Оплатить тем же: в РФ могут ввести штрафы за травлю в школе и интернете
Борьба с травлей в школах и интернете выходит на новый уровень: в России хотят начать за это штрафовать. Депутаты ЛДПР разработали законопроект, по которому за буллинг и кибербуллинг могут ввести взыскания до 500 тыс. рублей (текст документа есть в распоряжении «Известий»). При этом не все партии поддерживают эту инициативу — против, в частности, выступает СРЗП. Параллельно межфракционная группа депутатов готовит инициативу, предполагающую профилактику травли несовершеннолетних, — ее должны принять до конца года. Юристы предупреждают: доказать в суде факт постоянных унижений будет непросто. О том, как депутаты хотят решить проблему буллинга и кибербуллинга в России — в материале «Известий».
Какие штрафы за буллинг предлагают депутаты
Законопроект, который депутаты от ЛДПР хотят внести на рассмотрение, предполагает введение административной ответственности за буллинг и кибербуллинг. Для этого они предлагают ввести в КоАП отдельный состав правонарушений под названием «травля».
Законопроект направят на заключение правительства. Согласно документу, который оказался в распоряжении «Известий», под травлей будет подразумеваться «систематическое унижение чести и достоинства другого лица», включая его публичную дискредитацию в интернете. Новая инициатива призвана защитить не только детей, но и взрослых, которые могут столкнуться с травлей на работе. При этом, если обидчиком выступит лицо, не достигшее 16 лет, ответственность будут нести его родители или опекуны.
— Буллинг, а по-русски банальная травля и унижение человека, стал серьезной проблемой в России, от которой страдают и взрослые, и дети. В особенности, конечно, несовершеннолетние с их неокрепшей психикой, — заявил «Известиям» председатель ЛДПР Леонид Слуцкий. — Возможности мессенджеров и соцсетей кратно усиливают воздействие на жертву. Мы считаем, что профилактических мер здесь недостаточно — нужно наказывать «киберподонков» рублем. Причем существенно, чтобы этим тварям неповадно было лить виртуальную грязь на людей.
За травлю для физических лиц предлагается ввести штраф от 10 тыс. до 50 тыс., для юрлиц — от 100 тыс. до 500 тыс., для должностных лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
Опрос ВЦИОМ показал, что более трети россиян хорошо знакомы с буллингом. Согласно исследованию, с травлей в школе сталкивался каждый четвертый, а каждый пятый с тем, что травле подвергались его дети или внуки. Не исключено, что проблема буллинга обострилась именно в последние годы. Так, большая часть жертв травли (53%) приходится на молодежь 18–24 лет. 84% россиян считают буллинг серьезной проблемой, которая требует обязательного разбирательства. По данным мониторингового центра «Безопасность 2.0», число проявлений кибербуллинга в России за 2024-й увеличилось на 15% по сравнению с предыдущим годом.
Сегодня в КоАП РФ прописаны штрафы только за оскорбление — единоразовое унижение чести и достоинства человека, в то время как буллинг подразумевает неоднократные издевательства. Согласно новой инициативе, если ребенка травят на протяжении долгого времени, его родители смогут написать заявление в местную прокуратуру. В нем они должны указать все факты, которые доказывают, что ребенок подвергался систематическим издевательствам. Травлей могут считаться регулярные устные и письменные оскорбления, в том числе в интернете, а также плевки, пощечины и неприличные жесты, пояснили в ЛДПР. В качестве доказательств можно привлечь показания очевидцев.
Тем не менее на практике родители могут столкнуться с рядом проблем, пытаясь доказать факт регулярной травли, рассказала «Известиям» управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева. Собрать сведения о неоднократных унижениях не всегда возможно, так как зачастую это зависит от личных оценок участников конфликта. Помимо этого, если законопроект примут, вряд ли родители массово начнут подавать заявления в прокуратуру, считает эксперт.
— Для большинства семей обращение в правоохранительные органы — серьезный шаг, который требует времени, сил и эмоциональных ресурсов. Кроме того, необходимо будет выработать единые подходы к квалификации таких действий, чтобы избежать произвольного толкования понятия «травля», пояснила юрист.
Вмешательство в проблему буллинга через судебные органы привлечет к теме большое общественное внимание, считает детский и семейный психолог Мария Тодорова. По ее словам, к ней уже не раз приходили родители, прося помочь их детям, над которыми регулярно издевались в школах.
— В то же время слишком сильное внешнее давление может усилить стресс у ребенка, который стал жертвой травли, и создать у него ощущение, что он доносит на сверстников. Юридические меры могут выступать вспомогательным инструментом, но не заменяют воспитательной и психологической работы, — сказала психолог «Известиям».
Другие меры для решения проблемы травли
В Госдуме также идет работа над законопроектом, направленным на профилактику травли среди несовершеннолетних. Одним из авторов инициативы выступает глава комитета по молодежной политике Артем Метелев («Единая Россия»). Сейчас законопроект находится на стадии доработки. При этом в ранней версии документа предлагалось ставить нарушителей на учет в полицию, а также включать в школьную программу обсуждение темы буллинга. Кроме того, планировалось создание в каждой школе «служб примирения», в состав которых для урегулирования конфликтных ситуаций входили бы как специалисты, так и старшеклассники.
В отличие от законопроекта о штрафах за буллинг этот документ сфокусирован на создании системы предотвращения, а не наказания. По словам Метелева, законопроект не предполагает введения административной ответственности. Его главная цель — выстроить комплексную систему, которая позволит эффективно бороться с травлей на ранних стадиях.
Над законопроектом работает межфракционная группа депутатов, в которой представлены парламентарии из всех партий, уточнил он.
Законопроект о профилактике буллинга среди детей планируется внести на рассмотрение осенью. Это обусловлено необходимостью принять его до конца года, как это предусмотрено нацпроектом «Молодежь и дети». В работе над документом активно участвует депутат от партии «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП) Яна Лантратова. Эта партия ранее уже занималась темой буллинга, проведя Всероссийский антибуллинговый форум.
— Сейчас зачастую школы до последнего стараются замять ситуацию, не выносить проблему. Чаще всего дети остаются с проблемами один на один, при бездействии и беспомощности взрослых. И результат этого — сломанные судьбы, суициды, ЧП с оружием в школах. Нужно законодательно создать систему грамотного и быстрого реагирования на ситуацию травли. И ключевым здесь должно быть участие не только родителей и педагогов, но и профессионалов-психологов, — рассказал «Известиям» лидер СРЗП Сергей Миронов.
Партия неоднократно обращалась в Минпросвещения с призывом обеспечить каждую школу штатными психологами. Сергей Миронов выразил мнение, что введение штрафных санкций за буллинг может не решить проблему, а напротив, усугубить ее.
«Известия» направили запрос в Минпросвещения, чтобы уточнить, планирует ли ведомство вводить меры профилактики травли в школах.
Ранее Генпрокуратура также предложила помещать несовершеннолетних правонарушителей в центры временного содержания.
При этом нести ответственность за травлю в школах должны прежде всего родители детей, которые унижают других, заявила «Известиям» депутат от КПРФ и глава комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина.
— Понимание, что надо спрашивать с детей, у меня есть. Но я все-таки выступаю за то, чтобы заставить работать триаду «ученик – учитель – родитель». У нас эта триада разрушена, нет связи между родителем и учеником. Президент уже ввел своим указом необходимость во всех образовательных организациях иметь должность заместителя директора по воспитательной работе. С моей точки зрения, это хорошо, но мало, — сказала парламентарий.
Нина Останина поддерживает штрафы для родителей детей, замеченных в травле других. По ее мнению, финансовые санкции должны быть «чувствительными», чтобы мотивировать родителей активно включиться в решение проблемы.