В середине сентября Израиль начал масштабную наступательную операцию в секторе Газа («Колесницы Гидеона – 2»). Ее цель — одноименный город, столица эксклава и «главный оплот ХАМАС». Официальный Тель-Авив позиционирует операцию как «последний бросок» против врага и финальный этап многомесячного противостояния.
Готовиться к броску израильтяне начали загодя — еще в марте армия еврейского государства инициировала боестолкновения на востоке города — в находящихся на тактически значимых возвышенностях кварталах Шуджайя, Куба и Аль-Туффах, стремясь расширить буферную зону и снять угрозу возможных ответных ударов по приграничным израильским поселениям. Кроме того, целенаправленно уничтожались высотные здания в Газе — чтобы исключить риск развертывания на них труднодосягаемых огневых точек.
Остальное время ушло на добор кадров — для этого Тель-Авиву пришлось провести несколько волн призывов резервистов. Общая численность задействованного в операции контингента (включая силы снабжения и резерва) превышает 70 тыс. человек. В ближайшие месяцы их ряды должны пополнить еще как минимум 60 тыс. бойцов, призванных в рамках «кампании последнего броска» на эксклав.
Непосредственно в городе и его предместьях сегодня действуют две элитные дивизии — «Ха-Плада» (162-я бронетанковая) и «Ха-Эш» (98-я резервная воздушно-десантная). Оба соединения имеют большой опыт городских боев и антипартизанской деятельности. Также в ближайшее время должно завершиться развертывание дивизий «Гааш» (30-я бронетанковая) и «Ха-Базак» (99-я резервная пехотная), которые будут наступать с севера и северо-запада соответственно.
Доклады ЦАХАЛ о ситуации в Газе пока скупы на конкретику, но уже выдержаны в тоне победных реляций. Так, согласно заявлениям военных, общая площадь израильской зоны оперативного контроля составляет 20 кв. км — то есть около 46% территории столицы эксклава. Большая часть въездов в город перекрыта блокпостами, идет фильтрация выезжающего населения.
Отмечено и некоторое продвижение в сторону кварталов Джабалия Шейх Радван и Тель Аль-Хава, расположенных ближе к югу Газы, однако о постоянном присутствии там израильских частей речи пока не идет. Массированные воздушные удары перемежаются краткосрочной активностью бронетехники, проводящей разведку боем.
В «городах-спутниках» севернее столицы инициатива пока преимущественно на стороне израильтян — в частности, населенные пункты Джабалия и Бейт-Ханун находятся под оперативным контролем ЦАХАЛ, бои со сторонниками ХАМАС там носят единичный характер. Город Бейт-Лахия пока остается «горячей точкой» и стычки со сторонниками ХАМАС происходят там куда чаще, чем у соседей, что вынуждает израильтян держать на этом направлении часть сил дивизии «Гааш», а также контингент саперов и корректировщиков. Однако и здесь инициатива скорее на стороне ЦАХАЛ. Командование «Гааш» убеждено, что сможет завершить зачистку населенного пункта в течение ближайшей недели, после чего полноценно задействует свой потенциал на главном оперативном направлении.
С учетом того, что израильские войска менее чем за неделю заняли почти половину столицы и практически завершили «закрытие» города с суши (в дополнение к действующей с 2006 года морской блокаде), появился шанс выполнить задачи «Колесниц Гидеона – 2» куда раньше, чем к весне 2026 года. Об этом (пока только вскользь) начали говорить в Генштабе и в канцелярии премьер-министра.
Правда, как водится, гладко операция идет только на бумаге — и до реальной победы над ХАМАС на поле боя пока еще далеко. Основная причина кроется в довольно скромном реальном присутствии израильских сил «на земле».
С одной стороны, как было отмечено выше, на подступах к Газе сосредоточено не менее 70 тыс. человек — а с учетом численности сил, размещенных в соседних районах, показатель вырастает еще минимум вполовину. Однако они пока действуют в палестинском мегаполисе преимущественно вскользь. Основным компонентом операции являются массированные воздушные и артиллерийские удары — таких ЦАХАЛ за последние трое суток нанесла не меньше сотни. И хотя израильский Генштаб заявляет, что путь для наземных частей «уже расчищен», полноценного контроля над кварталами Газы по-прежнему не наблюдается.
Скептики также напоминают, что это не первый бросок ЦАХАЛ на столицу сектора. В прошлый раз израильская армия установила над ним контроль еще в конце октября 2023 года — всего через несколько недель после начала военной кампании против ХАМАС. И гораздо меньшими силами. Однако удерживать самый густонаселенный город (где в довоенный период проживало около 800 тыс. человек) оказалось затруднительно из-за активной партизанской деятельности палестинцев и нехватки средств на постоянный контроль не только наземных, но и подземных коммуникаций (тоннелей и коллекторов), превращенных оппонентами в военные склады, укрытия и базы.
А спустя несколько месяцев, в I квартале 2024 года, ЦАХАЛ и вовсе была вынуждена оставить Газу в качестве жеста доброй воли. Тем самым дав противнику возможность восстановить коммуникации и реорганизовать оборону.
Конечно, уроки октябрьской кампании на первый взгляд были комплексно учтены: израильская армия делает ставку не на пролом (как это было в 2023 году), а на маневрирование. ЦАХАЛ заходит в город «волнами», для решения точечных задач, после чего уязвимые цели под прикрытием авиации возвращаются в один из многочисленных «коридоров безопасности», проложенных через территорию эксклава.
К тому же израильтяне явно не стремятся объять весь город сразу, как двумя годами ранее. Вместо этого они пытаются отсекать по несколько кварталов (как правило, не самых густонаселенных) и зачищать их от сопротивления. Уничтожая как наземную, так и подземную инфраструктуру, а также встреченные на пути высотные здания.
С другой стороны, неизбирательные удары авиации и участившееся применение «наземных брандеров» (начиненных взрывчаткой роботизированных БТР M113 Zelda) ставят под угрозу жизни уцелевших заложников, которых палестинцы якобы переместили ближе к поверхности, расселив в высотных зданиях и других важных объектах как своеобразный «живой щит».
Израиль осведомлен о состоянии и местоположении далеко не всех пленников (и многих уже считает погибшими) — однако даже самые прожженные пессимисты в кнессете утверждают, что ЦАХАЛ может спасти еще минимум 20 человек, если даст зеленый свет точечным операциям по вызволению пленников. Однако канцелярия премьера медлит с решением, рассчитывая, видимо, добиться победы другим способом.
Не вызывает явного удовлетворения у израильских властей работа армии и спецслужб с произраильски настроенными силами внутри эксклава (в частности, бедуинскими ополчениями во главе с Ясиром Абу Шабабом, которые рассматривались как «временная» смена ХАМАС). Хотя лоялисты и рапортуют на своих ресурсах, что идут в наступление под прикрытием израильских танков и «бок о бок» с солдатами еврейского государства, на деле они действуют преимущественно в тыловых районах, где занимаются мародерством и сведением прежних счетов с местным населением. Это, в свою очередь, не добавляет им популярности среди местного населения и вынуждает Израиль спешно искать альтернативные варианты установления «переходной власти».
В целом же новые израильские «Колесницы» — это очередной, но явно не финальный этап многомесячной кампании против ХАМАС. Даже после полного захвата Газы (который израильскому Генштабу, вероятно, удастся довести до логического финала) отдельные очаги сопротивления в эксклаве будут сохраняться, что потребует постоянного присутствия ЦАХАЛ в проблемных районах. Без какой-либо гарантии, что палестинские визави в итоге сложат оружие и не попытаются взять реванш другим способом.
Автор — востоковед, консультант программы «Перспективы и потенциал сотрудничества России с государствами Персидского залива в вопросах глобальной безопасности и высоких технологий» (ПИР-Центр)
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора