Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Экс-депутата думы Курской области Васильева отправили в тюрьму по делу о хищении
Общество
Сбой в работе Telegram зафиксировали в России
Авто
Только четыре автомарки в России выполнили 80% от плана продаж на 2025 год
Мир
Страны Бенилюкса потеряли более 50% экспорта из-за санкций против РФ
Армия
Армия России за сутки освободила Косовцево в Запорожской области
Мир
Япония утвердила проект бюджета с рекордным финансированием обороны на 2026 год
Общество
Основательницу «Медузы» Тимченко заочно приговорили к пяти годам колонии
Мир
В Китае открыли самый длинный в мире тоннель протяженностью более 22 км
Армия
За неделю в зоне СВО сбиты семь крылатых ракет Storm Shadow
Экономика
В ЦБ сообщили об обсуждении подходов к разработке новой банкноты в 500 рублей
Общество
Рост цен на новогодний стол в 2025 году замедлился
Экономика
«Гознак» создаст новые элементы защиты для российских банкнот
Мир
В Белоруссии указали на подготовку Запада к боевым действиям
Авто
Санкт-Петербургский завод БАЗ запустил серийное производство грузовиков
Экономика
Центробанк представил обновленную банкноту номиналом 1000 рублей
Армия
Силы ПВО уничтожили 17 украинских дронов над Россией за пять часов
Спорт
Олимпийский чемпион отреагировал на призыв Шевченко отстранить от ОИ союзников РФ
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Россия входит в топ-10 стран по запасам нефти и лидирует по газу, однако, по данным Роснедр, объемов сырья, которые выгодно добывать, хватит всего на 25 лет. Ежегодно их воспроизводство происходит лишь на две трети за счет уже открытых участков. При этом в Минприроды уточнили, что ресурсный потенциал страны в шесть раз выше. Эксперты и участники рынка считают необходимым увеличить инвестиции в геологоразведку. Насколько, при какой стоимости нефти добыча рентабельна и каковы в целом перспективы разведки новых месторождений — в материале «Известий».

Насколько Россия богата нефтью и газом

Россия обладает значительным потенциалом для наращивания запасов углеводородов. Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Минприроды, объем подготовленных к бурению запасов составляет 13,3 млрд т нефти и 34 трлн кубометров газа. При этом общий ресурсный потенциал страны намного выше: 81,6 млрд т и 182 трлн кубометров соответственно.

Глава Минприроды Александр Козлов ранее отмечал, что запасов нефти в РФ при текущей добыче хватит на 26 лет.

Северный поток – 2
Фото: Global Look Press/Stefan Sauer

Однако, согласно презентации главы Роснедр Олега Казанова, рентабельных доказанных запасов этого сырья в России всего 13,2 млрд т, которых хватит на 25 лет базовой добычи. Доклад он представил на заседании комиссии Госсовета по направлению «Энергетика» в рамках Татарстанского нефтегазохимического форума – 2025. (Документ есть в распоряжении «Известий»).

Если называть вещи своими именами, мы практически все объекты с запасами передали недропользователям, — отметил он, добавив, что доля распределенного фонда недр составляет 96%.

По его словам, по итогам аукционов в 2024 году разовые платежи за углеводородное сырье составили чуть более 4 млрд рублей. При этом от менее значимой отрасли для бюджета, такой как рассыпная золотодобыча, доходы оказались вдвое выше.

Как бы мы не стимулировали добычу на действующих месторождениях, рано или поздно они закончатся. На наш взгляд, очень остро стоит задача изменения географии нефтедобычи, — заявил руководитель Федерального агентства по недропользованию.

Нефть
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

По его словам, необходимо расширять понятие трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) и увеличивать инвестиции в геологоразведку. В первую очередь, в геологоразведку ранних стадий, в новые регионы. Олег Казанов отметил, что сейчас воспроизводство на две трети идет за счет доразведки действующих месторождений.

Доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов напомнил, что прирост запасов углеводородного сырья (в первую очередь нефти, поскольку по газу у нас высокая обеспеченность запасами) — совместная задача государства и нефтегазовых компаний, но ее решение четко разделено по стадиям.

Государство занимается поиском ресурсов, то есть выявляет сам факт их наличия в недрах, в то время как задача компаний — разведать приобретенные на конкурсах и аукционах лицензионные участки, то есть определить их реальные запасы, — подчеркнул эксперт.

Какие новые месторождения могут быть открыты в ближайшее время

Пока в России, по информации Минприроды, геологоразведка опережает добычу. Так, по данным Роснедр, прирост извлекаемых запасов нефти и конденсата в 2024-м составил 592 млн т, по природному газу — 708 млрд кубометров. При этом добыча нефти составила 516 млн т, а газа — 685 млрд кубометров.

Нефть
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

В прошлом году было открыто 39 новых месторождений углеводородного сырья. Самые значимые: Илгинское в Иркутской области, Митикъяхское в ЯНАО, Северо-Байкаловское в Красноярском крае, Нелятское в Якутии и месторождение имени Николая Мышевского в Иркутской области. Их общие запасы — почти 290 млрд кубометров газа, 39 млн т конденсата и свыше 21 млн т нефти.

Как уточнили «Известиям» в Минприроды, государство инвестирует в региональные (начальные) этапы геолого-разведочных работ, чтобы найти площади со значительными запасами углеродов. Далее поисковыми работами занимается бизнес.

— На данный момент наиболее перспективный регион — Якутия. По результатам первого этапа федерального проекта «Геология: возрождение легенды» в республике выявили шесть перспективных участков недр, с 2025 года начались работы в рамках второго этапа федерального проекта на 10 объектах, — подчеркнули в пресс-службе ведомства.

По данным министерства, инвестиции недропользователей в геологоразведку углеводородного сырья за последние пять лет стабильны и составляют порядка 300–320 млрд рублей. В 2026 году из федерального бюджета на региональные геолого-разведочные работы углеводородного сырья планируется направить 11,5 млрд, добавили в Минприроды.

Якутия виды
Фото: ТАСС/Вадим Скрябин

По словам Валерия Андрианова, в силу высокой геологической изученности «старых» и давно эксплуатируемых нефтегазоносных регионов у государства почти не осталось потенциальных площадей, которые можно было бы предложить компаниям для исследования.

— Поэтому сейчас компании в основном сосредоточены на доразведке уже имеющихся у них активов — проще говоря, они пытаются найти новые нефтегазоносные пласты на собственных уже освоенных месторождениях. Это дешевле, чем выходить в новые регионы, и эффективней в краткосрочном плане, но вместе с тем — менее эффективно в долгосрочном плане, такая деятельность не может привести к полному восстановлению и приросту запасов, — отмечает собеседник «Известий».

«Известия» направили запросы крупнейшим нефтегазовым компаниям РФ.

Достаточны ли инвестиции в геологоразведку

По словам управляющего партнера компании Kasatkin Consulting Дмитрия Касаткина, инвестиции компаний в геологоразведку в 300 млрд рублей кажутся значительными, но они распределяются в основном на доразведку действующих месторождений и поддержание текущей ресурсной базы.

На новые регионы и поиск приходится малая доля. Бюджет Роснедр в 11,5 млрд рублей — это фактически уровень поддержки, а не развития. Для сравнения, только один полный цикл региональной 2D-сейсморазведки по крупной перспективной территории может стоить 3–5 млрд рублей, 3D — от 5 млрд до 10 млрд, а бурение одной параметрической скважины глубиной свыше 4 км — еще 2–3 млрд рублей, — отмечает эксперт.

деньги
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов


Таким образом, по мнению Касаткина, полноценная программа разведки в малоизученных районах требует не один десяток миллиардов ежегодно, то есть в разы больше выделяемых средств, это «без учета проведения более простых работ, таких как аэрофотсьемка и электро- грави- магниторазведка».

Он также подчеркнул, что по ресурсной базе Россия сопоставима с Саудовской Аравией и Венесуэлой (мировой лидер по запасам нефти), оставаясь в числе стран с крупнейшими запасами. Но качественная структура запасов различается. У Саудовской Аравии, несмотря на постепенное истощение, по-прежнему преобладают легкие и дешевые в разработке нефти ресурсы, у Венесуэлы — сверхвязкие и капиталоемкие, а у нас значительная доля приходится на трудноизвлекаемые запасы в зрелых районах, а также на новые и сложные для освоения регионы, такие как Арктика и Восточная Сибирь.

— Это означает, что для сохранения добычи на текущем уровне Россия должна активнее инвестировать именно в региональную разведку, через 10–15 лет воспроизводство за счет доразведки старых активов исчерпает себя, — подчеркивает Дмитрий Касаткин.

Нефть
Фото: Global Look Press/Bulkin Sergey

По мнению Валерия Андрианова из Финансового университета, потенциал открытия новых крупных месторождений практически исчерпан, да и обнаружение средних по размерам месторождений — большая редкость. В связи с этим необходимо выходить в новые регионы, а также заниматься исследованием залежей так называемой нетрадиционной нефти.

Надо четко расставить акценты в процессе геологоразведки, то есть решить, на какие направления мы будем опираться в первую очередь. Понятно, что они взаимодополняющие, а не взаимоисключающие. Но тем не менее надо понимать: у нас не хватит возможностей и для освоения новых регионов и, допустим, для масштабной разработки нетрадиционных залежей, — считает эксперт.

Кроме того, по его словам, объем рентабельных запасов может снижаться как в результате более детальных геолого-разведочных работ, а также в связи со снижением цен на нефть.

— То есть те запасы, которые целесообразно извлекать из недр при котировках в $60–80 за баррель, могут оказаться нерентабельными при ценах в $50, — отметил он.1
Это значит, что необходимо заниматься укреплением нашей минерально-сырьевой базы как за счет поиска новых месторождений, так и путем доразведки существующих запасов, заключил эксперт.

Читайте также
Прямой эфир