Атлантический пасьянс: зачем Трамп грозит сократить срок ультиматума для России
Лондон рассчитывает убедить Вашингтон ускорить поставки вооружений Киеву, включая комплексы Patriot, а также добиться передачи дальнобойных ракет ATACMS, считают опрошенные «Известиями» эксперты. При этом возможности США по оперативной отправке Украине новых комплексов ПВО значительно ограничены логистикой и нехваткой запасов. На этом фоне Дональд Трамп пригрозил сократить срок, отведенный им ранее на достижение мирных договоренностей между Москвой и Киевом. На встрече с премьером Великобритании Киром Стармером в Шотландии он заявил, что ультиматум в 50 дней может быть урезан до 10–12. В РФ учитывают подобные угрозы, но исходят из национальных интересов.
Ультиматум Трампа 2.0
На встрече с Киром Стармером 28 июля Дональд Трамп заявил о намерении сократить установленный им ранее срок — 50 дней — на достижение договоренностей по украинскому урегулированию. Американский президент сказал, что с любовью относится к России и не хотел бы прибегать к рестрикциям. Но, по его словам, окно для заключения мирного соглашения может быть сжато до 10–12 дней. Таким образом, Вашингтон усиливает давление на Москву, подкрепляя ультиматум угрозами ввести стопроцентные тарифы на весь импорт из РФ, а также вторичные санкции против стран, продолжающих закупки российских нефти и газа.
Однако в Москве заявления Трампа восприняли сдержанно. Как сказал «Известиям» член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько, в России подобные сигналы давно не вызывают ажиотажа.
— В Москве к этому относятся спокойно, сам ультиматум не воспринимали серьезно — что со сроком в 50 дней, что с 10–12. Мы уже привыкли к подобного рода заявлениям и их не принимаем. Этот ультиматум не добавляет ничего принципиально нового, он рассчитан либо на внутреннюю американскую аудиторию, либо на европейских политиков, которые воспринимают любые антироссийские действия на ура, — пояснил эксперт.
По его словам, Москва в теории может рассматривать дипломатические или экономические меры в ответ, но само по себе введение столь жестких санкций уже приведет к негативным последствиям — в первую очередь для США.
— Стопроцентные тарифы — это, по сути, разрушение логистики и мировой экономики. Вводить в ответ какие-то особые меры и не потребуется: цепная реакция начнется автоматически и ударит в первую очередь по самим американцам, — подчеркнул Безпалько.
Первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров отметил, что ультиматум со стороны Трампа не имеет под собой оснований.
— Почему-то господин Трамп считает, что он является третейским судьей и может выдвигать ультиматумы. Но дело в том, что ультиматумы обычно предъявляются проигравшей стороне, коей Россия не является. Мы, наоборот, одерживаем победу в ходе специальной военной операции. Наша позиция — выигрышная. И с какой стати мы должны немедленно прекращать огонь, чтобы удовлетворить Украину и ее союзников? — задался он вопросом в беседе с «Известиями».
По его словам, Москва не намерена поддаваться на давление, а угроза новыми мерами экономического воздействия, в том числе введением вторичных санкций, скорее ударит по самим США.
— Мы преодолеем и эти новые санкции, и тарифы, которыми угрожает Трамп. Он, конечно, понимает, что его страна пострадает не меньше других. Введение вторичных санкций против таких государств, как Китай и Индия, нанесет огромный ущерб американской экономике. Ни одна из этих стран не согласится покупать нефть и газ дороже, чем у России, — заявил Джабаров.
Он также отметил, что Великобритания продолжает «плести интриги и втягивать американцев в свои комбинации», однако Россия продолжит идти своим путем. На своей странице в соцсетях зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев также прокомментировал угрозы Трампа. По его словам, ультиматумы в адрес Москвы лишь приближают войну — в данном случае потенциально «войну с собственной страной».
Ранее глава комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин заявил «Известиям», что Москва примет ультиматум к сведению, но будет исходить исключительно из национальных интересов.
Встреча Трампа и Стармера
По данным прессы, Стармер был намерен на встрече убедить Трампа ускорить реализацию уже согласованной схемы поставок вооружений Украине через европейских союзников. Речь, прежде всего, идет о зенитных ракетных системах Patriot, в которых, по словам самого Трампа, Украина «остро нуждается».
Как сообщалось ранее, страны НАТО договорились о механизме, при котором США поставляют оружие своим европейским партнерам, а те, в свою очередь, передают его украинской стороне. Однако, несмотря на громкие заявления, обещанные Patriot до сих пор не отправлены. Особенно остро ситуацию воспринимают в Германии, где, по словам одного западного дипломата, всё еще ждут активности с американской стороны, пишет журнал Politico.
Берлин крайне раздражен тем, что Белый дом по-прежнему отказывается передавать хотя бы часть из более чем 60 комплексов Patriot, находящихся в распоряжении США. Несмотря на длительное лоббирование, Трамп, по данным СМИ, «глух к аргументам союзников».
По словам аналитика Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тиграна Мелояна, вопрос поставок американского вооружения Украине, безусловно, входит в круг тем, которые обсуждаются между Лондоном и Вашингтоном. Однако ключевым фактором остается схема, при которой европейские союзники закупают оружие у США, а затем передают его Киеву.
— Такой подход укладывается в логику предыдущих заявлений Трампа, — отметил эксперт в беседе с «Известиями». — Если НАТО хочет, чтобы помощь Украине продолжалась, она должна оплачиваться из европейского кармана.
Поставки Patriot и ATACMS на Украину
При этом возможности США быстро передать Украине новые комплексы Patriot значительно ограничены — как в плане логистики, так и в силу небольших запасов, считает директор Центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберезкин.
— Это как раз тот случай, когда всё довольно прозрачно: у США всего около 17 своих батарей Patriot, и производство новых идет крайне медленно — максимум один-два комплекса в год, — пояснил эксперт «Известиям». — Производит их по лицензии Япония. Остальные партнеры системы не выпускают, а про запас их никто никогда не закупал: это дорогое удовольствие. Один комплекс может стоить до $2 млрд, не считая ракет.
По его словам, американцы будут идти по пути закупки уже имеющихся комплексов у союзников, входящих в антироссийскую коалицию. Однако и этот путь сопряжен с серьезными трудностями.
— Даже если условно Германия отдаст свои три батареи, еще две-три установки собрать будет крайне сложно. К тому же они не будут доставлены сразу: каждый комплекс требует технической подготовки, обучения операторов, — подчеркнул Подберезкин. — Это не коробка, которую можно просто погрузить на самолет.
В качестве альтернативы Лондон может поднять вопрос о покупке у США других видов вооружений, например высокоточных ракет повышенной дальности, таких как армейские ракеты ATACMS.
— У Великобритании таких ракет нет, но они есть у США, и их произведено довольно много: по первым поколениям речь идет примерно о тысяче единиц. Эти боеприпасы Лондон может выкупить и передать Украине, — добавил эксперт.
При этом, по словам Мелояна, Британия, скорее всего, будет акцентировать внимание не только на зенитных ракетных комплексах.
— Основной акцент смещается на комплексы противовоздушной обороны Patriot, радиолокационные системы, артиллерию, средства перехвата БПЛА и радиоэлектронного подавления, — уточнил он.
Обсуждение ситуации в Газе и сделки по тарифам
Не обошлось и без экономических тем. Одним из приоритетов для Лондона стало обсуждение американских пошлин на британскую сталь. Сейчас продукция из Соединенного Королевства облагается 25-процентной ставкой, хотя глобальная, введенная Трампом, составляет 50%. В рамках визита затрагивался переход к системе квот, которая позволит британским экспортерам избежать даже этих 25%.
По данным Белого дома, обсуждение касается «уточнения условий исторической торговой сделки», представленной Трампом еще 8 мая. Тогда речь шла о снижении пошлин на автомобили и продукцию аэрокосмической отрасли, но вопрос со сталью оставался подвешенным.
27 июля Дональд Трамп и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен достигли торговой сделки, согласно которой почти ко всему экспорту из ЕС в США теперь будут применяться пошлинные ставки в размере 15%. Кроме того, Евросоюз обязался закупать у Соединенных Штатов СПГ, ядерное топливо и оружие.
Бывший заместитель министра экономического развития Италии Микеле Джерачи в беседе с «Известиями» подверг жесткой критике достигнутые договоренности, заявив, что речь идет не о равноправной сделке, а о наборе односторонних условий, продиктованных Вашингтоном.
— Это не соглашение, а список требований, которые США навязывают Европейскому союзу, — отметил Джерачи. — Более высокие импортные пошлины, до 15% на большинство товаров, а на сталь даже до 50%. Затем Европейский союз вынужден покупать газ у США по более высокой цене, чем он мог бы купить у России. Это создает рабочие места в Америке, но уничтожает их в Европе.
Особое внимание на переговорах было уделено ситуации в секторе Газа. Стороны обсудили возможные меры по оказанию гуманитарной помощи. Накануне визита в Шотландию Кир Стармер оказался под усиливающимся давлением не только оппозиции, но и собственных соратников.
По информации британской прессы, Стармер ранее отозвал министров с парламентских каникул для внеочередного заседания кабинета на фоне растущих призывов к признанию Палестины в качестве независимого государства — по примеру Испании, Ирландии и Норвегии. К слову, 24 июля президент Франции Эммануэль Макрон объявил, что Пятая республика официально признает Палестину на заседании Генассамблеи ООН в сентябре.
Несмотря на неоднократную критику гуманитарной катастрофы в Газе, которую Стармер ранее называл «недопустимой», он пока отказывается идти на признание палестинской государственности. В Лондоне заявляют, что этот шаг возможен лишь в рамках всеобъемлющего мирного процесса, и для этого требуется «подходящее время».
Однако внутри Лейбористской партии многие считают такую осторожность продиктованной внешнеполитическим расчетом. По словам высокопоставленных партийных источников Financial Times, Стармер сознательно тормозит признание, чтобы сохранить политическую синхронность с США и не осложнять диалог с администрацией Трампа.