Не для жиру: продажи аналогов «Оземпика» выросли втрое
Объем продаж аналогов «Оземпика» на российском рынке вырос в три раза, узнали «Известия». По итогам девяти месяцев было куплено более 3,6 млн упаковок на 20,5 млрд рублей, подсчитала DSM Group. Бурный рост спроса связан с увеличением числа недорогих дженериков на рынке и относительно доступным способом похудения у населения, отмечают эксперты. Они полагают, что такой тренд в ближайшие годы усилится — в мире сегодня ведется уже около 120 разработок препаратов нового поколения для лечения ожирения.
Как меняется структура продаж
Аптечные продажи препаратов с международным непатентованным наименованием (МНН) семаглутид в январе – сентябре 2025 года в денежном объеме составили 20,5 млрд рублей. Это в 3,1 раза больше, чем за аналогичный период 2024-го, подсчитала DSM Group. С данными исследования ознакомились «Известия». В натуральном выражении продажи выросли год к году в 2,8 раза, до 3,6 млн упаковок.
Похожая динамика у RNC Pharma. По ее данным, аптеки в январе – сентябре продали 3,63 млн упаковок (рост в 3,7 раза год к году) на 19 млрд рублей (в 3,4 раза больше).
Сильнее всего выросла реализация препарата под торговой маркой «Семавик» фармкомпании «Герофарм». Его продажи в деньгах составили 13 млрд рублей (рост в 2,8 раза), в штуках — 2,2 млн упаковок (больше в 2,7 раза), следует из данных DSM Group. Затем следует «Квинсента» (выпускает «Промомед»), объем ее реализации увеличился в годовом выражении в 1,6 раза, до 3,3 млрд рублей, и 609 тыс. упаковок. Также в начале года фармкомпания вывела на рынок новую торговую марку семаглутида «Велгия» — с начала года продано 709,6 тыс. упаковок этого средства на 3,6 млрд рублей.
Изначально семаглутид был разработан для лечения сахарного диабета II типа. Он входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов — на них цены регулирует государство. В последние годы он также стал использоваться для снижения веса, особенно у людей с избыточной массой тела и ожирением, напоминает исполнительный директор RNC Pharma Николай Беспалов.
Оригинальный препарат был защищен патентом до 2035 года, но в ноябре 2022-го датская фармкомпания уведомила Росздравнадзор о прекращении его поставок в РФ. В конце декабря 2023-го правительство России выпустило распоряжение, позволившее отечественным фармкомпаниям на протяжении года выпускать аналог этого лекарства без согласия владельца патента. Впоследствии кабмин продлил это разрешение до конца 2025 года.
При этом продажи самого «Оземпика» от датской Novo Nordisk снизились, но не прекратились. За девять месяцев этого года объем его реализации в аптеках составил 8,5 тыс. упаковок на 166,8 млн рублей, следует из данных DSM Group. Таблеточную форму препарата под маркой «Ребелсас» от европейской фармкомпании за аналогичный период времени аптеки продали в объеме 2,5 тыс. упаковок на 39,4 млн рублей. Речь идет о «серых» поставках этих лекарств, полагает Николай Беспалов.
Novo Nordisk не контролирует импорт продукции через неофициальные каналы поставок или для личного пользования, а также не отслеживает выпуск в гражданский оборот таких партий лекарственных препаратов, заявил «Известиям» ее представитель. Фармкомпания поставляет на рынок инсулины, производимые на заводе в России, напомнил он.
Почему увеличивается интерес к препаратам
Увеличение продаж аналогов «Оземпика» подтверждают и участники аптечного рынка. Через сервис Megapteka.ru в январе – сентябре было реализовано 42,9 тыс. упаковок препаратов, что почти в три раза больше, чем за тот же период 2024-го, сказал «Известиям» гендиректор этой компании Дмитрий Чирков. В «Здравсити» (входит в ГК «Протек») продажи лекарств на основе семаглутида за девять месяцев превысили прошлогодний показатель более чем в 3,5 раза как в деньгах, так и в штуках — более 110 тыс. упаковок, рассказал «Известиям» гендиректор этой компании Евгений Ружейников. В аптечной сети «36,6» их реализация выросла в 2,6 раза, до 243,1 тыс. упаковок, сообщил ее представитель.
Такая динамика связана с увеличением на российском рынке в этом году новых отечественных аналогов, объяснил Дмитрий Чирков. Так, в прошлом году на «Здравсити» были доступны лишь два наименования средств с упомянутым МНН, в этом году насчитывается пять брендов, отметил Евгений Ружейников. Все они — дженерики российского производства, добавил он.
На начало октября в России зарегистрировали уже 15 торговых наименований семаглутида, следует из данных госреестра лекарственных препаратов.
В начале октября «Промомед» зарегистрировал пероральную форму под торговой маркой «Семальтара» в дозировках 3 мг, 7 мг и 14 мг, рассказала директор по новым продуктам компании Кира Заславская. По ее словам, появление лекарства в такой форме позволит пациентам улучшить приверженность терапии. Объем инвестиций в производство она не раскрыла.
Кроме того, российские препараты существенно дешевле датского оригинала, указал Дмитрий Чирков. В Megapteka.ru средняя цена упаковки снизилась год к году вдвое — с 12,4 тыс. до до 6,6 тыс. рублей, добавил он.
Высокий спрос связан с растущей проблемой ожирения, сказала заместитель гендиректора «Герофарм» Марина Рыкова. За пять лет заболеваемость россиян выросла на 52%, отмечала 23 октября замминистра здравоохранения Евгения Котова.
Медикаменты с действующим веществом семаглутид предназначены прежде всего для лечения сахарного диабета II типа, подчеркнул Евгений Ружейников. Снижение веса — это не целевой, а реактивный эффект препаратов, отметил он. Применение таких лекарств для снижения веса возможно исключительно после консультации с врачом, указал эксперт.
Впрочем, в ближайшие годы тренд на использование инновационных препаратов для лечения метаболических нарушений и ожирения у фармкомпаний, скорее всего, усилится, считает Марина Рыкова. В мире сегодня ведется около 120 разработок лекарств нового поколения (next-in-class) для лечения ожирения. «Герофарм» до 2030 года планирует выпустить более пяти средств для лечения ожирения. В этом году компания представила препарат с действующим веществом тирзепатид, которое воздействует не только на подавление аппетита, но и на наиболее опасный висцеральный жир, добавила топ-менеджер.
Согласно прогнозам Morgan Stanley, мировой рынок препаратов для похудения к 2035 году может достичь $150 млрд. По итогам 2024-го объем продаж этого рынка составил около $15 млрд, оценивает инвестбанк.