Что в имени твоем: в России появился совет по защите чести и достоинства педагогов
Министерство просвещения создало совет по защите чести и достоинства педагогов, сообщается на официальном сайте ведомства. Он появился для того, чтобы анализировать обращения, связанные с трудными и конфликтными случаями, поступающими в региональные структуры, занимающиеся защитой чести и достоинства работников образования. Вырабатываемые им решения носят исключительно рекомендательный характер. Как это отразится на работе педагогов и какие проблемы в этой сфере сегодня наиболее остро стоят, разбирались «Известия».
Уязвимая позиция
Совет при Министерстве просвещения Российской Федерации, отвечающий за защиту профессиональной чести и достоинства педагогов, — постоянно действующий совещательный орган, созданный для анализа вопросов, связанных с укреплением системы защиты и выработкой предложений по совершенствованию правового регулирования в этой сфере, сообщили «Известиям» в пресс-службе Минпросвещения. В его задачи, в частности, входит обсуждение деятельности региональных комиссий, изучение наиболее сложных случаев, поступающих в их работу, рассмотрение идей, направленных на усиление законодательных гарантий для педагогических работников, а также подготовка и направление рекомендаций в регионы с целью повышения эффективности защиты чести и достоинства учителей.
В новый совет включили представителей министерства просвещения, общероссийского профсоюза образования, федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также авторитетных специалистов в образовательной сфере. Сопредседателями стали глава Минпросвещения Сергей Кравцов и председатель общероссийского профсоюза образования Лариса Солодилова.
Круг обязанностей у совета достаточно широк, однако ключевой его целью считается укрепление профессионального авторитета педагога и оказание реальной помощи тем, кто уже трудится в школе, сказал «Известиям» Борис Илюхин, старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Президентской академии. Подобные меры способны повысить уверенность учителей в собственной защищенности. Также забота о статусе педагогов напрямую влияет на качество образовательного процесса. Поддержка учительского сообщества способствует сохранению стабильности в системе образования.
— К сожалению, зачастую администрации образовательных организаций скрывают конфликты, по принципу «как бы чего не вышло», и в сложных ситуациях занимают позицию родителей школьников во избежание жалоб в органы управления образованием. Ведь наличие жалоб, как правило, ведет к депремированию администраций школ. Надеюсь, что главным результатом работы совета станет чувство уверенности и защищенности учителей, — подчеркнул эксперт.
Совет, призванный обеспечивать уважение к чести и достоинству педагогов, обязан сосредоточиться на развитии и укреплении государственной политики, направленной на повышение престижа профессии и предотвращение систематических нарушений трудовых прав работников образовательных структур, сказал «Известиям» кандидат педагогических наук, доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г.В. Плеханова Вадим Ковригин. Подобная площадка должна выполнять роль экспертного органа, формирующего предложения и рекомендации для органов власти.
Совет мог бы содействовать, по его мнению, выстраиванию диалога между педагогическим сообществом и государственными структурами. В перспективе он способен стать важным инструментом общественного контроля за качеством образовательной среды. Главная ценность такой инициативы заключается в системном подходе к защите прав педагогов, а не в решении разовых спорных ситуаций.
— Педагог старше, мудрее, чем учащийся. Судилище как над педагогом, так и над учеником будет способствовать лишь еще большему падению авторитета учителя вне зависимости от исхода процедуры рассмотрения спора, — подчеркнул Вадим Ковригин.
Наиболее серьезная проблема в деле защиты профессиональной чести педагогов, по его словам, связана с их слабой защищенностью в информационном пространстве. Случайные фото или записи на видео, вырванные из контекста и распространенные в Сети, способны негативно сказаться на репутации учителя. Одной из функций совета должна стать выработка мер, направленных на предотвращение подобных ситуаций. При этом своевременная поддержка специалистов может снизить репутационные риски. Также важную роль играет и просветительская работа с обществом, формирующая уважительное отношение к педагогам.
— Важной проблемой также является вопрос о роли родителей, других заинтересованных лиц в образовательном процессе, — считает эксперт. — Надо думать о выработке единого комплекса норм, ограничивающих и определяющих роль родителей во взаимодействии со школой и учителями, классными руководителями. Иногда в конкретных ситуациях при попустительстве руководства педагог чувствует свою незащищенность во взаимодействии с отдельными родителями.
Востребованность профессии
По результатам августа в научно-образовательной сфере работодатели опубликовали свыше 26,5 тыс. предложений о работе, рассказала «Известиям» Мария Игнатова, директор по исследованиям Headhunter. Это указывало на высокий интерес к специалистам, хотя количество запросов оказалось примерно на десять процентов ниже прошлогоднего уровня. При этом активность соискателей выросла на 17%: в общей сложности появилось или обновилось более 241 тыс. резюме. В среднем на одну позицию в образовании приходится 9,1 отклика.
— При этом для учителей, преподавателей и педагогов в августе было размещено почти 16 тыс. предложений, что на 13% больше прошлогодних показателей. Индекс по специальности «Учитель, педагог, преподаватель» составляет 8,4 резюме на вакансию, — отметила она. — Профессия преподавателя остается одной из ключевых в образовательной сфере. Несмотря на общий спад числа вакансий в отрасли, спрос на учителей демонстрирует рост, хотя и сопровождается усилением конкуренции среди соискателей.
В числе важнейших приоритетов государства находится развитие и модернизация молодежной политики, сказал «Известиям» старший научный сотрудник Института региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при правительстве РФ Андрей Жуковский. Формирование всесторонне развитого поколения рассматривается как стратегическая и рассчитанная на долгую перспективу задача. Наличие советов при федеральных ведомствах действительно необходимо и способно принести ощутимую пользу.
— От общего уровня воспитания, тесной работы с молодежью начиная с детского сада зависит и защита прав и чести педагогов, да и в целом наставников для молодежи в той или иной форме. Необходимо создать работающий механизм для мониторинга и защиты прав педагогов в режиме одного окна, например на сайте Минпросвещения и других смежных государственных организациях, — добавил эксперт.