Аналитики сообщили о грядущем избытке учителей начальных классов
В новом учебном году система образования может столкнуться с серьезным дисбалансом: число педагогов начальной школы превысит потребность. 17,3 тыс. учителей 1–4-х классов могут оказаться «лишними». Об этом 24 июля «Известиям» рассказали аналитики профсоюза «Учитель» со ссылкой на данные о рождаемости.
Согласно анализу, количество учеников младших классов в 2025–2026 учебном году сократится почти на 348 тыс. человек.
«Это означает, что уже в приближающемся учебном году более 17,3 тыс. педагогов начальных классов станут лишними, а в 2026–2027 году высвободятся еще почти 21,5 тыс.», — пояснила оргсекретарь профсоюза Ольга Мирясова.
Мирясова напомнила, что в 2024 году на одного педагога приходилось 20 обучающихся.
Если тенденция сохранится, в 2026–2027 учебном году число первоклассников сократится еще на 429,7 тыс. по сравнению с текущим периодом, а в 2027–2028-м — на 411 тыс.
Факт грядущего переизбытка кадров в системе общего образования подтвердили и в Министерстве просвещения. Там отметили, что дефицит учеников отразится на занятости преподавателей младших классов. Для минимизации последствий власти рассматривают различные сценарии адаптации профиля учителей начальных классов.
«В настоящее время прорабатывается вопрос системной переподготовки высвобождающихся учителей начальной школы с целью их сохранения в системе образования на востребованных участках в качестве предметников в основной и старшей школе, воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования, психологов, дефектологов», — сообщили в Минпросвещения.
Ранее, 11 июля, стало известно, что в рамках политики по популяризации русского языка в высших учебных заведениях будут выделяться дополнительные бюджетные места для обучения педагогов-русистов и филологов. Кроме того, в рамках языковой политики РФ будут разрабатываться и внедряться специализированные образовательные программы, направленные на формирование грамотной письменной речи, развитие читательской и информационной культуры подрастающего поколения.