Зажать тормоз: пользователям электросамокатов начали персонально снижать скорость
Пользователи электросамокатов столкнулись с индивидуальными ограничениями скорости до 18–20 км/ч при допустимых 25 км/ч. Об этом «Известиям» рассказали в прокатных компаниях. Это коснулось не только водителей с грубой ездой, нарушающих ПДД, но и тех, кто ездит редко, — о них у кикшеринга просто нет достаточно данных. Рейтинг вождения — лишь одна из мер снижения аварийности электросамокатов и надо применять и другие, считают эксперты.
Рейтинги пользователей электросамокатов
Российские кикшеринговые компании вводят для своих клиентов рейтинги, влияющие на то, с какой скоростью им позволено водить электросамокаты. Об этом «Известиям» сообщили представители этих компаний. Например, оператор Whoosh начал использовать скоринг для клиентов еще в конце мая. По словам представителя компании, рейтинг, позволяющий развивать на средствах индивидуальной мобильности (СИМ) полную скорость в 25 км/ч, сейчас имеют 89% клиентов. Но для 11% пользователей режим «Спорт», при котором можно разгоняться до этих значений, закрыт, поскольку нет достаточных данных для присвоения им рейтинга: они новички или ездят слишком мало. Менее чем 1% из них рейтинг был снижен и, соответственно, ограничена скорость из-за агрессивного стиля езды или нарушений правил парковки до 18–20 км/ч.
— В случае доказанных нарушений правил сервис по-прежнему применяет санкции: штрафы или блокировки, — добавили в компании.
Рейтинг учитывает сразу несколько факторов: опыт (число поездок) пользователей, наличие штрафов, предупреждений и аварий; стиль вождения, качество парковки, подтверждение возраста и многое другое. На основе этих данных Whoosh выставляет персональные настройки.
Источник в отрасли отметил, что из-за недостаточной для присвоения рейтинга информации скорость ограничена примерно для 6%: впрочем, необходимые сведения, как правило, накапливаются за несколько недель.
— Сейчас мы тестируем его на части базы наших пользователей, однако в ближайшее время он появится у всех аккаунтов в приложении сервиса, — отметили в «МТС Юрент». — Нарушители будут терять баллы рейтинга, и максимальная скорость электросамоката для них будет снижаться до 18–20 км/ч.
Впрочем, как уверяют в компании, сейчас в контрольной тестовой группе менее 0,001% пользователей с рейтингом ниже максимума.
В «Яндексе», также занимающемся прокатом электросамокатов, отказались от комментариев.
Введение скоринга — одна из мер, призванных повысить безопасность движения, уверяют представители кикшеринговых компаний. Ранее введенное ужесточение правил, появление штрафов и блокировка аккаунтов за нарушения уже привели к снижению аварийности, утверждают они.
В 2024 году операторы ввели ограничения и штрафы за нарушения правил пользования их сервисами. Санкции, в частности, положены за передачу управления несовершеннолетним, неспешивание на переходах, неправильную парковку и вождение в нетрезвом виде. Штрафы могут составлять до 100 тыс. рублей, а пользователю грозит блокировка аккаунта. На уровне федерального законодательства ограничивается верхний предел скорости (25 км/ч), в отдельных субъектах РФ этот порог может быть установлен и еще ниже — в 15 км/ч или даже 10 км/ч в отдельных зонах.
По данным Whoosh, в первом полугодии 2025-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года аварийность с участием СИМ снизилась на 35%.
— Абсолютное число аварий с участием СИМ сократилось на 46%. Заметнее всего падает число ДТП при поездках несовершеннолетних (на 65%), при поездках вдвоем (на 48%) или на пересечении пешеходного перехода (на 50%). Наиболее частые причины аварий — нарушения правил вождения или ситуации, вызванные неидеальным состоянием инфраструктуры. В 2025 году 93% происшествий обошлись без травм или с легкими последствиями, — отмечают в компании.
Возросшую сознательность пользователей также подтверждают официальные данные МВД, согласно которым аварийность с участием СИМ в первом полугодии снизилась на 20%, добавили в «МТС Юрент».
Поможет ли скоринг снизить аварийность
Руководитель направления «Разрешение It&Ip споров» компании «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле считает эти меры оправданными, но недостаточными. Ведь если скорость ограничена для 6% или даже 10% пользователей, то справедливо говорить о такой мере как исключительной, то есть оператор по умолчанию считает достойными высшего рейтинга всех пользователей, которые предоставили все запрашиваемые им сведения, рассуждает он.
— К сожалению, практика показывает, что это не так. Можно снизить рейтинг пользователю-«спортсмену» после того, как он не оправдал доверие оператора, причинив попутно ущерб чьему-то имуществу или здоровью, но превентивной составляющей в этой мере нет. Логичнее было бы не ограничивать скорость по результатам скоринга, а, напротив, увеличивать с минимальной по мере повышения рейтинга. Эффект будет тогда, когда максимально возможная скорость будет доступна не для 90% пользователей, а для четверти, но именно тем, кто подтвердил свои навыки, — считает эксперт.
В целом, по его мнению, введение рейтинга законно — оператор обуславливает доступ к тем или иным услугам по договору наличием доступа к данным о пользователе, которые он по закону вправе собирать и обрабатывать. Человек же вправе с условиями не согласиться и не заключать договор с конкретным оператором, объясняет он.
Само по себе введение рейтинга вряд ли повлияет на снижение аварийности — в частности, потому, что злостные нарушители пользуются поддельными аккаунтами, рассуждает руководитель проекта Content-Review Сергей Половников. Он считает, что решение проблемы должно быть комплексным. Например, придерживающиеся правил самокатчики могли бы передавать компаниям сведения о нарушающих их пользователях и получать бонусы на счет.
По его мнению, ключ к повышению уровня безопасности — высокие и неотвратимые штрафы. Власти сделали так для наказания лихачей на дорогах — с тех пор, как на улицах появилось множество камер наблюдения, попавшим в их поле зрения нарушителям начали выписывать штрафы, поэтому в крупных городах водить стали аккуратнее, заключил эксперт.