Держать руку на пульте: с чем связана тренировка стратегических ядерных сил
Тренировка стратегических ядерных сил России под руководством Владимира Путина прошла 22 октября: в рамках планового мероприятия выполнены пуски межконтинентальных баллистических и крылатых ракет воздушного базирования. С космодрома Плесецк по полигону Кура на Камчатке осуществлен пуск баллистической ракеты «Ярс», из акватории Баренцева моря — баллистической ракеты «Синева», также к тренировке привлекались самолеты дальней авиации Ту-95МС, выполнявшие пуски крылатых ракет воздушного базирования. При этом эксперты единогласно заявляют: подобные учения — это не внезапный всплеск ядерной активности, а многолетняя практика и ожидаемое событие в цикле боевой подготовки.
Какие образцы вооружения прошли испытания
22 октября под руководством Владимира Путина прошла тренировка стратегических ядерных сил с привлечением их наземной, морской и авиационной составляющих. Верховный главнокомандующий вышел на связь из Кремля, остальные участники находились в Национальном центре управления обороной Российской Федерации.
— Сегодня у нас плановая, хочу это подчеркнуть, плановая тренировка по управлению ядерными силами, — заявил президент.
Начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ Валерий Герасимов уточнил подробности учений. Практические действия выполнили подвижный грунтовый ракетный комплекс «Ярс» с государственного испытательного космодрома Плесецк, ракетная подводная лодка стратегического назначения Северного флота «Брянск» из акватории Баренцева моря, а также стратегические ракетоносцы Ту-95МС с аэродрома «Украинка».
Тренировка позволила проверить уровень подготовки органов военного управления, а также практические навыки оперативного состава по организации командования подчиненными войсками и силами, уточнили в Минобороны России. Применение ключевых образцов вооружения Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) и морского компонента, а также авиационной составляющей, демонстрирует слаженность и технологическую зрелость всей системы, считает военный эксперт Дмитрий Корнев.
— В частности, пуск подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК) «Ярс» с космодрома Плесецк подтверждает его роль как основной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) сухопутного базирования, — заметил специалист.
Твердотопливный, трехступенчатый «Ярс» с разделяющейся головной частью индивидуального наведения, несет три-четыре термоядерных блока мощностью 300–500 кт каждый (для сравнения над Хиросимой был взорван заряд мощностью 15–20 кт). Он обладает высокой живучестью благодаря мобильности и служит основой ударной мощи РВСН, планомерно заменяя устаревающие комплексы. Учитывая принятие «Ярса» на вооружение еще в 2009 году и сообщения о скором завершении его развертывания, вполне логично ожидать появления и активного внедрения его модернизированных вариантов, рассказал Дмитрий Корнев «Известиям».
В морском компоненте наиболее вероятно ключевым игроком остается баллистическая ракета подводных лодок (БРПЛ) Р-29РМУ2 «Синева» — жидкостная ракета, размещенная на крейсерах проекта 667БДРМ «Дельфин». Обладая межконтинентальной дальностью (свыше 8 тыс. км) и способностью нести до 10 легких высокоскоростных боевых блоков, «Синева» считается эффективным средством морского ядерного сдерживания. Несмотря на постепенную замену этих ракет на более современные «Булава» на подлодках проекта «Борей», «Синева» и ее носители, очевидно, будут нести боевую службу минимум до 2030 года, что подтверждает ее потенциал после проведенной модернизации.
— Наибольшая секретность традиционно окружает применение авиационного компонента. Отсутствие детальной информации о ракетах, запущенных со стратегического бомбардировщика Ту-95МС, позволяет предположить, что речь идет о стратегических крылатых ракетах. Наиболее современные из них — Х-101 (неядерный) или его ядерный вариант Х-102 (с термоядерной боеголовкой мощностью, по разным оценкам, до 1 Мт), — предположил Дмитрий Корнев.
С учетом общего курса на модернизацию стратегических сил, вполне вероятно, что для пусков были использованы именно новейшие или модернизированные варианты этих ракет, что и объясняет повышенную закрытость информации, добавил он.

В составе РВСН сейчас 95% новой и новейшей техники. У России практически не осталось комплексов, которые принимались на вооружение в советское время. В ближайшие два-три года должна произойти ускоренная замена последних советских тяжелых жидкостных МБР Р-36М2 «Воевода» на перспективный «Сармат», а также планируется ротация более старых «Тополь-М» на новые модификации «Ярсов». В результате РВСН в скором времени будут вооружены исключительно современными, прошедшими российскую разработку и производство комплексами, что не только повышает боевые характеристики, но и укрепляет технологический суверенитет стратегических ядерных сил.
Учения не направлены против Запада
Поддержание боевой готовности триады ядерных сил — это вопрос, который, несмотря на любой международный контекст, требует повышенного внимания, считают эксперты. В последний раз аналогичная тренировка состоялась в конце октября 2024-го. Таким образом, это «не внезапный всплеск ядерной активности, а ежегодная, многолетняя практика» и «абсолютно рутинное и ожидаемое событие в цикле боевой подготовки», отметил в разговоре с «Известиями» экс-командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц.
— Принципиальное отличие наших учений от учений стран Запада лежит в их замысле. Ни на одних наших учениях не отрабатывается вариант нанесения первого удара. Замысел всегда предполагает ответный или ответно-встречный удар. Это означает, что любое учение строится, исходя из сценария, при котором Россия подвергается агрессии или ядерному нападению и только после этого наносит ответный удар, — уточнил он.
По его словам, это фундаментальное положение, которое лежит в основе всех наших стратегических учений и подтверждает позицию военно-политического руководства. А она не предусматривает упреждающего ядерного нападения.
Впрочем, из-за того, что в мире складывается непростая и непредсказуемая ситуация, проводимые учения, безусловно, вызывают повышенное внимание.
— У РФ подход такой: мы совершаем все действия на паритетной основе. То есть, если со стороны стран коллективного Запада, обладающих ядерным оружием, будет намерение вести работу по сокращению ядерных сил, то, безусловно, и мы будем двигаться в том же направлении. Пока разрушение всей мировой системы договоров по стратегическим и наступательным вооружениям говорит о том, что намерения такого нет. И, когда вопрос разоружения станет ключевым, не известно, — сказал «Известиям» проректор Дипакадемии Олег Карпович.
Соответствующее мнение разделяет и политолог Дмитрий Еловский. По его словам, подобная плановая тренировка ядерных сил — не угроза для западных стран. При этом Россия неоднократно подтверждала приверженность Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ). Владимир Путин еще в конце сентября, в частности, заявил: РФ, «чтобы не провоцировать дальнейшую гонку стратегических вооружений», готова еще год соблюдать договор об СНВ, который истекает 5 февраля 2026 года. Однако при условии, что США будут действовать аналогичным образом.
— Мы последовательно выполняем взятые на себя обязательства и выступаем за продление действия договора, понимая его важность для поддержания баланса сил и уменьшения риска военных конфликтов. Такое ответственное отношение России к контролю над вооружениями — еще одно подтверждение того, что укрепление нашей безопасности не противоречит интересам глобальной стабильности, а, напротив, способствует ей, — заключил Дмитрий Еловский.
Напомним, что по окончании этого договора у сторон не останется документов, которые бы сдерживали их ядерные арсеналы. Дональд Трамп назвал это предложение хорошей идеей. Владимир Путин поручил профильным ведомствам отслеживать деятельность США применительно к арсеналу СНВ. Известно, что вопрос сокращения ядерных арсеналов Владимир Путин обсуждал с Дональдом Трампом лично во время саммита на Аляске.