В эту пятницу, 10 октября, отмечают Всемирный день психического здоровья. По данным ВОЗ, около 30% россиян испытывают в этой области проблемы в течение своей жизни, включая тревожные расстройства, депрессию, шизофрению и зависимости различного характера.
Сейчас многие россияне с трудом адаптируются к современным реалиям, что приводит к повышению уровня тревоги и депрессии. Кроме того, пандемия COVID-19 внесла значительный вклад в ухудшение ситуации. Ограничения мобильности, изоляция и ощущение неопределенности будущего привели к резкому увеличению случаев депрессивных состояний и тревожных расстройств.
Некоторые психические расстройства в большой степени наследственны (например, шизофрения), тогда как с другими может столкнуться каждый из нас. В частности, выгорание — это физическое и эмоциональное истощение, возникающее вследствие длительного воздействия хронического стресса, особенно связанного с работой или личной жизнью. Оно характеризуется ощущением усталости, отсутствием мотивации, чувством пустоты и неспособностью испытывать радость от обычных удовольствий. Каждому из нас необходимо уметь вовремя распознавать наличие признаков выгорания, научиться говорить «нет» лишним обязательствам, больше делиться с близкими своими чувствами и оказывать друг другу поддержку.
Основные факторы, способствующие развитию психических нарушений, — хронический стресс, неблагоприятные условия жизни, социальные и экономические проблемы, а также недостаток поддержки со стороны семьи и друзей. А среди наиболее распространенных заболеваний выделяют депрессии, тревожные расстройства, неврозы и зависимости. Эти недуги оказывают значительное влияние на общее самочувствие, работоспособность и социальную адаптацию людей.
Несмотря на растущую осведомленность общественности о важности психического здоровья, многие граждане продолжают избегать обращения за профессиональной помощью. Беда в том, что различные заблуждения создают препятствия для своевременного оказания помощи. Очень важно бороться с предрассудками, чтобы каждый мог получать необходимую поддержку и вести полноценную жизнь.
Более того, немалая часть наших граждан продолжает жить мифами о психологии и психических заболеваниях. «Обращение к психологу означает признание своей неполноценности», «Депрессия — это всего лишь плохое настроение, которое пройдет само собой», «Лечение психических расстройств неэффективно и бессмысленно» — это лишь некоторые из наиболее распространенных стереотипов.
Впрочем, есть и другая сторона медали. В последнее время стало модно болеть психическими расстройствами. Тревожность, панические атаки, расстройства пищевого поведения и даже аутизм в глазах некоторых ипохондриков могут выделять их из толпы, придают им образ особенных людей. Это явление называется вторичной выгодой — дело в том, что больные (или притворяющиеся) могут находить выгоду в своей болезни. И если в детстве целью такого поведения были прогулы школы, то во взрослом возрасте человек может начать таким образом подпитывать свою самооценку или обвинять других в том, что его сложную личность никто не понимает.
Одним из ключиков к решению многих бытовых проблем может быть работа со своим совладанием. Совладание — это стратегии и механизмы, используемые человеком для управления стрессовыми ситуациями и достижения внутренней гармонии. Этот термин описывает способы реагирования на трудные моменты жизни, помогающие адаптироваться и поддерживать стабильность психического состояния. Так, все наши реакции можно условно поделить на проблемно-фокусированные (поиск возможностей для решения проблемы), эмоционально-фокусированные (выражение чувств, поиск поддержки в общении, отвлечение от проблемы) и переоценку ситуации, изменение восприятия.
А вот неприспособительное совладание включает использование вредных привычек, таких как алкоголь, курение, переедание, избегание проблем и пассивность. Такие стратегии могут привести к ухудшению физического и психического здоровья, снижению работоспособности и возникновению конфликтов в отношениях.
Психология сейчас становится всё более доступной — в том числе за счет современных новшеств. Можно выделить, например, удаленную видеосвязь между психологом и клиентом и использование виртуальной и дополненной реальности. И если насчет видеосвязи всё примерно понятно (многие из нас сейчас по работе или семейным причинам пользуются ею), то виртуальная и дополненная реальность предлагает клиентам проработку проблемы за счет глубокого погружения.
Благодаря этому, например, стала возможной более эффективная работа со страхами. В частности, в нашем институте мы разработали приложение для телефона, которое помогает в очках виртуальной реальности бороться с боязнью пауков и крыс. Виртуальная реальность дает возможность справиться с посттравматическим синдромом путем погружения в конфликт. Пациентам с проблемами в общении виртуальная реальность предлагает более безопасный, но очень действенный способ научиться социальным навыкам в игровой форме.
В сферу психологической помощи проникает и искусственный интеллект. Однако важно помнить, что он ни в коем случае не заменяет живое общение. Особенное беспокойство вызывают разработки, в которых человеку предлагается дружить с вымышленными персонажами — очевидно, взамен настоящей дружбы. Можно и «воскресить» умершего родственника — в цифровом виде. Но будем надеяться, что здравый смысл победит в этих случаях и люди не будут путать настоящую реальность с тем, что ее замещает.
Автор — директор Института психологии здоровья НИУ ВШЭ
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора