«Мы надеемся на участие в Олимпийских играх»
Всё еще сохраняется вероятность, что наши биатлонисты выступят на зимней Олимпиаде-2026, которая пройдет в феврале в Италии. Об этом в интервью «Известиям» заявил глава Союза биатлонистов России (СБР) Виктор Майгуров. В беседе, которая состоялась на летнем чемпионате страны в Чайковском, он также рассказал о том, как спортсмены готовятся к зимнему сезону, почему в некоторых гонках чемпионата России не стартовали многие сильные биатлонисты и готова ли сборная отказаться от лыжных смазок с содержанием фтора, которые с недавних пор запрещено использовать на международных стартах.
«В этом году на чемпионат заявилось рекордное количество спортсменов»
— Не слишком тяжела для спортсменов связка летних стартов, которую мы сейчас видим, — Кубок на прошлой неделе, чемпионат — на этой (11–14 сентября)?
— Это нормальная международная практика. Все ведущие мировые федерации, команды Германии, Австрии, Франции и Норвегии, так проводят заключительные этапы своей летней подготовки. Кроме того, всё согласовано с тренерским советом. Мы сами в руководстве ничего не придумываем, всё было утверждено еще весной. Сейчас просто двигаемся по этому плану. Какие-то детали, нюансы могут рассказать уже сами тренеры.
— Однако здесь в индивидуальной гонке не стартовал ряд сильных спортсменов.
— Я думаю, это больше связано с их физическим состоянием. Но если брать цифры, в этом году на чемпионат заявилось рекордное количество спортсменов — и ребят, и девочек. Для нас всех этот старт, конечно, срез подготовки перед началом зимнего сезона.
— Говоря о зимнем сезоне, каким он видится в данный момент? Он будет международным?
— Мы на это надеемся, да. Надеемся на участие в Олимпийских играх. С другой стороны, понимаем, что даже если команда и будет допущена, то не в максимальном составе, как это было раньше. Поэтому, конечно, мы держим в голове участие в Олимпиаде, но при этом также нацелены на организацию внутренних соревнований для российского биатлона.
— Применительно к решению о допуске постоянно озвучиваются какие-то новые сроки, всё позже и позже. Вы для себя обозначили какую-то дату, к которой должна наступить ясность?
— Какой смысл что-то обозначать, если ты на это не можешь повлиять? Мы идем по своему календарю и в любой момент готовы отреагировать на те или иные решения, выстроить подготовку тех спортсменов, которые могут быть допущены. Тренеры как мужской, так и женской сборных так или иначе планировали под это весь подготовительный период.
Да, у нас есть определенные лидеры сборной как по итогам прошлого сезона, так и по состоянию на текущий момент. И мы в любой момент готовы изменить план подготовки отдельных спортсменов, чтобы целенаправленно готовиться к Олимпийским играм.
«Идем к тому, чтобы на уровне России ввести запрет на фтор»
— Последние новости от IBU — участие нейтральных спортсменов текущим регламентом не предусмотрено.
— Да, но эти правила пишет IBU, и тот же исполком IBU может их поменять. У них и в текущих правилах есть статус «спортсмены Международного союза биатлонистов». Если нам будет предложено выступать в таком формате, думаю, мы тоже будем такой вариант рассматривать. Как я уже сказал, кто правила пишет, тот и вносит в них изменения.
— Когда мы общались зимой, вы сказали, что сервис уже съездил в Италию, посмотрел трассы, изучил рабочие нюансы. Эта история получила развитие, на какой стадии она находится сейчас?
— Антхольц для нас — место знакомое. Но есть нюанс — мы еще не соревновались на бесфторовых смазках. Сейчас на уровне сборной уже минимально закупаем смазки с фтором и стараемся выступать без него. Но мир не стоит на месте, эта индустрия, без фторовых решений, тоже совершенствуется. Поэтому задача у сервиса была покатать, опробовать скорее даже отечественные варианты бесфторовых смазок, чтобы посмотреть, как это всё работает.
С сезона-2023/24 Международный союз биатлонистов (IBU) и Международная федерация лыжного спорта (FIS) ввели запрет на фторосодержащие мази и парафин.
Перед стартом и после финиша инвентарь спортсменов проверяют специальным сканером. В случае обнаружения фтора на лыжах можно получить штраф и дисквалификацию.
На российских соревнованиях этот запрет не действует.
— В итоге в зиму сборная входит на фторе или без?
— С минимальным его количеством. И мы идем к тому, чтобы на уровне России ввести запрет на использование фтора.
— Допустим, вам в декабре или в январе скажут: вперед, вот такая-то квота на Игры. А у вас лыжи во фторе...
— Всё это решаемо без проблем. Существуют специальные смывки, которыми можно убрать фтор. По этому вопросу мы уже проводили специальный семинар, привлекали научных специалистов, проводили тесты. К тому же сейчас мы так или иначе будем покупать новые лыжи и, учитывая перспективы, следить, чтобы фтор при их подготовке уже не использовался.
— Что с вывозом оружия в Европу?
— Всё как и раньше, механизм работает. Недавно наши спортсмены Карим и Настя Халили вылетали в Европу со своим оружием. Да, как и раньше, нужно запрашивать те страны, в которые происходит выезд, в данном случае это были Италия и Австрия, чтобы они дали разрешение на ввоз спортивного оружия в страну. Но всё работает. Даже учитывая, что сейчас перелеты в Европу идут с пересадкой.