Жмут на газ: Приднестровье на грани экономического коллапса
В Приднестровье новый виток энергетического кризиса. Власти республики из-за нехватки газа снова ввели режим чрезвычайного положения. С начала года объем производства в республике рухнул почти наполовину, внешняя торговля сократилась на треть. Президент ПМР Вадим Красносельский при этом не исключает «полного финансового и социального коллапса». «Известия» разбирались в ситуации.
Бесконечное падение
В Приднестровье новый виток энергетического кризиса. С 11 июня в республике снова введен режим чрезвычайного положения. «Да, при содействии Российской Федерации газ мы получаем, Молдавия поставкам не препятствует, но все договоренности краткосрочные. Техническое оформление каждый раз требует времени и значительных усилий большого количества участников», — объясняет президент ПМР Вадим Красносельский.
В середине июня в Приднестровье прошло совещание с участием правительства и депутатов Верховного Совета. В ходе мероприятия чиновники подробно рассказали о ситуации. Министр экономического развития Сергей Оболоник сообщил, что в январе – мае нынешнего года промышленное производство рухнуло на 43%. Среди наиболее пострадавших отраслей электроэнергетика (–51,5%), черная металлургия (–66%) и химпром (–68%). Относительно стабильной осталась только пищевая промышленность, которая работает на внутренний рынок.
Министр также сообщил, что внешняя торговля Приднестровья за первые пять месяцев года сократилась на 31,5%. Полностью остановлен экспорт электроэнергии. «Источники наполнения бюджета, по сути, перекрыты, резервы исчерпаны. Обеспечение энергоресурсами нестабильно. Исполнение социальных обязательств становится всё более проблематичным. В целом ситуация критическая. Классических решений, которые ранее позволяли удерживать экономику на плаву, недостаточно», — говорится в официальном сообщении.
В конце июня стало известно о дополнительных сложностях. Парламент Молдавии одобрил законопроект, который предполагает выравнивание тарифов на газ для обеих берегов Днестра, то есть жители ПМР с 1 августа должны будут платить больше. Кроме того, появились сообщения о том, что Молдавия перестала поставлять сжиженный газ на приднестровские автозаправки, в результате на АЗС введен режим строгой экономии, топливо продают только владельцам военного и спецтранспорта.
Политика удушения
Положение Приднестровья стало ухудшаться после 2019–2020 годов, когда к власти в Молдавии пришла Майя Санду и проевропейская партия PAS. Переговоры с непризнанной республикой тогда свернули. С тех пор не прошло ни одной встречи в формате «5+2». В Кишиневе также стали настойчиво требовать вывода российских миротворцев. Началось и экономическое давление — например, в молдавских банках стали блокировать счета приднестровских предприятий.
После начала СВО ситуация резко ухудшилась. Украина тогда взорвала железнодорожный мост в селе Кучурганы и полностью заблокировала свою часть границы с ПМР. В результате у Тирасполя осталось только одно «окно в мир» — Молдавия. Та стала пользоваться положением монополиста и начала тормозить на таможне те или иные товары, в том числе различные виды продуктов питания, лекарств и медоборудования. В Кишиневе также приняли закон о сепаратизме, который осложнил въезд и выезд жителей ПМР.
В начале 2024 годов Молдавия ввела пошлины на весь импорт в Приднестровье. «Это влечет за собой инфляционные процессы в виде роста цен на большинство товаров и, как следствие, снижение покупательной способности жителей республики. Молдова усиливает политику по удушению нашей экономики и провоцированию социального кризиса», — говорил тогда Вадим Красносельский.
Летом прошлого года из-за блокады фактически встали крупнейшие приднестровские заводы «Молдавизолит», «Электромаш» и «Потенциал». Ни в какие санкционные списки они никогда не попадали, но в Кишиневе всё равно посчитали, что предприятия производят продукцию, которой может воспользоваться российский военно-промышленный комплекс. В результате только эти ограничения обернулись убытками для государства в размере $90 тыс. в месяц.
Наконец, нынешней зимой разразился масштабный энергетический кризис. Дело в том, что в январе закончилось действие контракта, по которому российский газ прокачивался через территорию Украины. Приднестровье, где уровень газификации достигает 95%, осталось без голубого топлива. Ситуация усугублялась тем, что крупнейшая в регионе Молдавская ГРЭС работает на газе, поэтому возникли перебои и с электричеством.
Дело быстро приняло катастрофический оборот, жители республики остались без тепла и горячей воды, свет включался на несколько часов в сутки. Начались многочисленные аварии на электросетях, в частном секторе, где принялись топить дровами, были зафиксированы множественные пожары.
В феврале в результате сложных переговоров сторонам удалось согласовать новую схему поставок. На российские деньги при посредничестве компании из ОАЭ газ начали закупать у венгерской структуры, которая поставляет его в ПМР при помощи молдавского концерна Moldovagaz. Согласно условиям, объем поставок не должен превышать 3 млн кубометров в сутки, этого хватает для закрытия бытовых потребностей, но не для запуска промышленности. Простой приднестровских предприятий приводит к дырам в бюджете и экономическому кризису.
В Приднестровье при этом с тревогой наблюдают также за изменением оборонной политики Молдавии. Траты на нужды армии в стране постоянно растут, в Кишиневе ставят задачу к 2030 году увеличить долю военных расходов до 1% ВВП. Расширяется и сотрудничество с западными партнерами. Нынешней весной Брюссель одобрил выделение Молдавии €60 млн военной помощи, вооруженные силы республики регулярно проводят учения с коллегами из стран НАТО.
Хороших вариантов нет
Доцент Финансового университета при Правительстве России, бывший замглавы МИД ПМР Игорь Шорников подчеркивает, что власти Приднестровья примерно полгода поддерживали относительную социально-экономическую стабильность в республике за счет ранее накопленных резервов. Сейчас запасы закончились, поэтому кризис усугубляется.
— Цена газа после возобновления поставок в феврале резко выросла. Правительство смогло скомпенсировать разницу за счет резервов, поэтому резкого увеличения тарифов не произошло. Но сейчас накопления подошли к концу, деньги кончились. Дополнительное беспокойство вызывает то, что газ поступает с перебоями. В какой-то момент рубильник могут просто перекрыть, — объясняет он.
По его словам, только Россия может спасти ПМР в нынешней ситуации, только дополнительная денежная помощь из Москвы удержит Приднестровье на плаву.
Главный научный сотрудник РГГУ, доктор политических наук Наталья Харитонова говорит, что Кишинев пытается добиться от политических элит и населения ПМР согласия на реинтеграцию.
— Я не вижу никаких хороших вариантов для Приднестровья. Майя Санду в прошлом году в ходе президентских выборов удержалась у власти. Нынешней осенью, вероятно, сохранит свое положение ее партия PAS. Соответственно, политика удушения Приднестровья продолжится. Будут вводиться всё новые ограничения на импорт и экспорт, могут начаться перебои с поставками газа. Уровень жизни приднестровцев постараются максимально уронить, чтобы они согласились на любые условия. Я при этом не исключаю, что в какой-то момент может произойти и некая вооруженная эскалация, — рассуждает она.