Индустрия азарта: какое регулирование ждет беттинговый бизнес в России
В июле этого года правительство одобрило законопроект, согласно которому реклама букмекерских контор будет подлежать обязательной маркировке. Параллельно в Госдуме готовится пакет законодательных инициатив, регулирующих сферу азартных игр. Также разрабатываются клинические рекомендации по диагностике и лечению лудомании. В сентябре депутаты заявили, что часть отечественных рекламных площадок размещает официальную рекламу букмекеров, используя серые зоны, что может вовлекать в азартные игры несовершеннолетних пользователей. Поэтому депутаты предлагают ужесточить контроль над такой рекламой. Периодически поднимается вопрос о запрете рекламы беттинга или даже всей букмекерской деятельности. В то же время многие эксперты подчеркивают значительный вклад легальных букмекеров в развитие российского спорта и экономики. Каким может быть регулирование рекламы азартных игр и какие варианты может предложить отрасль — в материале «Известий».
Особенности рынка
Букмекерские компании можно разделить на легальные (официально зарегистрированные в ЕРИС) и нелегальные. В 2024 году ставки в легальных конторах делали более 6 млн россиян. Оборот букмекерского рынка за год вырос на 40%, достигнув 1,7 трлн рублей.
При этом легальный беттинговый бизнес уже стал важной частью спортивной экономики — лицензированные компании перечисляют 2% от общего объема ставок спортивным федерациям. Например, Fonbet ежегодно инвестирует 1,5 млрд рублей в поддержку КХЛ, а Winline выплачивает РПЛ 2,76 млрд рублей в год. С 2022 года Winline стал официальным партнером РПЛ с общим обязательством в 11,04 млрд рублей. Fonbet также спонсирует Кубок России на сумму 2,4 млрд рублей ежегодно. В совокупности на эти две компании приходится 90% всех инвестиций в российский спорт через спонсорские контракты и поддержку спортивных лиг.
Вклад букмекеров в развитие спорта заметен и на региональном уровне. Например, сотрудничество нижегородских баскетбольного, хоккейного и футбольного клубов с букмекерской компанией «Пари» приносит в совокупности около 600 млн рублей. Это первый случай в истории России, когда практически весь спорт региона финансируется за счет букмекеров, что значительно снижает нагрузку на региональный бюджет.
Основные опасения регуляторов связаны с нелегальным сегментом, включающим онлайн-казино, тотализаторы и подпольные букмекерские сайты. Такие компании не платят налоги и отчисления на нужды спорта, но распространяют агрессивную рекламу. По данным ТПП, оборот нелегального рынка азартных игр составил 300 млрд рублей — около 18% от легального сегмента.
Президент «Лиги ставок» Юрий Красовский утверждает, что нелегальные операторы отнимают до 70% оборота у легальных компаний. По оценкам вице-президента компании Ратмира Ронами, российский спорт в 2024 году может недополучить около 25 млрд рублей целевых отчислений из-за деятельности подпольных букмекеров и казино.
Запретить или регулировать
Учитывая масштаб негативного влияния теневого рынка и проблему лудомании, периодически поднимается дискуссия о жесткости регулирования ниши. Высказываются как умеренные, так и радикальные идеи — например, полный запрет букмекерской деятельности или рекламы ставочных контор. Эксперты считают, что радикальные меры повлияют на отрасль негативно. При этом они отмечают, что необходимо дорабатывать регулирование.
— Полный запрет приведет к расцвету теневого рынка, однако это не означает, что контроль над отраслью вовсе не требуется. Ограничение источников и площадок, где можно рекламироваться букмекерам, запрет на продвижение материалов, ориентированных на подростков, — шаг в правильном направлении, — отмечает президент АРИР Борис Омельницкий.
Эксперты также выступают против полного запрета рекламы букмекеров. Они отмечают, что она поддерживает здоровую конкуренцию между операторами и помогает отличать лицензированные конторы от нелегальных.
— Сейчас в отношении рекламы букмекеров действует множество ограничений. Например, телевизионная реклама разрешена только в ночное время или во время трансляций матчей, а интернет-реклама — исключительно на спортивных ресурсах. При этом, если рекламу легальных букмекеров запретить совсем, это даст обратный результат. Именно реклама помогает отличать официальные компании (которые платят налоги и поддерживают спорт) от нелегальных. Если ее убрать, то люди просто перейдут в «теневой» сегмент, — дополняет Омельницкий.
Серые зоны и саморегулирование
Часть экспертов обращает внимание на работу с серыми зонами. К их числу, например, относятся случаи, когда букмекерские компании продвигают свои сайты через рекламу лотерейных билетов или спортивных соревнований.
— В сфере азартных игр ставки на спорт регулируются строго, а реклама лотерей не предполагает особых ограничений. Поэтому букмекеры, как и другие участники рынка рекламы, часто прибегают к приему так называемой «суррогатной» или «зонтичной» рекламы, когда под видом одного товара, реклама которого строго не регулируется, рекламируется другой — соответственно, ограниченный в рекламных возможностях. Ассоциация у потребителя, как правило, создается непосредственно через бренд, но могут использоваться также другие визуальные приемы — типовые элементы оформления или характерная сюжетная линия. Такой маркетинговый ход законом запрещен, однако наличие ассоциативного воздействия — вопрос субъективный, а формально закон не нарушается, поэтому в этой сфере правоприменительная практика разнообразна, — отмечает старший юрист, соруководитель практики IP и цифрового права SL LEGAL Шермет Курбанов.
Юрист практики IP и цифрового права SL LEGAL Алиса Михеева приводит другой пример.
— Случаев, когда букмекерские компании пытаются рекламироваться, используя лазейки в законодательстве, очень много. Так, в 2016 году во время футбольного матча, транслируемого на телеканале «Матч ТВ», на стадионе по периметру футбольного поля была размещена реклама благотворительного фонда «Олимп». ФАС, а затем и суды пришли к выводу, что в рекламе центральное место занимает логотип, который ассоциируется с одноименным букмекером «Олимп». В связи с этим объектом рекламирования является не только благотворительный фонд, но и букмекер. Соответственно, был нарушен запрет по месту размещения рекламы букмекерских услуг, и благотворительный фонд был оштрафован, — отметила Михеева.
Букмекеры также пытаются интегрироваться в рекламу спортивных мероприятий. Так, в 2023 году ФАС открыл дело в отношении букмекерской компании Fonbet за наружную рекламу «FONBET Кубок России по футболу». ФАС пришла к выводу, что за счет использования цветов, сходных с корпоративными цветами букмекерской конторы, а также других типовых элементов оформления букмекера (ярко-красные полупрозрачные буквы FONBET на фоне) у потребителей создается устойчивая ассоциация с букмекером, поэтому объектом рекламирования в данном случае является не спортивное мероприятие, а услуги букмекера.
Как отмечают юристы, за последние годы можно отметить тренд на увеличение дел по «суррогатной» рекламе, так как букмекеры всё чаще обращаются к альтернативным возможностям продвижения своих брендов. Все эти попытки, как правило, резко пресекаются ФАС. При этом действовать можно не только со стороны регулятора. В рамках повышения добросовестности игроков и обеления рынка отрасль может выработать меры саморегулирования.
— По сути, у букмекеров есть два варианта развития событий — продолжение активной маркетинговой политики несмотря на возможные штрафы (так как охват аудитории может компенсировать потенциальные расходы) или шаг в сторону самоограничений и саморегулирования, как случилось с производителями пива. На наш взгляд, предпочтительнее, конечно, второй вариант, — подчеркнул Курбанов.