Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИД Молдавии заявили о выходе страны из СНГ после денонсации ключевых соглашений
Мир
В Польше из свидетельств о браке уберут слова «муж» и «жена»
Мир
Пять человек пострадали при наезде автомобиля в Варшаве
Общество
В «ЛизаАлерт» назвали сроки возвращения к поискам Усольцевых в тайге
Мир
Политолог предрек Евросоюзу потерю Гренландии при попытках противостоять США
Мир
Президент Болгарии Радев анонсировал свою отставку 20 января
Общество
Ученые сообщили о максимальном уровне солнечных протонов с октября 2003 года
Мир
МИД России выразил соболезнования гражданам Испании в связи с ж/д катастрофой
Мир
Пропавшая в Саудовской Аравии актриса Надя Кесума скончалась
Мир
Журналист Axios Равид сообщил о плане Дмитриева встретиться с Уиткоффом и Кушнером
Общество
Приплывший на яхте в Сочи американец осужден на пять лет за перевозку оружия
Мир
Итальянский модельер Валентино Гаравани умер в возрасте 93 лет
Мир
MOL подписала предварительное соглашение о приобретении 56,15% доли NIS
Общество
Московские врачи извлекли свиное ухо из пищевода женщины
Политика
В Совфеде оценили прогноз по перезагрузке отношений России и ЕС
Мир
Политолог оценил вероятность холодной войны между Европой и США из-за Гренландии
Общество
Стало известно о хранении более $5 млн на счетах Тимошенко и ее мужа в 2024 году

Долговое время: корпорации по 6–9 месяцев не платят поставщикам из МСП

Кто чаще откладывает расчеты и как за это наказывают
0
EN
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Крупные компании, включая структуры с госучастием, всё чаще откладывают расчеты с поставщиками из малого и среднего бизнеса — задержки доходят до полугода и больше, рассказали «Известиям» в бизнес-объединениях. Главная причина — выгодные депозиты: доходность по ним выше возможных штрафов за просрочку. Но дело может быть и в нехватке оборотных средств из-за снижения выручки. Для МСП это создает серьезные риски: в условиях дорогих кредитов неплатежи подталкивают к сокращению производства и персонала и могут привести к банкротству. В каких отраслях чаще всего срываются сроки и как небольшим игрокам себя защитить — в материале «Известий».

Кто задерживает оплату малым подрядчикам

Крупные компании всё чаще откладывают расчеты с контрагентами из числа малых и средних предприятий — задержки достигают шести–девяти месяцев, рассказал «Известиям» председатель комитета «Опоры России» по финансовым рынкам, гендиректор аналитического центра «БизнесДром» Павел Самиев. Эту тенденцию подтвердили и в «Корпорации МСП».

В бизнес-объединениях отмечают, что задержки платежей часто происходят со стороны госкорпораций. Но в большинстве случаев просрочку допускает не головная компания, а ее дочерние структуры. Они выступают заказчиками для подрядчиков и работают напрямую с исполнителями. В «Опоре России» пояснили: главный заказчик финансирует весь проект, а дальше работы распределяются по цепочке между меньшими компаниями. В итоге они получают оплату только после сдачи всего проекта, даже если свою часть сделали заранее, и именно поэтому возникают большие отсрочки.

— Вместо предоплаты всё чаще вводится постоплата. Договор нередко заключается уже в конце проекта, когда работы выполнены, а затем до фактической оплаты проходит еще несколько месяцев. Этим действительно нередко грешат крупные компании, включая госкорпорации первого эшелона и крупнейшие банки с госучастием, — поделился экономист Андрей Бархота.

«Известия» запросили крупнейшие госкорпорации и банки с госучастием. В ВТБ сообщили, что закупки банка регулируются законом, предусматривающим оплату не позднее семи рабочих дней. В банке подчеркнули, что это требование строго соблюдается, и МСП получают деньги в срок. В пресс-службе РЖД также сказали, что компания строго соблюдает все требования. По остальным договорам сроки определяются условиями контрактов, за их нарушение предусмотрены штрафы, добавили там.

Практика задержек характерна для ряда отраслей — строительства, нефтегаза и ритейла, перечислил доцент кафедры экономики и финансов общественного сектора Президентской академии Даниил Гоненко. Особенно часто задержки бывают со стороны крупных застройщиков и федеральных торговых сетей, но не только.

Так, например, в августе суд удовлетворил иск петербургского ООО «Инженерный центр Энергия» к АО «Великолукский мясокомбинат» и взыскал 148 млн рублей долга, писал «Деловой Петербург». По материалам дела, подрядчик задержал оплату на несколько месяцев, при том что договор предусматривал серьезные штрафные санкции. В том же месяце архитектурное бюро «Градпроект» через суд добилось взыскания с киностудии «Ленфильм» 2,2 млн рублей задолженности.

Почему крупный бизнес всё чаще задерживает оплату контрагентам

Ситуация с задержками обострилась на фоне повышения ключевой, отметили в «Опоре России». С июля 2024 года ее подняли с 16% до 21% — на этом уровне она держалась около полугода. Сейчас ставка составляет 18%.

Дело в том, что крупные компании предпочитают держать свободные средства на депозитах, пояснил Павел Самиев. Там они без усилий получают доходность до 15–20% годовых. Это покрывает возможные издержки от взыскания неустоек за просрочку. Ведь не каждый решится судиться с крупным заказчиком, особенно с учетом выросших госпошлин. К тому же суды нередко снижают размер неустойки, поэтому задержка оплаты может оказаться выгоднее, чем своевременный расчет.

С декабря 2024-го заказчики по 41 договору полностью или частично погасили задолженность на сумму 470 млн рублей. По 32 обращениям были возбуждены дела об административных правонарушениях, поделился гендиректор «Корпорации МСП» Александр Исаевич.

Другие причины задержек — нехватка оборотных средств из-за снижения выручки, рост долговой нагрузки, сбои в поставках и административные проволочки у госзаказчиков, добавил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

— Роль также сыграли стремление корпораций перекладывать кассовые разрывы на подрядчиков и слабая конкуренция на рынках, где МСП зависят от одного–двух крупных заказчиков. Дополнительные факторы — затяжные согласования внутри холдингов, а также сложившаяся практика воспринимать отсрочку как норму работы, — отметил Даниил Гоненко из Президентской академии.

Чем грозит задержка оплаты малому бизнесу

Для малого и среднего бизнеса задержка оплаты — удар по оборотному капиталу, объяснил Даниил Гоненко. В отличие от корпораций, у которых есть финансовые резервы и доступ к кредитам, МСП работают на коротких денежных циклах. Просрочка на шесть–девять месяцев фактически замораживает ресурсы: компании вынуждены либо брать займы под высокие ставки, либо сокращать производство и персонал. По словам эксперта, это усиливает риск банкротств, срыва поставок и ухода бизнеса в теневой сектор.

В итоге это может привести к росту системных рисков в реальном секторе и давлению на банки через увеличение проблемных кредитов, предупреждает Владимир Чернов из Freedom Finance Global.

— При сохранении высоких ставок, слабого спроса и роста долговой нагрузки задержки могут продолжиться. 2025 год показывает рост процентных выплат и давление на ликвидность, поэтому без мер поддержки МСП и корректировки платежной дисциплины риск новых просрочек остается высоким. Вместе с тем ЦБ начал снижать ставку, что постепенно должно ослабить проблему, — считает эксперт.

Снизить просрочки могли бы более высокие требования к предоплате, регулярный мониторинг расчетов и ужесточение санкций за систематическое нарушение сроков, уверена старший преподаватель кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Анастасия Мельникова.

Сейчас за срыв сроков оплаты предусмотрены штрафы и пени, а также возможность взыскания убытков сверх неустойки, напомнили «Известиям» в Минэке. Там добавили: для компаний с госучастием несвоевременные расчеты могут квалифицироваться как нарушение законодательства о закупках, что грозит административной ответственностью и публикацией сведений о недобросовестном поведении на официальных порталах.

Снизить масштабы задержек могли бы жесткие контрактные условия с автоматическими штрафами и ускоренное досудебное взыскание, считает Владимир Чернов. Для МСП важны господдержка и субсидированные факторинговые программы, позволяющие быстро превращать дебиторку в деньги. Эффективным решением также могут быть отраслевые клиринговые центры, публичная отчетность крупных компаний о сроках оплаты и упрощение судебных процедур. Зарубежный опыт показывает, что наибольший эффект дает сочетание факторинга (перепродажи долгов банку), строгих контрактных норм и активной роли государства, подчеркнул эксперт.

— Среди возможных мер — развитие цифровых реестров обязательств на базе смарт-контрактов, которые автоматически фиксируют сроки и начисляют штрафы, и создание публичного рейтинга платежной дисциплины крупных компаний, чтобы стимулировать их следить за репутацией, — добавил Даниил Гоненко.

При этом уже предпринимаются шаги для решения проблемы. В «Корпорации МСП» сообщили, что теперь малым и средним компаниям не нужно самостоятельно обращаться в суд: подав жалобу через «Сервис 360», они могут переложить эту работу на организацию, которая передает все документы в ФАС и обеспечивает привлечение заказчика к ответственности.

Читайте также
Прямой эфир