Кто людям помогает: таксистам предложили льготы за пассажиров с инвалидностью
Водители такси, выполняющие заказы по перевозке людей с ограниченными возможностями, а также таксомоторные компании, закупающие для таких перевозок специализированные автомобили, должны иметь налоговые льготы. С таким предложением агрегаторы такси обратились в Госсовет. Эксперты неоднозначно оценивают инициативу. Подробности — в материале «Известий».
Льготы за инвалидов
Сервис заказа такси «Максим» направил на имя председателя комиссии Госсовета РФ по направлению «Эффективная транспортная система», главы Республики Бурятия Алексея Цыденова, письмо (копия имеется в распоряжении «Известий») с предложением о введении системы поощрений за перевозку инвалидов. В середине июля президент России Владимир Путин дал поручения правительству и Госсовету разработать такую систему до 1 декабря текущего года.
Согласно письму, водителям такси и таксопаркам, осуществляющим перевозки пассажиров с ограниченными возможностями, предлагается предоставлять налоговые преференции, а именно ввести «для самозанятых водителей легкового такси бонус в виде скидки с НПД (налог на профессиональный доход) за перевозку инвалидов». Что касается таксопарков, то для компаний-перевозчиков планируется установить «налоговую льготу на уплату НДС за закупку специализированных транспортных средств в свои парки для перевозки инвалидов».
Авторы инициативы отмечают, что налоговые преференции, предоставляемые за выполнение социально значимых действий, являются наиболее эффективной системой поощрений.
«Даже такие минимальные налоговые льготы не только позволят насытить рынок предложением специализированных транспортных средств и соответствующих перевозок для инвалидов, но и послужат драйвером для обеления рынка в целом, увеличив налогооблагаемую базу и в конечном счете объем собираемых налогов», — говорится в документе.
«Это только первый шаг»
Практика показывает, что налоговые льготы и преференции, в том числе связанные с выполнением бизнесом тех или иных социальных задач, дают ощутимый импульс соответствующей сфере экономики, считает руководитель центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус. При этом нынешние предложения — это только первый шаг, своего рода концепция возможной формы поддержки и поощрений, подчеркивает он.
— Для осуществления этих предложений необходима значительная законодательная работа, включающая в себя изменения как в налоговое законодательство, так и в законодательство в сфере такси, определение четких параметров и условий, при которых будет действовать предлагаемые льготы. Также необходима гармонизация базы ФНС и ФГИС «Такси», — заявил «Известиям» Станислав Швагерус.
Преференции и меры поддержки не следует ограничивать только самозанятыми водителями, уверена председатель общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. Их необходимо распространять на всех добросовестных участников рынка — таксомоторные парки и перевозчиков любой организационно-правовой формы, которые фактически оказывают услугу или инвестируют в приобретение специализированных автомобилей, считает она. По ее мнению, такой подход обеспечит реальную доступность социального такси, снизит риски отказов по экономическим причинам и позволит формировать устойчивую инфраструктуру перевозок для маломобильных граждан.
— Перевозка маломобильных граждан, или социальное такси, — это самостоятельная услуга повышенной сложности. Ее сможет оказывать не любой водитель, а специально обученный перевозчик, готовый предоставить необходимую помощь в поездке. Она требует применения специализированного подвижного состава, в том числе микроавтобусов, оборудованных подъемниками, аппарелями и системами крепления. Стоимость такого транспорта и его оснащения выше, чем у обычных легковых такси, а подбор и обучение персонала, как и последующее обслуживание оборудования, требуют дополнительных времени и средств, — отмечает Ирина Зарипова.
Вопрос развития социального такси должен рассматриваться в особом порядке, считает она. В случае если вся нагрузка расходов будет возложена на обычных перевозчиков, значительная часть рынка попросту не выдержит финансового давления и услуга окажется или дорогостоящей для пассажиров, или невыполнимой для бизнеса, полагает председатель общественного совета по развитию такси.
В компании «Яндекс Такси» на запрос «Известий» оперативно ответить не смогли.
Льготы не покроют расходы
Стоимость специализированного транспорта для перевозки инвалидов в несколько раз выше обычного автомобиля такси, согласен с Ириной Зариповой главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Кроме того, в отличие от обычных машин такси у таких автомобилей будет очень большой холостой перепробег, отмечает он.
— Если водитель обычной машины такси, высадив одного пассажира, может взять новый заказ буквально на соседней улице, то в случае с перевозкой инвалида может получиться так, что ехать придется на другой конец города. Этот перепробег не приносит доход, а значит, является дополненным расходом. Кроме того, вполне вероятно, что за смену будет всего пару заказов или их вообще может не быть в какой-то день. Значит, машина будет простаивать, что также является расходом для перевозчика, — отметил Максим Кадаков.
По словам главреда «За рулем», сама идея налоговых преференций «достаточно интересная, однако льготы вряд ли перекроют расходы на такие перевозки».
Далеко не всем людям с ограниченными возможности для поездок в такси необходим специализированной транспорт, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. В подавляющем большинстве случаев пассажиру с инвалидностью требуется помощь при посадке или высадке из машины, дополнительное место в багажнике для размещения складного кресла-каталки или костылей, подчеркивает он.
— Одно дело перевозка человека, прикованного к инвалидному креслу, — это требует и отдельного специализированного транспорта и зачастую дополнительного сопровождающего. Поэтому такие перевозки — прерогатива служб социального такси, которые финансируются из региональных или муниципальных бюджетов. Расходы обычных компаний перевозчиков на такие перевозки налоговыми льготами не перекроются. И другое дело поездка на такси человека, которому просто нужна дополнительная помощь, чтобы сесть в машину и выйти из нее, в сопровождении до подъезда. Если таксист готов брать на себя эти и другие дополнительные обязательства и риски, то он должен получать за это компенсацию — в виде налоговой льготы или даже за счет частичного субсидирования стоимости поездки из бюджета, чтобы для самого пассажира тариф был минимальным, — заявил «Известиям» Антон Шапарин.
Проще доплатить
Введение налоговых преференций или каких-то других льгот для водителей и компаний, осуществляющих перевозку людей с ограниченными возможностями, может вызвать волну бюрократии, что в итоге похоронит саму идею таких бонусов, считает член президиума общественного совета при МВД РФ Игорь Моржаретто. В качестве примера он привел ситуацию с поездками в столичном метрополитене, когда в середине 90-х годов прошлого века число категорий граждан, пользовавшихся правом бесплотного проезда в этом виде транспорта, дошло до 64.
— Сразу возникнет масса вопросов: на какие группы инвалидности будет действовать такие преференции; каким будет расстояние поездки; сколько таких поездок должен осуществить водитель или компания такси, чтобы получить право на налоговые льготы; как подтверждать их. В данном случае более правильным решением, наверно, будет ввести для инвалидов дополнительные выплаты, которые они смогут тратить на поездки на такси в случае необходимости, — считает эксперт.