Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стармер заявил о намерении создать военных баз Великобритании и Франции для ВСУ
Мир
Иностранные наемники ВСУ бунтуют из-за перевода в штурмовые подразделения
Мир
Мерц заявил о намерении Германии разместить войска на Украине после прекращения огня
Мир
The Economist указал на неспособность ЕС вести конфликты без помощи США
Мир
Уиткофф выразил надежду на компромисс по территориальному вопросу на Украине
Армия
Силы ПВО сбили 11 украинских БПЛА над Крымом, Черным и Азовским морями
Мир
Макрон отметил важность поддержки США гарантий безопасности для Украины
Мир
Трамп обвинил демократов в попытке импичмента за слова в адрес Зеленского
Мир
Стармер заявил о намерении Британии наблюдать за прекращением огня на Украине
Спорт
ЦСКА со счетом 4:2 победил минское «Динамо» в матче КХЛ
Общество
Роднина рассказала о сложностях работы в Госдуме
Мир
Трамп рассказал об отношении жены к его танцам
Спорт
Бывший тренер ЦСКА Виктор Гончаренко возглавил сборную Белоруссии
Мир
Суммарная длительность речей Трампа в 2025 году превысила 223 часа
Мир
«Коалиция желающих» подписала декларацию о развертывании на Украине военных
Общество
Игрок в мини-футбол Фелипе Алекс умер в аэропорту Ухты
Общество
В четырех районах Самарской области ввели карантин из-за бешенства
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Десятки жителей Москвы, Перми и Свердловской области обратились в правоохранительные органы с жалобами на деятельность владелицы сети магазинов «Пир морей» Марии Ахмадишиной. Они вкладывались в ее бизнес, ожидая проценты с продаж, но, получив деньги, предпринимательница переставала выходить на связь. Пострадавшие инвестировали от 3 до 60 млн рублей, но, по их словам, получили лишь поддельные накладные на поставки продуктов и видео со складов. Общий ущерб они оценили в 300 млн. Есть ли шанс у инвесторов вернуть деньги — в материале «Известий».

Что Мария Ахмадишина обещала инвесторам

Вложили миллионы рублей в потенциально доходный рыбный бизнес и всё потеряли — таков типичный рассказ десятков людей из Москвы, Перми и Свердловской области в беседах с «Известиями». Сколько всего было пострадавших, пока неизвестно, но общая сумма ущерба может превысить 300 млн рублей.

деньги
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Как говорится в коллективном обращении в правоохранительные органы от шести человек (есть у «Известий»), владелица сети рыбных магазинов «Пир морей» Мария Ахмадишина предлагала блогерам, предпринимателям и знакомым инвестировать средства в производство рыбных деликатесов.

— Она брала деньги как инвестиции и обещала определенные проценты. Кому-то она их выплачивала, а у кого-то просто брала деньги и пропадала, — рассказала «Известиям» блогер из Екатеринбурга Евгения Преображенская. — Мария с нами на связь не выходит. Долги, как она сказала, отдавать не собирается, потому что на данный момент у нее ничего абсолютно нет: ни квартир, ни машин, ни бизнесов.

Евгения Преображенская и блогер Светлана Бонор (Света Ананас) перевели Ахмадишиной 3 млн рублей. Они верили предпринимательнице, поскольку та показывала им фото и видео со складов, а также накладные и заявки от клиентов.

Впечатлила многих и вечеринка по случаю открытия магазина «Пир морей»: красная и черная икра, кальмары и крабы, рыба и креветки — столы ломились от изысканных морепродуктов, если судить по видео в соцсетях. Детей угощали свежими ягодами, а взрослым наливали дорогой алкоголь. Деликатесы дегустировали популярные уральские блогеры и инвесторы.

икра красная
Фото: Global Look Press/Petrov Sergey

Светлана Бонор в течение года рекламировала «Пир морей» в своих соцсетях. Но после того как она рассказала, что ее инвестиции пропали, к ней обратились еще десятки человек с такой же ситуацией.

— Это много людей из разных регионов и городов. В Перми 11 человек, в Серове (Свердловская область. — Ред.) очень много. С 2023 года она обманывала людей таким же образом, потом некоторых блокировала, запугивала тем, что у нее есть связи в преступном сообществе и Следственном комитете, — говорит Евгения Преображенская.

Пострадавшие обратились в полицию.

— Но мы толком не знаем, сколько всего пострадавших. Знаем, что одной девочке она должна 50 млн, другой 50 млн, кому-то 2,5. Кто смотрит мои социальные сети, тот обратился ко мне, — сказала Светлана Бонор.

Полиция
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Среди направивших коллективное обращение есть и бывший пиар-менеджер Ахмадишиной Мария Житнюк.

«Я думаю, назад пути нет. Хотела бы я отсидеться в сторонке, но, увы, я тоже влипла», — такой комментарий она оставила в соцсетях.

Согласно базе Rusprofile, Мария Ахмадишина зарегистрирована как индивидуальный предприниматель с 14 апреля 2022 года. В одном из интервью, опубликованном в соцсетях, она рассказала, что работает в торговле много лет — начинала с продажи женских и детских вещей и игрушек. По словам предпринимательницы, ее рыбный бизнес был на грани развала: из-за проблем с поставщиком у нее появились долги в 40 млн рублей.

В апреле 2024 года Ахмадишина зарегистрировала товарный знак «Пир морей», и, по ее словам, бизнес пошел в гору благодаря «знакомству с правильными людьми».

При этом на сайте арбитражного суда Уральского округа указано, что в период с 2022 по 2025 год против Ахмадишиной было подано 10 административных исков — в Свердловской, Челябинской областях и ХМАО. Истцы, в частности, жалуются на неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по договорам займа и кредита, по договорам возмездного оказания услуг и по договорам поставки.

молоток
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Сейчас, как указано в картотеке арбитражных дел, против Марии Ахмадишиной рассматривается девять дел на сумму 13 млн рублей.

Работает ли сейчас сеть Ахмадишиной

В Свердловской области Ахмадишина открыла три рыбных магазина — два в Екатеринбурге и один в Серове. Сейчас «Пир морей» на улице Декабристов в Екатеринбурге отмечен в системе 2ГИС как временно неработающий. Корреспонденты «Известий» позвонили по указанному в соцсетях номеру и спросили, работает ли магазин, после этого абонент бросил трубку.

По словам Евгении Преображенской, сейчас этот магазин закрыт.

— Они съехали, оставив аренду за две недели неоплаченной и коммунальные платежи. Так что дальше ищут таких же, как мы, и продолжают работать в каком-то другом месте, — отметила девушка в соцсетях.

Рейтинг магазинов Ахмадишиной в «Яндекс Картах» достаточно высокий — практически нет негативных комментариев, так же, как и в соцсетях. Однако ситуация под разоблачающими роликами в интернете совершенно другая. Как пишут пользователи, «весь город знает, что Ахмадишина — мошенница, но всё равно дают ей деньги».

Телефон в руках
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

«Эта Ахмадишина кинула сотни людей из разных городов: Пермь, Москва, Серов, Карпинск, Екатеринбург. Там минимум сумма 500 млн рублей. Она умудрилась кинуть вдову своего одноклассника, погибшего на СВО, и ходит улыбается, в Дубай летает», — написал один из комментаторов.

Есть ли у пострадавших шанс вернуть деньги

Вероятность возврата денежных средств пострадавшим крайне мала, полагают опрошенные «Известиями» юристы.

— Возврат средств вторичен и зависит от того, успели ли правоохранители наложить арест на ее реальные активы до того, как деньги исчезли. Если они ушли в песок или потрачены, взыскивать будет не с чего. Гражданский иск — необходимая формальность, но он гарантирует возврат, — отметил адвокат Альберт Халеян.

По словам юриста Мирзы Чирагова, если будет возбуждено уголовное дело и вину предпринимательницы докажут, ей может грозить до 10 лет лишения свободы. Подобные действия могут быть квалифицированы как мошенничество в особо крупном размере, полагает эксперт. Кроме того, пострадавшие вправе инициировать гражданский иск, где могут заявить свои финансовые требования.

Дело, папка и наручники
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Если следствие выяснит, что рекламировавшие рыбный бизнес блогеры знали об обмане и сознательно вводили людей в заблуждение, им может грозить ответственность за соучастие, отметил Альберт Халеян.

— Но если они искренне верили в проект и просто рекламировали то, что считали честным бизнесом, уголовное дело им вряд ли грозит, — считает он. — Однако невиновность в уголовном смысле не означает безупречности. Пострадавшие вправе подать на блогеров в гражданский суд, пытаясь доказать, что именно их реклама стала причиной утраты денег. Это сложный путь, но юридически возможный.

Как считает эксперт, многие верят в подобные мошеннические схемы, в том числе из-за «эффекта толпы», особенно когда проект поддерживают известные блогеры.

«Известия» связались с Марией Ахмадишиной, но комментировать сложившуюся ситуацию она отказалась.

«Вы сейчас говорите неправду. Вы хотите пропиариться и довести человека до суецизма (орфография оригинала сохранена. — «Известия»)», — написала Ахмадишина в ответ на просьбу об интервью.

В распоряжении «Известий» оказалась также запись телефонного разговора Марии с одной из пострадавших. Ахмадишина открыто заявила: товар, который попадает на прилавки магазинов, — браконьерский. А в переписке предпринимательницы с компаньонами Мария регулярно просила скинуть липовые накладные.

Читайте также
Прямой эфир