22 октября исполняется 140 лет со дня установления дипломатических отношений между Россией (тогда Российской империей) и Аргентинской Республикой. И хотя консульские связи были налажены еще раньше — в 1866 году, — именно подписание в 1885-м соответствующих документов стало знаковым событием, положившим начало системному диалогу.
В конце XIX века наши страны переживали период бурного экономического роста, а находившиеся у власти император Александр III и президент Хулио Рока стремились диверсифицировать внешние контакты. Появившиеся каналы двусторонней коммуникации позволили заложить основы будущего сотрудничества, история которого свидетельствует, что оно никогда не ограничивалось формальной дипломатией.
Первым российским послом в Аргентине стал Александр Ионин, известный дипломат и географ. Он проехал вдоль восточного побережья Южной Америки, от устья Амазонки до Магелланова пролива, и вдоль западного — до перуанского порта Кальяо. Описание путешествия с ценными характеристиками природы, хозяйства и быта Ионин изложил в четырехтомном труде «По Южной Америке», за который в 1897-м получил престижную академическую Макарьевскую премию. Не менее выдающимся был и первый аргентинский посол в России — Карлос Кальво, прославившийся в качестве видного историка, публициста, юриста-международника. Автор внешнеполитической доктрины, названной в его честь и направленной на предотвращение вмешательства европейских держав во внутренние дела Латинской Америки под надуманным предлогом защиты частных интересов своих граждан.
В начале XX века на берега Рио-де-ла-Платы прибыло значительное число выходцев из далекой России (сегодня их потомки — около 300 тыс. человек — крупнейшая русскоязычная диаспора в Латиноамериканском регионе). Они стали заметной частью аргентинского общества, внесли весомый вклад в становление науки, образования, инженерного дела, медицины, искусства. Русские быстро переняли местные обычаи, в том числе такие, как мате (чайный напиток) или асадо (жареное мясо). При этом община не потеряла связь с исторической Родиной, сберегая национальные традиции и идентичность. В Аргентине по сей день в различных регионах страны работает множество культурных и спортивных клубов, носящих имена Ф.М. Достоевского, В.В. Маяковского, В.Г. Белинского и других классиков российской литературы. В архитектурный ансамбль Буэнос-Айреса органично вписались купола православных храмов. Аргентинцы, со своей стороны, знают и любят русские матрешки (здесь их называют мамушками) и самовары, по достоинству ценят творчество русских писателей.
После революции 1917 года в России Буэнос-Айрес не признал легитимной власть Советов, что естественным образом снизило динамизм сотрудничества. Тем не менее торгово-экономические связи продолжали развиваться. Аргентина первой из стран региона организовала в 1921-м поставки зерна на советский рынок. В южноамериканской столице в 1927–1931 годах в этих целях функционировало акционерное общество «Южамторг». Во многом именно заинтересованность местных экспортеров сельхозпродукции способствовала поддержанию аргентинским правительством коммуникаций с Москвой, что впоследствии послужило фундаментом для нормализации двусторонних отношений.
Объединения иммигрантов из Российской империи и Советского Союза сыграли важную роль во время и сразу после Великой Отечественной войны, когда, несмотря на прерванные дипотношения, такие организации, как «Славянский союз Аргентины» и «Русское общество помощи пострадавшим от войны», организовывали сборы денежных средств, продуктов питания, устраивали благотворительные концерты и лотереи.
В 1946 году межгосударственный диалог возобновился и постепенно приобрел многоплановый характер. В 1953-м было заключено Торговое и платежное соглашение между СССР и Аргентинской Республикой. Подтверждая позитивный вектор двусторонних отношений, в 1955-м в аргентинской столице (впервые в Латиноамериканском регионе) прошла советская промышленная выставка, которую посетил президент Хуан Доминго Перон, а в 1958 году Советский Союз предоставил Аргентине кредит на сумму свыше $100 млн на развитие нефтяной промышленности.
Большое внимание в 1950–1970-е годах уделялось гуманитарным обменам: организовывались визиты делегаций, выставки, гастроли театров и концертных коллективов. В тот период закладывались актуальные и сегодня основы партнерства.
Узы дружбы между СССР и Аргентинской Республикой вновь прошли испытание на прочность в 1980 году, когда после крайне низкого урожая зерна в Советском Союзе США ввели против него продовольственное эмбарго. Буэнос-Айрес, несмотря на находившуюся тогда у власти антикоммунистическую военную диктатуру, принял решение прорвать эту блокаду и начать поставки, тем самым удовлетворив внутренний спрос на жизненно важные продукты питания для советского народа.
СССР, в свою очередь, неизменно поддерживал Аргентину, указывая на необходимость урегулирования спора с Великобританией по мальвинскому вопросу в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №2065 от 1965 года и рядом последовавших документов. Советский Союз всегда решительно выступал против колониальных практик. Эта линия сохранилась и в современной политике России, она подтверждает преемственность подходов и уважение к исторической справедливости.
После распада СССР Российская Федерация последовательно стремилась укреплять разноплановые связи с Аргентиной, которые в 2015 году приобрели характер всеобъемлющего стратегического партнерства.
Хорошие друзья познаются в тяжелые времена. Когда 15 ноября 2017 года произошла трагедия с подводной лодкой «Сан-Хуан», поисково-спасательные службы России были одними из первых, кто прибыл на место аварии. Два месяца спустя команды других государств прекратили поиски, однако в ответ на обращение семей экипажа в адрес президента Владимира Путина российское судно «Янтарь» продолжало настойчиво прочесывать район крушения.
Ярким примером товарищеской поддержки стало сотрудничество в период пандемии коронавируса COVID-19. Аргентина первой в Латинской Америке получила доступ к российской вакцине «Спутник V», которая сыграла решающую роль в национальной программе иммунизации. Этот шаг стал демонстрацией высокого уровня дружбы и доверия между нашими странами и народами.
140-летие — это не только юбилейная дата, но и повод осмыслить пройденный путь. Он свидетельствует о прочности и надежности двустороннего взаимодействия вне зависимости от политической конъюнктуры. Россия традиционно рассматривает Аргентину в качестве важного и проверенного временем партнера, подтверждает готовность к дальнейшему наращиванию отношений. Считаем, что они должны быть «всепогодными».
Есть известная поговорка — «старый друг лучше новых двух». Она как нельзя лучше подходит для описания длинной истории соработничества наших государств, которые разделяют 13,5 тыс. км. Мы не можем изменить расстояние, но нам по силам сохранить и приумножить почти полуторавековое достояние совместной деятельности во имя развития и процветания.
Автор — посол России в Аргентине
Материал подготовлен в соавторстве с аргентинским историком, писателем, амбассадором Российского общества «Знание» в Аргентине Кристианом Ламесой