Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Российский вратарь Бобровский подрался с американцем Недельковичем
Мир
TiP сообщила об отказе НАТО делиться разведданными с США из-за Гренландии
Мир
Австралия закрыла десятки пляжей в Сиднее после нападений акул
Мир
Посол РФ Барбин заявил о роли Дании как одного из основных спонсоров Киева
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 32 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
Politico сообщила об отказе Трампа от встречи с Зеленским в Давосе
Общество
В ГД предложили предупреждать о звонках с помощью голосовых роботов
Спорт
Российский хоккеист «Колорадо» Ничушкин попал в аварию
Общество
Средняя площадь квартиры в новостройках Москвы достигла максимума за пять лет
Общество
Сенатор Глушкова предупредила о скрытых уловках банков для обмана вкладчиков
Общество
Жители России до 14 лет смогут пересекать границу только по загранпаспорту
Общество
В Госдуме напомнили о штрафах за самовольную установку тамбурной двери
Общество
Шацкая рассказала об угрозе цифровой репутации и доначислений НДФЛ ИП
Общество
В Госдуме предложили снизить первоначальный взнос по военной ипотеке до 10%
Общество
В РПЦ сообщили о массовом отказе частных клиник от проведения абортов
Общество
В Госдуме предложили рассмотреть расширение семейной налоговой выплаты
Общество
Федяев рассказал о повышении штрафов за перевозку детей без автокресел
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Марокко уже 11-й день не утихают массовые протесты. Акции, инициированные молодежными объединениями GenZ 212 и Morocco Youth Voice, охватили крупнейшие города страны. Первоначально участники требовали реформ в образовании и здравоохранении, борьбы с коррупцией и безработицей, однако вскоре к этому списку добавились призывы к отставке правительства премьер-министра Азиза Ахеннуша. Столкновения с полицией уже привели к жертвам и сотням пострадавших, вызывая международную обеспокоенность. Опрошенные «Известиями» эксперты считают, что протесты отражают глубокий кризис доверия к политической элите и нарастающую поляризацию внутри марокканского общества.

Подростки вышли на улицы

Манифестанты в Марокко объясняют свои действия серьезными проблемами в социальной сфере. Протесты были инициированы анонимным коллективом GenZ 212, который опубликовал призыв на платформе Discord, перечислив среди главных проблем здравоохранение, образование и коррупцию. Усиление недовольства вызвали недавние сообщения о смерти восьми беременных женщин в государственной больнице в Агадире.

Протесты в Марокко
Фото: REUTERS/Stringer

Через неделю после начала протестов активисты GenZ 212 начали требовать отставки правительства Ахеннуша. Одно из массовых шествий прошло перед зданием парламента на проспекте Мухаммеда V в Рабате. В объединении заверили, что протесты будут мирными, призывая участников действовать дисциплинированно, уважать граждан и силы безопасности, а также избегать насилия и вандализма.

Но, по данным СМИ, акции сопровождаются столкновениями с полицией: погибли как минимум три человека, сотни получили ранения, более 400 участников было задержано. Международные правозащитные организации, включая Amnesty International, выразили обеспокоенность использованием чрезмерной силы.

Марокканский политолог Карех Абу Салем в разговоре с «Известиями» отметил, что нынешние протесты стали самыми масштабными с 2011 года, когда в стране проходили акции в рамках «арабской весны». По его словам, нынешняя волна отличается более организованным характером и новыми средствами коммуникации — протестующие используют платформу Discord, что позволяет лучше координировать действия.

— Требования молодежи — это во многом продолжение прежних запросов на реформы образования, здравоохранения и трудовой политики, — объясняет эксперт. — Но сегодня уровень недовольства вырос. Протестующие требуют не только отставки правительства Азиза Ахеннуша, но и роспуска парламента, а некоторые — даже ликвидации партий, которые, по их мнению, утратили связь с народом.

Протесты в Марокко
Фото: Global Look Press/Huo Jing/XinHua

Абу Салем пока не может предсказать последствия протестов. Решающее слово, по его мнению, останется за королем Мухаммедом VI, который выступит в пятницу с обращением на открытии нового парламентского созыва. «Всё внимание сейчас сосредоточено на его речи, от которой ждут политических решений», — отметил он.

Эксперт считает, что «уровень доверия к правительству и политическим партиям крайне низкий». По его словам, сам монарх ранее открыто заявлял о своем разочаровании в эффективности партий, что лишь усилило скепсис среди граждан.

— Премьер-министр и министры, вместо того чтобы искать диалог, сделали ряд резких заявлений, которые только подлили масла в огонь. Всё это усилило ощущение разрыва между властью и обществом, — добавил Абу Салем.

Система здравоохранения в королевстве находится в глубоком кризисе, несмотря на рост ВВП. По данным ВОЗ, в стране всего 7,7 врача на 10 тыс. жителей — гораздо ниже рекомендуемой нормы в 23. Больницы перегружены (особенно в регионах вроде Агадира и Аль-Хауз после землетрясения 2023 года), оборудование устарело, а доступ к услугам зависит от дохода: бедные вынуждены полагаться на государственные клиники с очередями и дефицитом лекарств.

Госпиталь в Марокко
Фото: Global Look Press/Chadi/XinHua

Высоким остается и уровень безработицы, особенно среди молодежи, что стало одним из ключевых триггеров протестов. По последним данным на октябрь 2025 года, общий уровень безработицы составляет около 12,8%. Это отражает системные проблемы: около 1,6 млн безработных в стране с населением 37–38 млн.

У оппозиции нет лидера

Премьер Ахеннуш 2 октября заявил, что правительство «в позитивном ключе реагирует на требования молодежи» и готово к диалогу. По его словам, «подход, основанный на обсуждениях, — единственный способ решить проблемы и ускорить реализацию государственной политики».

Преподаватель Института высших исследований в Дохе Абдель Карим Аменгай отмечает, что протестующих можно разделить на две группы: первую составляют представители среднего класса, вторую — подростки из пригородов.

— Неясно, кто представляет руководство движения, с которым можно вести диалог, — сказал «Известиям» эксперт. — Это вызов для правительства.

В нынешних условиях диалог между протестующими и правительством невозможен, считает профессор Центра североафриканских исследований Рашид Лазрак.

— Не будет диалога, пока продолжаются протесты. Цель демонстраций — направить послание, и оно уже было получено, — отметил он в беседе с «Известиями».

Протесты в Марокко
Фото: Global Look Press/Nick Zonna/Keystone Press Agency

По словам специалиста, основная сложность сейчас заключается в том, что у движения нет четкой структуры и признанных лидеров, с которыми власти могли бы вести переговоры.

2 октября официальный представитель министерства внутренних дел Рашид аль-Хальфи сообщил, что протестующие пытались штурмовать здания органов безопасности для захвата оружия, а также административные учреждения.

Абдель Карим Аменгай отмечает, что недоверие к политической элите в Марокко накапливалось многие годы, начиная с середины 2000-х. И нынешний премьер-министр за последние пять лет только способствовал дальнейшей поляризации общества. По его словам, ранее Ахеннуш, к примеру, заявил, что ряд марокканцев нуждаются в «перевоспитании». Это вызвало острое недовольство среди граждан, подчеркнул он.

Параллельно с этим в знак солидарности с сектором Газа тысячи людей вышли на улицы Рабата, выступая против продолжающейся войны и нормализации отношений с Израилем. Марш, проходивший по одной из главных улиц столицы, сопровождался лозунгами за открытие безопасных коридоров для жителей Газы и прекращение резни, а также поднятием флагов Палестины и Марокко.

Митинг в Марокко
Фото: Global Look Press/Huo Jing/XinHua

Протесты в Марокко, начавшиеся из-за кризиса здравоохранения, создают серьезные вызовы для властей. Правительство Азиза Ахеннуша, обвиненное в коррупции и неправильных приоритетах, сталкивается с требованиями отставки, это может подорвать его авторитет перед выборами 2026 года. Жесткие репрессии, включая применение силы, усиливают общественное недовольство и международную критику, угрожая имиджу страны перед Кубком африканских наций – 2025 и чемпионатом мира – 2030, говорят эксперты.

При этом марокканские события вписываются в более широкую тенденцию: молодежные протесты становятся всё более заметным и устойчивым явлением не только в арабском мире, но и за его пределами. Подобные процессы уже наблюдаются в Перу и Непале, где молодежь также выходит на улицы, требуя перемен и справедливости.

Читайте также
Прямой эфир