Спорный поезд: с туроператоров снимут ответственность за промахи турагентов
Турагент должен нести ответственность за непредоставление необходимой информации о путевке, неперечисление денежных средств туроператору и несогласованные условия путешествия, а туроператор — за недостоверную информацию и несоответствие услуг, входящих в продукт. Поправки в законодательство, разграничивающие зоны ответственности, разработало Минэкономразвития — по запросу туристического бизнеса. Как пояснили в ведомстве, участились случаи, когда турагент заключает договоры с путешественниками, берет с них оплату, но туроператора об этом не уведомляет и денежные средства ему не передает. Однако ответственность в таких случаях всё равно зачастую несет туроператор, заявили в министерстве и подтвердили юристы.
За что несет ответственность турагент
Зоны отвественности перед путешественниками со стороны всех представителей в сфере туристического бизнеса планируют строго разграничить. Такие поправки разработало Минэкономразвития, в ближайшее время они будут представлены на общественное обсуждение, документ есть в распоряжении «Известий».
«Законопроект разработан по инициативе профессионального сообщества», — сообщили «Известиям» в Минэкономразвития.
В пояснительной записке уточняется, что участились случаи, когда турагент заключает договоры с клиентами, берет с них плату за тур, но умышленно не уведомляет туроператора о заключенных договорах и не передает денежные средства.
«Ответственность в таких случаях возлагается на туроператоров, что не только противоречит действующему законодательству РФ, в том числе Гражданскому кодексу, но и ведет к значительным финансовым издержкам туроператоров и ставит под угрозу дальнейшую работу и выполнение обязательств туроператорской компании перед другими туристами», — говорится в документе.
Поэтому в законопроекте перечисляются конкретные случаи наступления ответственности каждого субъекта предпринимательской деятельности — туроператора, турагента и третьих лиц, предоставляющих отдельные услуги.
Так, у туроператора в этом списке — непредоставление турагенту и туристу необходимой и достоверной информации о продукте и условиях путешествия, несоответствие услуг, действия и бездействие турагентов, а также нарушение запрета на включение в продукт гостиниц и иных средств размещения, услуг гидов, информация о которых не внесена в соответсвующие реестры. Такой запрет вводится этими же поправками.
Турагент несет ответственность за неперечисление туроператору денежных средств, полученных от заказчика, несогласование условий путешествия на основании запроса клиентов, неуведомление туроператора о заключении договора о реализации тура, непредоставление необходимой и достоверной информации об условиях путешествия и туристском продукте.
При этом турагент не несет ответственность за убытки и причиненный клиенту вред, которые возникли из-за непредоставления ему информации от туроператора. Отвечать же за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу туриста должно лицо, непосредственно оказавшее такую услугу, говорится в законопроекте.
Как отметили в Минэкономразвития, для туроператоров такие изменения в закон «Об основах туристической деятельности» снизят необоснованные финансовые риски и защитят от чужих ошибок.
«Туристы получат больше гарантий: претензии по качеству услуг теперь можно будет предъявлять напрямую к виновной стороне — тому, кто оказал некачественную услугу или нарушил договор, — сообщили в ведомстве. — Всё это повысит общее доверие к деятельности туроператоров, так как каждый будет нести ответственность за свои действия. Это сделает работу рынка более честной и предсказуемой, что неизбежно снизит количество конфликтов и защитит интересы конечных потребителей».
Почему сложился правовой дисбаланс
Поправки снимают вопрос ответственности туроператора за недобросовестные действия турагента, заявил «Известиям» президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Илья Уманский.
— К сожалению, сложившаяся судебная практика приводит к абсурдным ситуациям, когда туроператор вынужден нести полную финансовую ответственность за действия турагента, о которых он мог не знать и от которых не получал доходов, — подтвердил он.
Илья Уманский привел в пример случай, когда в договоре был указан туроператор, с клиента были взяты деньги, но услуги оказаны не были. И об этом туроператор узнал, когда пострадавший обратился в суд.
— Законопроектом предлагается ввести простую и понятную норму: если турагент не перевел средства туроператору согласно условиям договора, то он и несет ответственность перед туристом, — пояснил президент РСТ.
Также документ снимает вопросы о причинении вреда туристам третьими лицами.
— К примеру, человек упал в отеле, получил травмы. Какое это отношение имеет к туроператору? — рассуждает Илья Уманский. — Сейчас исковые требования в первую очередь предъявляются в суды к туроператору как наиболее платежеспособному субъекту, хотя виновником зачастую является непосредственный исполнитель услуги. Кроме того, общие положения ГК РФ говорят о том, что ответственность должен нести причинитель вреда или его виновник.
Впрочем, по мнению эксперта, положения о распределении ответственности между туроператором и третьими лицами за услуги, входящие в туристский продукт, стоит доработать.
— Предлагаемые изменения фактически оставляют существующий правовой режим: ответственность будет нести туроператор, если иное не установлено в рамках правового поля. Если не поименовать конкретных участников рынка — перевозчиков и так далее, кажется, что судебная практика не изменится, — сказал специалист.
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе заявила «Известиям», что нововведения позволят исключить дисбаланс, нередко возникающий при определении ответственности сторон договора о реализации туристского продукта.
— АТОР положительно оценивает работу Минэкономразвития по совершенствованию отраслевого законодательства и адаптации его к современным реалиям туристического рынка, — сказала она.
Заместитель генерального директора туроператора Anex Яна Муромова назвала существенной поправку о том, что турагент несет ответственность за предоставление полноценной информации о продукте и возможных его изменениях.
— Несмотря на то что туроператор в момент бронирования запрашивает у турагента контактные данные заказчика с целью информирования о возможных корректировках, турагенты настойчиво оставляют в данных полях свои данные, боясь, что туроператоры уведут туриста на прямое взаимодействие, — рассказала она. — Таким образом, мы не можем проверить, дошли ли возможные изменения по рейсу и прочим составляющим тура до потребителя.
Также, по ее словам, бывают случаи с изменением концепций отелей, приобретаемых на стадии раннего бронирования.
— Например, отель к сезону решил поменять концепцию с Adults Only на семейный отдых. И тогда туристы, не получившие своевременно изменений, сталкиваются с разочарованием на месте, — рассказала она.
Внесение же предоплаты на расчетный счет туроператора она назвала фактом «включения» ответственности туроператора.
— И даже если оплата не была произведена в полном размере недобросовестным турагентом, то изменения в законодательстве позволяют полноценно привлечь турагента к ответственности, — сказала она.
Партнер, руководитель практики частных клиентов юридической компании «Митра» Алина Лактионова также подтвердила, что «в текущих правовых реалиях наблюдается существенный пробел».
— Турагенты фактически не несут прямой ответственности перед потребителями, хотя именно через них чаще всего осуществляется взаимодействие с туристами, — сказала она. — Критическая ситуация возникает, когда турагент принимает деньги от туриста, но не перечисляет их туроператору. Потребитель остается и без оплаченной путевки, и без возможности вернуть свои средства. При этом судебная практика в большинстве случаев возлагает ответственность на туроператора, превращая его в «козла отпущения» за действия недобросовестных посредников.
Анна Лактионова напомнила, что туроператоры уже пытались снять с себя ответственность за действия туроператоров в Конституционном суде, но тот отклонил их претензии.
— Мотивировка суда была проста: это стандартный предпринимательский риск, который туроператоры должны учитывать в своей деятельности, — сказала эксперт.
Говоря о судебной практике в целом, она напомнила, что встречаются случаи, когда турагенты предоставляют неполную или недостоверную информацию, например, о правилах получения визы. И в этих случаях суды чаще признают ответственным турагента.
— А вот когда турагент получил оплату, но не передал деньги туроператору, суды, как правило, возлагают ответственность на туроператора, — сказала она. — Отдельная категория споров возникает, когда турагент подменяет договор о реализации продукта договорами на отдельные услуги.
Например, при организации тура по России агент может напрямую бронировать отель и билеты, минуя туроператора. В таких случаях суды чаще признают ответственным турагента.