Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Глава Адыгеи доложил Путину об экономических и социальных показателях региона
Мир
ЕС открыл процедуру устранения чрезмерного дефицита бюджета Финляндии
Мир
Лавров заявил о невозможности совмещать стандарты ЕС и членство в ЕАЭС
Мир
Шор назвал выход Молдавии из СНГ очередным шагом к уничтожению страны
Мир
Лукашенко подписал документ о присоединении Белоруссии к «Совету мира»
Мир
Политолог объяснил причины отказа Макрона от членства в «Совете мира»
Мир
В Китае оценили успехи российских сил противовоздушной обороны
Мир
Reuters сообщило о падении фондовых рынков из-за конфликта вокруг Гренландии
Мир
СМИ узнали о снятии с вооружения Данией истребителей F-16 для передачи Украине
Мир
Президент ОАЭ принял приглашение Трампа вступить в «Совет мира» по Газе
Мир
В Белом доме сообщили об отсутствии планов у Трампа поехать на саммит G7
Мир
Лукашенко опроверг сообщения о взносе в $1 млрд для участия в «Совете мира»
Мир
Росрыболовство обвинило ЕС в попытках разрушить сотрудничество России и Норвегии
Мир
Каллас сообщила о нежелании ЕС «начинать драку» с США из-за Гренландии
Мир
Президент Сербии предупредил о последствиях торговых игр США и Евросоюза
Общество
Генпрокуратура РФ потребовала изъять имущество экс-депутата Вороновского
Авто
Средняя цена поездки на такси в РФ впервые превысила 50 рублей за 1 км
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Несколько десятков освобожденных населенных пунктов, уничтоженные вражеские укрепления, подбитая бронетехника противника — таков боевой путь танкового батальона «Волга», созданного в 2022 году в основном из тверских добровольцев. Притом что многие из них до участия в СВО даже не были танкистами. Как батальону удается обходиться практически без потерь — и техники, и личного состава, как их обычных резервистов создать эффективное боевое подразделение и что ему больше всего запомнилось за три года участия в СВО, «Известиям» рассказал в недавнем прошлом командир «Волги», а ныне слушатель одной из военных академий Александр Карпенко с позывным Тверь.

Комбат с позывным Тверь

Александр Карпенко окончил Казанское высшее танковое командное училище, получив свое первое офицерское звание — лейтенант. По распределению молодого офицера направили в Таманскую мотострелковую дивизию на должность командира танкового взвода. Дорос до замначальника штаба танкового батальона. В этом статусе и встретил начало спецоперации. В зону СВО подразделение Александра заходило 24 февраля 2022 года.

— Это было сватовское направление. Противник атаковал нас при поддержке бронетехники. Взвод моего батальона выдвинулся на отражение атаки и уничтожил один из танков противника. Это был советский Т-72, — рассказывает наш собеседник. — Тот бой в каком-то смысле можно назвать уникальным. В дальнейшем в ходе всей СВО ни разу не случилось такого, чтобы на наши танки выдвигались вражеские. То есть не было прямого танкового боестолкновения. Война стала другая. И мы, и они в основном работаем с закрытых огневых позиций. А если выходили на прямую наводку ведения огня, то поражали опорные пункты врага, его укрытия, блиндажи, либо это была просто огневая поддержка штурмовых подразделений.

Фото: личный архив Александра Карпенко

Из всех боевых эпизодов Александру лучше всего запомнился штурм Авдеевки весной 2024 года.

— Очень долго мы не могли сломить сопротивление укрепленного пункта ВСУ, который они оборудовали под одним из мостов. У них там было несколько пулеметных точек и велся плотный огонь. Из-за этого наши мотострелки не могли продвинуться, — вспоминает комбат. — Мы били по ним и с закрытых огневых позиций, и на прямую наводку выезжали. Но они не давали нам эффективно отрабатывать, атаковали FPV-дронами. Всё это длилось порядка месяца. Мне надоело такое положение дел. Принял решение отправить наиболее подготовленный танковый экипаж. И они прямым выстрелом попали в одну из стоек моста, после чего тот обрушился на голову неприятеля. Так мы их подавили в буквальном смысле слова.

Именно за взятие Авдеевки личный состав батальона получил больше всего наград: ордена Мужества, медали «За отвагу», Жукова и Суворова.

Минимум потерь

Батальон именной — носит название «Волга». Формировался он в 2022 году, в основном из жителей Тверской области, поэтому власти и волонтерские организации этого региона оказывают ему огромную помощь.

После освобождения Авдеевки батальон действовал на кураховском направлении, участвовал в освобождении таких населенных пунктов, как Новомихайловка, Парасковиевка, Ильинка, Антоновка, Янтарное, Заря, Александро-Калиново и других — всего несколько десятков.

Фото: личный архив Александра Карпенко

Последнее время танкисты дислоцировались на константиновском направлении и перед самым отъездом комбата в военную академию приняли активное участие в освобождении поселка Старониколаевка.

— Его тоже было непросто взять. Там открытая местность, и подойти к поселку долго не получалось. Вместе с командованием приняли решение, что один из моих танков выдвинется вперед, а за ним будут двигаться МТЛБ и штурмовые группы. Так они смогли зайти в поселок, в нужное нам место, развернули боевые порядки и постепенно выбили врага, — рассказывает офицер.

С первых дней спецоперации его батальон воевал на танках Т-80. Позже его перевооружили на танки Т-80БВМ, на которых уже имеются штатные защитные конструкции (так называемые мангалы), более усовершенствованная динамическая защита машины и экипажа, новые прицелы.

Говоря о прицелах, он вдруг вспоминает одного из своих подчиненных — приводит его в пример того, как СВО раскрывает в бойцах таланты.

— Есть один боец, который от наводчика танка смог вырасти до командира боевой машины. Его позывной Кинолог. С такими людьми воевать здорово. Сообразительный, обладает неплохими организаторскими качествами и отвагой. Теперь он уже командир взвода, награжденный орденом Мужества, медалью «За отвагу» и другими наградами. Позже, помимо того что выполнял свои непосредственные обязанности, стал передавать опыт вновь прибывшему пополнению, — отмечает комбат.

За всё время СВО батальон Александра Карпенко потерял лишь один танк.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань

— Случилось так, что машина наехала на противоднищевую мину. Сработала она прямо под местом командира танка. Он, к сожалению, погиб. Другие члены экипажа выжили. Но машина была уже непригодна к боевой работе, — вспоминает танкист.

По его словам, когда танк выводится из строя, самая большая проблема — это быстро его эвакуировать.

— А уже всё остальное — дело несложное и в принципе недолгое. Запасные части и механизмы для ремонта у нас всегда были в наличии. В нашей ремонтной роте машины, как правило, восстанавливали в зависимости от степени повреждений, за один день, максимум два, — подчеркивает Тверь.

Что самое сложное на СВО

Так на специальной военной операции для комбата пролетели три года. На вопрос, что самое сложное было для него как офицера и командира за это время, отвечает:

— Настроить личный состав на правильную боевую работу.

— Что это значит?

— Тут необходимо брать во внимание то, что батальон я создавал практически с нуля. Бойцы, которые приходили, не были профильными танкистами. Все — добровольцы, все — люди разного возраста от 20 до 60 лет. И в первую очередь им надо было дать четкое понимание, что они находятся там, где идут боевые действия, а не в туристическом походе. То есть должна быть адекватность восприятия и оценки происходящего. Для этого было необходимо настраивать личный состав, а где-то и заставлять, чтобы они совершенствовали свои навыки, занимались своей техникой и вооружением, не давали себе слабину. Я считаю, что у меня получилось правильно выстроить эту работу. Она была долгая и кропотливая, но получилось. Поэтому и потерь в батальоне почти не было.

Фото: личный архив Александра Карпенко

Все эти три года в Подмосковье Александра, волнуясь, ждала семья — супруга и дочь.

— В какой-то момент пришло осознание того, что накопленным на СВО боевым опытом надо делиться. Кроме того, хотелось еще больше развиваться, расти. Поэтому, переговорив с командиром полка, я принял решение о поступлении в военную академию, — рассказывает он.

Офицер вспоминает, как тяжело было прощаться с личным составом батальона.

— Безусловно, непросто это было. Ведь они моя семья. Более трех лет с ними воевал плечом к плечу. Я видел, что и ребятам было сложно прощаться. В общем, весьма эмоциональное событие было, которое не забывается, — с грустью говорит он.

И вот комбат уже почти две недели как слушатель Общевойсковой академии Вооруженных сил РФ. Отмечает, что многие из преподавателей — люди с боевым опытом. Но при этом просят командиров, прошедших СВО, делиться во время занятий своими знаниями. Такой подход, по мнению Александра, позволяет формировать хорошую теоретическую базу для будущих офицеров и командиров.

Читайте также
Прямой эфир