Праздник Рош ха-Шана, еврейский Новый год, отмечается в день, когда, согласно Святым книгам, Б-г сотворил первого человека. Это произошло ровно 5786 лет назад. Мудрецы нашего народа учат, что в этот день Б-г глядит на мир и на каждого из нас и принимает решение, как должен выглядеть следующий год. Тех, кто в году уходящем совершал добрые дела, Он вписывает в Книгу жизни. Поэтому у людей принято в новогодние дни подводить итоги того, что сделано, и принимать решения, как жить в году наступающем. А во время новогодней молитвы мы просим Создателя, чтобы Он помнил о нас, и обещаем делать больше добра и исправить совершенные ошибки.
Здесь важное отличие еврейского Нового года от аналогичных праздников других народов. Это не просто день веселья, и даже не столько день веселья, сколько день молитвы и размышлений. Мы вспоминаем о том, что мир был сотворен Г-сподом для человека, что Б-г наполнил этот мир всем, что для нас необходимо, и одновременно поставил перед нами в этом мире определенные задачи.
Мы подводим итоги сделанного в ушедшем году и намечаем планы на год наступающий. Как сказано в наших Святых книгах: «Кто мудр? Тот, кто провидит будущее». Мы вспоминаем цель сотворения человека — чтобы определить для себя цели собственной жизни. И с особой ясностью понимаем, что жизнь надо всегда строить на вечных ценностях — на вере в единого Б-га, Который дарует нам все жизненные блага, и на радостном исполнении Его заповедей.
Есть распространенное мнение, что, поскольку мы смертны, живем один раз, надо использовать каждый момент жизни, чтобы получать максимум удовольствия. На этом основано множество вещей в нашем мире, об этом нам постоянно твердит реклама: «Купи то, сделай это, и тебе будет хорошо». По сути, это основа нынешнего потребительского общества. Но наш подход совершенно иной: «Живем один раз, и надо использовать каждый момент жизни, чтобы совершить максимум правильных дел, чтобы улучшить окружающий мир».
Наши мудрецы учат, что Б-г специально сотворил мир несовершенным, для того чтобы принести нам добро. Он мог бы изначально обеспечить нас всем, что мы только можем себе представить, но тогда чем стала бы жизнь человеческая? Обителью безделья и скуки! А сейчас, когда в дни Рош ха-Шана мы анализируем сделанное за истекший год, это делается не просто для того, чтобы понять, где мы ошибались и что надо будет исправить.
Главное для нас — понять последствия всех наших действий, правильных и неправильных. Ведь, когда мы что-то делаем, на нас влияют конкретные обстоятельства момента — а когда анализируем последствия сделанного, эти обстоятельства уже далеко от нас. Здесь мы видим результаты — и на их основе оцениваем свою жизнь и принимаем решения на будущий год.
На языке нашей святой Торы это называется «хешбон цедек», буквально — «счет справедливости» или «счет праведности». В дни Нового года мы размышляем о целях жизни, о правильном образе жизни. И в очередной раз приходим к выводу, что мимолетные удовольствия потребительского общества не приносят истинного удовлетворения. Подлинную радость дают дела, которые мы совершаем ради людей, ради ближних. Улучшая наш мир, мы становимся как бы партнерами Б-га — а это поднимает нас самих на принципиально иной уровень, это позволит нам в новом году сделать больше и лучше. И тогда мы увидим добрые результаты, которые останутся с нами надолго; тогда наступающий год реально станет для нас, как мы говорим в новогодних поздравлениях, «добрым и сладким».
Автор — главный раввин России
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора