Пальцы в розетку: власти Армении захватывают бизнес опального предпринимателя
Парламент Армении одобрил национализацию энергетической компании «Электрические сети», которая принадлежит задержанному бизнесмену Самвелу Карапетяну. Оппозиция происходящее называет государственным рэкетом, а вечером 4 июля намерена провести масштабную акцию протеста. Подробности — в материале «Известий».
Ловят в сети
Компания «Электрические сети» (ЭСА) занимается передачей и распределением электроэнергии в Армении. Согласно официальным данным, услугами этой структуры пользуется 1 млн потребителей, в ее распоряжении 36 тыс. км линий электропередачи. С 2015 года она подконтрольна группе компаний «Ташир», которую возглавляет российско-армянский предприниматель Самвел Карапетян.
В середине июня власти Армении заговорили о том, что компанию надо в срочном порядке перевести в госсобственность, а уже в начале июля парламент начал предметно рассматривать этот вопрос. Инициативная группа разработала поправки к ряду законов, которые предполагают, что правительство получит преимущественное право выкупа ЭСА, стоимость не должна превышать рыночную.
Обсуждение в парламенте при этом выдалось крайне бурным. Оппозиционный депутат Овик Агазарян сообщил, что приватизация в ряде случаев оказывается гораздо эффективнее национализации. По его словам, характерен пример Ереванского коньячного завода, который выжил благодаря переходу в частные руки. «Что же сейчас происходит на самом деле? Этими шагами действующие власти предпринимают попытку углубить антироссийские настроения в Армении», — отметил он.
После этих слов представители правящей партии швырнули в Агазаряна бутылку, потом завязалась потасовка, которую с трудом удалось разнять. По итогу оживленной дискуссии 2 июля депутаты одобрили поправки в первом чтении, а уже 3 июля приняли окончательный вариант документа. При этом в поддержку национализации выступили исключительно провластные парламентарии, в оппозиции происходящее назвали государственным рэкетом.
Адвокат Самвела Карапетяна Арам Вардеванян после этого заявил, что законодательные изменения являются антиконституционными, нацелены на вмешательство в право собственности и попирают режим защиты зарубежных инвестиций. Он также напомнил, что комиссия по регулированию общественных услуг Армении не сообщала ни о каких нарушениях в работе ЭСА. В свою очередь, семья Карапетяна пообещала обратиться с иском в международные арбитражные органы.
Победа триколора
Проблемы у компании ЭСА начались в середине июня. Тогда Самвел Карапетян выступил в поддержку Армянской апостольской церкви, которая на протяжении долгого времени подвергается нападкам властей. В одном из своих заявлений бизнесмен подчеркнул, что «небольшая правящая группа» забыла тысячелетнюю армянскую историю, и пообещал при необходимости вмешаться в ситуацию.
После этих слов премьер-министр Никол Пашинян опубликовал несколько статусов в соцсетях, в одном из них он назвал Карапетяна негодяем, в другом пообещал, что у предпринимателя «вкус государства останется во рту». Официально бизнесмена обвинили в публичных призывах к захвату власти, силовики после многочасовой осады особняка задержали миллиардера, после чего суд арестовал его на два месяца.
Далее началось давление на бизнес-структуры. Никол Пашинян тогда заявил, что в первую очередь надо «быстро и эффективно» национализировать энергокомпанию. Кроме того, было закрыто несколько ресторанов сети «Ташир Пицца». В начале июля силовики пришли с обыском в головной офис ГК «Ташир» в Ереване, двух сотрудников тогда арестовали.
Сам Карапетян при этом через своих адвокатов прислал на волю несколько писем. В одном он пообещал помочь всем несправедливо задержанным. В другом жестко раскритиковал политику действующих властей. «Нашу маленькую, но фантастическую страну они превратили в эпицентр геополитического противостояния. Находясь в окружении враждебных государств и демонстрируя исключительную политическую недальновидность, они стремительно поспешили избавиться от России», — отметил он.
Параллельно власти страны продолжают оказывать беспрецедентное давление на церковь и оппозицию. В конце июня в Ереване сообщили о разоблачении попытки госпереворота, по этому делу задержали архиепископов Баграта Галстаняна и Микаэла Аджапахяна, а также сторонников движения «Священная борьба» и партии «Дашнакцутюн».
На этом фоне оппоненты армянских властей объявили, что вечером 4 июля проведут в Ереване масштабную акцию протеста. «Правительство считает, что своими беззакониями, репрессиями и преследованиями может заставить армян замолчать. Оно не может. Духовная Армения победит «новую Армению», это будет победа триколора над черно-белым флагом, а храма над улицей», — говорится в обращении.
Характерно при этом, что о поддержке акции объявили и некоторые действующие представители власти, в том числе мэр города Масис Давид Амбарцумян. Газета «Грапарак» в связи с этим пишет, что в правящей партии встревожены формирующимся протестным консенсусом. Вечером 3 июля прошло внеочередное заседание армянского парламента, на котором депутаты приняли специальное заявление «О недопустимости захвата власти путем насилия».
Что говорят эксперты
Кавказовед Артур Атаев считает, что действующие власти с помощью национализации ЭСА решают две задачи.
— Во-первых, они переключают на себя финансовые потоки. Во-вторых, укрепляют политические позиции, нивелируют влияние Самвела Карапетяна, которого посчитали своим противником. Я не думаю, что прямо сейчас всё это вызовет какие-то серьезные протесты. Мы видим, что оппозиционному движению банально не хватает людей, не хватает уличной массы, — объясняет он.
Армянский политолог Тигран Кочарян говорит, что национализация ЭСА повлияет на отношения Еревана и Москвы.
— Самвел Карапетян был одинаково близок к обеим странам, долгое время он был важным связующим звеном, сейчас его роль нивелируется. Под ударом также Армянская апостольская церковь, которая тоже поддерживает хорошие отношения с российскими религиозными центрами. В целом многое будет зависеть от акции, намеченной на 4 июля. Если на улицы выйдет значимое число людей, то политика, возможно, будет пересмотрена. Если нет, то продолжится нынешняя линия, — полагает он.