, равноправие и предотвращение конфликтов. Например, практически прекратила эффективную деятельность Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая полвека назад создавалась как инструмент поддержания мира на многострадальном континенте.
Совет Европы превратился в русофобский клуб, генерирующий всё новые абсурдные инициативы. «Большая двадцатка» с подачи западников раскололась на две части, и перспектив преодоления этого раскола не просматривается. И, конечно, в год ее 80-летия тяжелые проблемы сотрясают Организацию Объединенных Наций.
ООН создавалась великими, без преувеличения, дипломатами и политиками середины прошлого века для недопущения новой мировой войны. В целом эта задача была решена — хотя, говоря откровенно, число жертв многочисленных конфликтов на фронтах холодной войны тоже измеряется миллионами. Но остановить кровопролитие в первые десятилетия существования организации не представлялось возможным. Тот же Совет Безопасности был скорее ареной дипломатического противостояния, да и Генассамблея рассматривалась как форум, на котором великие державы ведут борьбу за симпатии стран «третьего мира».
После окончания биполярной дуэли казалось, что в мире произошли грандиозные перемены и логика идеологической борьбы Востока и Запада осталась в прошлом. Джордж Буш – старший в 1991 году провозгласил создание нового мирового порядка, в центре которого якобы должна была оказаться ООН.
Но затем американцы сделали всё возможное, чтобы снизить потенциал организации. Сначала ее пытались поставить под контроль, расставив «правильных» людей на ключевые посты, начиная с генсека. Затем, столкнувшись с сопротивлением России и Китая, и вовсе решили обходиться без резолюций организации.
Военная интервенция НАТО в Югославии, как и вторжение в Ирак, стали демонстративными акциями по нарушению международного права. Более того, именно тогда появилась на свет концепция «порядка, основанного на правилах», которая как раз и базировалась на попрании принципов сосуществования Объединенных Наций. Мир вступил в эпоху управляемого хаоса. Но управляем он был весьма относительно, и то лишь до того момента, пока сами США не погрузились в кризис.
Последствия этих событий мы расхлебываем и сегодня. Украинский конфликт стал следствием вопиющего нежелания государств НАТО руководствоваться идеями, воплощенными в Уставе ООН. Пытаясь пододвинуть альянс к границам России, готовясь — о чем теперь говорят открыто — к военному столкновению с нашей страной и ведя против российского народа гибридную войну, Запад перешел красные линии, проведенные в 1945 году. Следствием стала трагедия, разворачивающаяся на наших глазах на оккупированной Западом украинской земле, — трагедия, положить конец которой может только достижение целей специальной военной операции. По сути, мы сегодня боремся за возвращение международного сообщества к корням. К верховенству закона и порядка, к реставрации прежнего величия ООН, к созданию условий для ее эффективного функционирования. И есть четкое понимание, что принуждение Киева и его покровителей к миру позволит нам перезагрузить глобальные политические процессы, оставив позади мрачное наследие однополярности.
Автор — проректор Дипломатической академии МИД РФ
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора