- Статьи
- Экономика
- Взлетные адреса: в правительстве планируют сделать авиаперелеты по России доступнее
Взлетные адреса: в правительстве планируют сделать авиаперелеты по России доступнее
На совещании с вице-премьерами председатель правительства РФ Михаил Мишустин отметил, что государство обязано стремиться к дальнейшему удешевлению внутренних авиаперелетов, чтобы они стали более доступными для граждан. Какие направления могут быть включены в программу субсидирования перелетов, может ли увеличиться количество субсидируемых билетов и как еще могут власти сделать перелеты дешевле — в материале «Известий».
Приоритеты работы
Основное внимание сейчас направлено на расширение доступности авиаперевозок и рост мобильности населения, сообщили «Известиям» в пресс-службе Минтранса. В 2024 году на реализацию программ субсидирования было выделено около 25 млрд рублей, что позволило организовать перевозки более чем по 400 направлениям. При этом объем финансирования в 2025-м, с учетом перераспределения бюджетных средств, сохранен на уровне прошлого года. Ключевым направлением работы остается поддержка региональных маршрутов: если в 2024 году в рамках субсидирования действовало 297 направлений, то сейчас их количество увеличено до 303. Особый акцент также сделан на перелеты в труднодоступные районы и для социально уязвимых категорий граждан: в 2024 году субсидировалось 88 маршрутов, а в 2025-м их стало 90.
В начале 2024 года, выступая с обращением к Федеральному собранию, Владимир Путин заявил, что к концу текущего десятилетия внутренние перевозки по воздуху должны вырасти примерно в полтора раза, напомнил в беседе с «Известиями» первый зампред комитета СФ по экономической политике Иван Абрамов. Помимо этого он потребовал от федеральных и региональных структур власти принять меры, благодаря которым билеты на рейсы внутри страны станут заметно доступнее для населения. Президент подчеркнул, что расширение транспортной доступности напрямую связано с развитием экономики и повышением качества жизни. Отмечалось также, что без расширения сети внутренних авиамаршрутов и гибкой ценовой политики невозможно будет достичь поставленных целей.
— Сейчас действуют два направления — Дальний Восток и Калининград. Это то, что необходимо. Что касается маршрутов — они постоянно дополняются, — отметил сенатор. — Вполне возможно, что увеличится количество субсидируемых билетов. Каждый год обсуждаем этот вопрос. В этом году на авиабилеты по программе субсидирования перелетов заложено 24 млрд рублей. Будем смотреть, хватает ли этих средств. Надеемся, что в следующем году сможем выделить больше, чтобы удовлетворить всю потребность по уже действующим направлениям.
Ключевым направлением развития авиации, по его словам, является регулярное обновление парка самолетов. Приоритет должен отдаваться отечественным воздушным судам, поскольку они обходятся дешевле в эксплуатации, отличаются большей экономичностью и позволяют снизить зависимость от внешних поставщиков и валютных колебаний. При этом необходимо постоянно контролировать тарифы аэропортов, чтобы избежать неоправданного роста издержек для перевозчиков. Звучали также предложения о закреплении предсказуемых цен на авиатопливо, ведь именно стоимость керосина во многом формирует итоговую цену билета. Кроме того, важно расширение конкуренции: на рынок должны выходить новые авиакомпании, включая бюджетных перевозчиков, что даст пассажирам больше выбора.
Подобные меры способны создать условия для развития межрегиональных маршрутов, особенно в труднодоступных территориях, подчеркнул Иван Абрамов. Более доступные перелеты будут способствовать росту внутреннего туризма и укреплению связей между субъектами федерации. Привлечение инвестиций в авиастроение и инфраструктуру также назвали важным шагом для достижения поставленных целей. В результате системная поддержка отрасли позволит снизить цены и повысить качество обслуживания.
Форматы поддержки
Предоставление субсидий на перелеты становится одним из важных инструментов не только для поддержки внутреннего туризма, но и для сохранения социальных связей, заметил в беседе с «Известиями» доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко. Министерство транспорта приняло решение о продолжении этой программы и продлило ее действие на 2025 год. Суть механизма заключается в том, что государство берет на себя часть расходов по авиабилетам, благодаря чему путешествия по России становятся более доступными. Главные задачи проекта связаны с ростом региональных перевозок, развитием внутреннего турпотока и повышением мобильности населения.
Направления маршрутов ежегодно определяет Росавиация, и на 2025 год в список включено 303 рейса, напомнил эксперт. Такая поддержка помогает развивать малые и средние аэропорты, создает новые рабочие места и укрепляет экономику территорий. Кроме того, регулярные субсидии дают перевозчикам стимул расширять географию полетов. В долгосрочной перспективе подобные инициативы могут привести к росту конкуренции среди авиакомпаний и снижению общей стоимости билетов на рынке.
— В программу субсидирования включены направления, которые имеют наибольшую социальную значимость, а именно маршруты в отдаленные и труднодоступные регионы, а также популярные туристические направления. Важно учитывать потребности населения и уровень загруженности существующих маршрутов, — заявил Петр Щербаченко.
Для снижения стоимости авиаперелетов власти, по его мнению, могут рассмотреть ряд дополнительных шагов. Возможна корректировка налоговой нагрузки для авиакомпаний, что позволит перевозчикам сократить собственные издержки. Еще одной мерой может стать предоставление субсидий на развитие аэропортовой инфраструктуры и наземного транспорта, так как это в долгосрочной перспективе уменьшает расходы на обслуживание рейсов и улучшает логистику.
Кроме универсальной программы субсидированных билетов существуют и особые льготные категории, напомнил эксперт. Например, скидки предоставляются пассажирам, совершающим перелеты в Калининградскую область и на Дальний Восток: это молодые люди до 23 лет, пенсионеры, инвалиды первой группы и их сопровождающие, а также дети с инвалидностью, инвалиды с детства и члены многодетных семей. Отдельный порядок предусмотрен для жителей Дальневосточного федерального округа: они имеют возможность покупать билеты по сниженной цене на рейсы из родного региона и обратно. Существуют и льготы для школьников и подростков, направляющихся в образовательный центр «Океан» во Владивостоке, — скидка распространяется на полеты из Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска, Якутска и Южно-Сахалинска.
Существующие меры поддержки авиаперевозок в целом показывают результативность, однако быстрое увеличение интереса к путешествиям по стране делает необходимым расширение перечня маршрутов, подпадающих под льготы, сказала «Известиям» руководитель направления «Народный фронт. Аналитика» Ольга Позднякова. Особое внимание следует уделять тем территориям, где развитие авиасообщения способно оживить экономику, а также напрямую сказаться на уровне жизни местных жителей. Такие меры помогут снизить транспортную изолированность отдельных регионов и создадут дополнительные стимулы для роста внутреннего туризма. Кроме того, расширение программы субсидирования будет способствовать укреплению межрегиональных связей и увеличению мобильности граждан.
— Например, дополнительное субсидирование перелетов на Алтай, в Бурятию, в Забайкалье, на Камчатку увеличит транспортную мобильность туристов, — считает эксперт. — А вот субсидирование перелетов в Ставропольский край или Краснодарский край поможет развитию санаторно-курортной отрасли и сделает этот вид лечения и реабилитации доступнее. Для северных и арктических регионов перелеты — зачастую единственный способ логистики, поэтому расширение маршрутов туда тоже важно.