Праздник Медовый Спас Церковь отмечает 14 августа (1 августа по старому стилю).
Медовый Спас — это название, конечно, не раз встречалось читателям, даже и тем, кто мало знаком с Церковью, с ее внутренним строем и внешними формами, с ее календарем. Но в нем, как в капельке летнего дождя, отражаются очень важные стороны жизни как всего нашего народа, так и каждого из нас в отдельности.
В самом деле, в нашем языке «медовый» — это сладкий, добрый, желанный как в переносном, так и в самом прямом смысле. Обычно к этому дню в средних широтах России труженицы-пчелы в основном завершают свою кропотливую работу — заполняют соты свежим душистым медом. И пчеловоды, чей труд также далеко не легок, откачивают из ульев первый мед.
В отличие от меда, второе слово в названии праздника может вызвать недоумение. Приходилось встречать несколько попыток объяснения того, что означает «Спас», и все они так или иначе сводились к «народным обычаям» и «языческим ритуалам». Такие трактовки не имеют под собой основания и призваны отвлечь внимание от нашего исторического корня и духовного наследия — от Православной церкви.
Впрочем, для христианского сознания загадки тут нет. Начиная с церковнославянского языка, с богослужебных книг и до названий наших городов и сел, храмов, монастырей, иконописных сюжетов, церковных праздников, вплоть до башни Кремля на главной площади нашей столицы — всё свидетельствует без малейших сомнений: Спас — сокращенное именование Спасителя, Господа Иисуса Христа.
Как же сочетается одно с другим, мед с Богочеловеком? Очень просто: в году всего лишь 365 дней, и совпадения неизбежны. В церковном календаре 14 (1) августа отмечено праздником Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Ничего удивительного в этом нет, поскольку все события христианской жизни так или иначе сопряжены со Спасителем, с Его Крестной жертвой и Воскресением.
В Средние века летняя пора в южных городах была временем тяжких эпидемий. В Константинополе был обычай проходить крестным ходом по улицам имперской столицы с молитвами о защите и избавлении от болезней. С этой целью святой крест, на котором был распят Спаситель, торжественно выносили из императорского дворца, и с IX века в православном мире распространяется нынешний праздник.
Всего в августе отмечается целых три «Спаса»: 14 августа в разговорной речи называют Первым Спасом. В течение двух недель — начиная с этого дня и до Успения Пресвятой Богородицы — продолжается Успенский пост.
О том, какой праздник дает имя Второму Спасу, или, как его еще называют, Яблочному (19 августа), вам наверняка напомнят знакомые строки Бориса Пастернака:
…Вы шли толпой, и врозь, и парами,
вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
шестое августа по-старому:
Преображение Господне.
…
Прощай, лазурь Преображенская
и золото Второго Спаса…
Третий Спас, Ореховый, празднуется 29 августа, на следующий день после Успения. Он отмечается в память перенесения в Константинополь нерукотворного образа Господа Иисуса Христа: это событие произошло в конце X столетия.
В центре праздника, какие бы хозяйственные дела или природные обстоятельства ни были с ним связаны, всегда стоит храм и богослужение. И недаром: по возможности отложив свои повседневные труды и заботы, люди идут в церковь для молитвы и участия в святом таинстве Евхаристии, которое совершается на Божественной литургии, в чем, собственно, и состоит основной смысл всякого христианского праздника.
Обычно накануне этого дня, на вечернем богослужении, особо украшенный крест выносится на середину храма с коленопреклонением и пением незабываемой стихиры: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…», по тому же чину, что и в великий праздник Воздвижения Креста 27(14) сентября. А после Божественной литургии совершается освящение воды, что символизирует защиту от болезней и других вредоносных воздействий.
И меду, конечно, тоже уделяется внимание. Следуя древним установлениям, сельские жители жертвуют Церкви первые плоды своих сельскохозяйственных трудов: в былые времена это была существенная поддержка для монастырей и сельского духовенства. Сегодня, конечно, в меде нет той потребности, какая была прежде, до эпохи промышленного сахароварения, но обычай приносить в храм мед тем не менее сохраняется.
Священник читает краткую молитву на благословение нового меда, «…да всякий, его вкушающий и приемлющий, обретет благополучное здравие, пищею сею насытится и исполнится всякого блага». Но многие, к сожалению, не слушают молитв, не читают объяснений (благодаря интернету они стали доступны каждому), остаются чуждыми Церкви. Но рады видеть некий магический ритуал: мед, дескать, теперь уже не простой, а «освященный»!
Часто спрашивают, что надо делать в тот или иной праздник и чего делать нельзя. Ответ, как всегда, лежит на поверхности, и сказанное выше служит верным ориентиром. Делать нужно всё то, что соединяет нас с духовным наследием святой Церкви, и нельзя допускать, чтобы Крест Христа Спасителя оказался скрыт суеверием и магией.
Автор — священнослужитель Иваново-Вознесенской епархии, руководитель Епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора