Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российская армия за сутки освободила четыре населенных пункта в ДНР
Мир
Лавров предупредил Европу о сокрушительном ответе в случае нападения на Россию
Мир
В МИД РФ заявили о готовности поддержать Китай в случае обострения с Тайванем
Мир
В США отметили нереальность просьбы Зеленского дать $800 млрд Украине
Мир
ЕС указал на важность уважения целостности Сомали после решения Израиля
Мир
В Германии предрекли отказ Трампа от одобрения плана Зеленского
Общество
Прокуратура начала проверку из-за искалеченного львенка в Москва-Сити
Мир
В Японии открыли перекрытый из-за ДТП с 67 авто участок дороги
Армия
Система «Купол Донбасса» за неделю предотвратила 229 атак ВСУ
Мир
В Финляндии из-за снежной бури пострадали 160 тыс. домохозяйств и два самолета
Мир
FT отметила исторический минимум рождаемости в Японии
Мир
В Польше сообщили о планах создать «антидроновую стену» на восточной границе
Армия
ВС РФ нанесли удары по используемым ВПК Украины объектам энергоинфраструктуры
Общество
Компания Samsung зарегистрировала в России два товарных знака
Мир
МАГАТЭ сообщило о начале ремонтных работ линии электропередачи рядом с ЗАЭС
Армия
ВС РФ успешно отражают атаки украинских элитных подразделений в Купянске
Армия
Армия России завершила освобождение населенного пункта Гуляйполе
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Продажи алкоголя в России снизились за первые полгода почти на 15%. Падение продемонстрировала розничная реализация крепкого алкоголя. Продажи водки сократились на 6%, коньяка — сразу на 11%. В первую очередь такая динамика связана с повышением минимальных розничных цен на алкоголь, оказавшимся довольно значительным, полагают опрошенные эксперты. При этом в ближайшие два года ставка акциза будет лишь расти, что вызывает тревогу у игроков рынка. Почему падают продажи горячительного — в материале «Известий».

Свободное падение

Продажи алкогольной продукции в России (без учета пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) снизились в первом полугодии на 14,4%, до 98,76 млн декалитров (дал). Об этом сообщили в Росалкогольтабакконтроле, ссылаясь на данные системы маркировки «Честный знак».

Наиболее резкое сокращение показала торговля слабоалкогольной продукцией — реализация упала на 89,1%, до 966,5 тыс. дал.

Бутылки
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Продемонстрировали снижение и розничные продажи крепкого алкоголя. Реализация спиртных напитков крепостью свыше 9%, в частности, уменьшилась на 3,5%, до 57,56 млн дал. Розничные продажи водки сократились на 6%, до 35,55 млн дал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продажи коньяка упали сразу на 11%, до 6,2 млн дал. Однако объем проданных ликероводочных изделий при этом вырос до 8,8 млн дал (+ 13,1%).

Меньше стали торговать в розницу и пивом — его реализация снизилась на 16,3%. В целом продажи этого напитка и его производных за исследуемый период сократились на 14,8%, составив 336,52 млн дал. Розничные же продажи пивных напитков снизились на 3,8%, до 45,46 млн дал. При этом торговля сидром, пуаре и медовухой продвигалась более успешно — за первое полугодие 2025 года этих товаров продали на 9,9% больше (5,66 млн дал).

Зафиксировано сокращение и в сегменте вина. Продажи виноградных вин, например, сократились на 3,9%, до 27,55 млн дал. Реализация ликерных вин упала на 12,8%, до 588,5 тыс. дал. Игристого вина продали 9,8 млн дал (–8%).

Продажи виноградосодержащих напитков с этиловым спиртом за отчетный период уменьшились на 15,2%, до 706,9 тыс. дал. В случае с виносодержащими напитками без этилового спирта сокращение составило 61,5% (125,6 тыс. дал). Продажи плодовой алкогольной продукции снизились на 74,6%, до 1,45 млн дал.

В пресс-службе Росалкогольтабакконтроля «Известиям» пояснили, что сокращение розничных продаж пива, зафиксированное в первом полугодии нынешнего года, носит технический характер. Падение связано с изменением структуры учета в данной категории продукции.

Пиво
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Между тем к снижению объемов розничных продаж крепкого алкоголя, по мнению ведомства, привели сразу несколько факторов.

Основной причиной мы считаем изменение ценовой конъюнктуры. Влияние на рынок оказали увеличение ставки акциза на алкогольную продукцию с начала 2025 года и повышение минимальных розничных цен на алкоголь, — подчеркнули в Федеральной службе по контролю за алкогольным и табачным рынками.

Не пивом единым

Снижение розничных продаж пива, впрочем, носит не только технический характер. На наблюдающуюся динамику также влияют несколько существенных факторов, указывает руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев. В первую очередь важно понимать, что в реализации этого напитка присутствует сезонность. Продажи могли сократиться в том числе из-за низких температур, фиксировавшихся в июне.

Реализация пива в летний сезон сильно зависит от погоды, подтверждает независимый эксперт FMCG-рынка Александр Анфиногенов. Текущее лето сильно отличалось от прошлогоднего, оказавшись более холодным, что и сказалось на спросе на напитки.

Второй фактор — повышение с 1 января пошлин на импортное пиво, дополняет Ставцев.

— Пиво из Чехии, Германии и других стран, которые поставляли в Россию пивоваренную продукцию, существенно подорожало, поэтому есть определенный спад, — полагает он.

Банки
Фото: Global Look Press/Andrey Arkusha

Подорожание пива в среднем составило 15% по сравнению с прошлым годом, уточняет Анфиногенов. Стоит учесть также переключение потребителей на сидр и медовуху, продажи которых в текущем году выросли на 10%.

Всё это свидетельствует о серьезных негативных изменениях в отрасли, считает эксперт. К ним приводят высокие акцизы, рост стоимости ингредиентов и шринкфляция (уменьшение количества или объема товара в упаковке при сохранении или незначительном изменении цены).

При этом показатели производства пива и пивной продукции в России находятся на достаточно высоком уровне. И ситуация на рынке этих товаров существенно отличается от того, что происходит в других сегментах алкоголя, отмечает Ставцев.

— Я не думаю, что продажи пива в дальнейшем будут существенно падать. Сейчас мы видим переключение с вина на пиво в ритейле, это отмечают торговые сети. Скорее всего, пиво, как наиболее массовый и доступный по цене напиток, будет сохранять объемы реализации, — прогнозирует собеседник «Известий».

Ценовая ловушка

Продажи крепкого алкоголя между тем действительно сокращаются, отмечает Александр Ставцев. В первую очередь падение идет в сегменте водки, потому что это самая крупная категория.

— Она тянет за собой всю группу крепких напитков. Но внутри категории есть позиции, которые продолжают расти. Это настойки, ром и другие продукты из премиальных спиртов. Исключение составляет лишь коньяк, который также демонстрирует падение, — уточняет эксперт.

Водка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

Сокращение потребления водки и конька на фоне роста потребления ликероводочных изделий свидетельствует о перераспределении сегментов, полагает Александр Анфиногенов.

В первую очередь такая динамика связана с повышением с начала года минимальных розничных цен (МРЦ), оказавшимся довольно значительным, убежден Ставцев. МРЦ на водку за пол-литра в текущем году составила уже 349 рублей против 299 рублей годом ранее, напоминает Анфиногенов. Еще одна причина — индексация акцизов.

— То есть самая дешевая водка и самый дешевый коньяк на рынке подорожали, и потребление их сокращается. По некоторым признакам мы видим, что часть спроса перетекла в производство домашнего алкоголя, — указывает Ставцев.

Кроме того, падение продаж алкоголя связано с ценовыми изменениями, зависящими от инфляции и пошлин на зарубежную продукцию, уверен президент ассоциации производителей «Русской водки» Владислав Спирин. Важно также учитывать основные затраты, заложенные в цену товара. В стоимость водки, например, входят цена спирта, воды, бутылки и других упаковочных материалов.

Ключевым фактором, определяющим цену алкоголя, по мнению эксперта, также являются налоги. К ним относится не только акциз, но и налог на добавленную стоимость.

— В бутылке водки по минимальной цене стоимость спирта не превышает 10%, а налоги формируют более 50% конечной цены, — обращает внимание собеседник «Известий».

Рубли
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Ко всему прочему, влияние оказывают вводимые отдельными регионами ограничения на розничную продажу алкогольной продукции по месту и времени, дополняет Спирин.

Тревожная тенденция

Сегодняшняя ситуация на рынке алкоголя видится Александру Анфиногенову легкой версией антиалкогольной кампании времен перестройки. В низком ценовом сегменте эксперт прогнозирует развитие самогоноварения, что может привести к всплеску теневого рынка, ухудшению качества алкоголя и употреблению суррогатов. Всё это чревато увеличением рисков для здоровья. Средний и высокий ценовые сегменты при этом существенно уменьшатся, сократив ассортимент.

Кроме того, пострадают сельскохозяйственные предприятия, которые выращивают необходимые ингредиенты для алкогольного рынка: зерно, виноград, хмель и прочие, — ожидает собеседник «Известий».

Дальнейшая ситуация в отрасли, как считает Александр Ставцев, будет зависеть и от располагаемых доходов населения. В прошлом в периоды кризисов алкоголь демонстрировал разнонаправленную динамику и не падал так сильно, как другие категории товаров.

Кроме того, важно следить за курсом валют, поскольку период укрепления рубля закончился, дополняет эксперт.

— Это также будет влиять на рынок как с точки зрения прямых затрат на покупку алкоголя, так и с точки зрения импортной составляющей в себестоимости российских товаров, потому что часть материалов в пивоварении и в производстве российского вина является иностранной. И на эти аспекты курсы валют оказывают прямое влияние, — подчеркивает он.

Доллар
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

В этой связи повышение минимальной розничной цены кажется Анфиногенову непродуманным решением, цели которого не ясны. В случае борьбы с потреблением алкоголя нужно внимательно проанализировать все возможные последствия и риски.

— Повышение МРЦ для увеличения поступлений в бюджет и вовсе стратегически неверный путь, поскольку доля алкогольного дохода в общем бюджете страны ничтожно мала, а потери для рынка будут существенно большими, — убежден собеседник «Известий».

При этом, согласно поправкам в Налоговый кодекс РФ, ставка акциза на алкоголь в ближайшие два года будет расти, что вызывает тревогу у игроков рынка, обращает внимание эксперт.

Распробовать новое

Рынок вина между тем активно рос последние восемь лет, и наблюдающиеся корректировки в объемах продаж вполне закономерны, полагает энолог-шампанист винодельни Olymp Winery и «Усадьбы Белогорье» Илья Волошин.

— Следует дождаться окончания летнего сезона отпусков, следом — новогодних праздников, и тогда можно будет твердо зафиксировать ту или иную тенденцию. Мы знаем примеры резкого сезонного спроса на тот или иной напиток, которые могут перекрыть несколько месяцев предшествующего снижения рынка, — отмечает собеседник «Известий».

Вино
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Кассин

Само по себе при этом снижение продаж происходит на фоне сокращения экспорта вин из недружественных стран, вызванного новыми ввозными пошлинами, считает эксперт.

Идет переориентация на собственное производство. На полках исчезают производители, привычные потребителю, и появляются другие. Динамичное обновление «полки» ведет к временному снижению спроса, так как доверие потребителя к новым торговым маркам не успевает формироваться, — указывает Волошин. Долгое время вкусы потребителя формировали именно импортные, в основном европейские, производители вина, напоминает он. И теперь россиянам предстоит принять, распробовать и полюбить новые продукты.

Российским производителям в этом случае необходимо доказать свои компетенции, найдя своих покупателей, убежден собеседник «Известий». Процесс этот в настоящий момент развивается быстро, и наблюдающиеся колебания рынка вполне закономерны.

Волошин прогнозирует восстановление роста спроса на вино, особенно на отечественные продукты, в будущем. На это, по его мнению, указывают сразу несколько факторов.

Бутылки
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В первую очередь речь идет о формировании уже упомянутого доверия потребителя.

Свою роль сыграет также ожидаемое принятие на законодательном уровне обязательного процента российских вин в винных картах ресторанов, винотек и на полках в магазинах. Это перевернет весь рынок и введет новые правила игры, — уверен Волошин.

Важно и то, что сегодня в винную отрасль направляется огромный объем инвестиций, дополняет он.

— Появляются крупные игроки, закладываются тысячи гектаров виноградников, что влечет за собой защиту своих инвестиций и активное продвижение своего продукта, что скажется на узнавание вина России в целом. А это то, что нужно как отрасли, так и потребителю, — резюмирует эксперт.

Читайте также
Прямой эфир