Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин подписал закон об учете службы добровольцев СВО в пенсии за выслугу лет
Армия
Российская армия за сутки освободила четыре населенных пункта в ДНР
Мир
Латвия вновь продлила запрет на ночные полеты вдоль границ с РФ и Белоруссией
Мир
В США отметили нереальность просьбы Зеленского дать $800 млрд Украине
Армия
Белоусов поздравил военнослужащих с освобождением пункта Родинское в ДНР
Мир
В Германии предрекли отказ Трампа от одобрения плана Зеленского
Мир
El País сообщила о тревоге Европы из-за политики США
Общество
Путин подписал закон о домовых чатах в MAX
Мир
Макрон выразил соболезнования в связи со смертью Брижит Бардо
Мир
В Литве в 2025 году сменили связанные с Советским Союзом названия 19 улиц
Общество
ФНС выставила Моргенштерну новый счет после погашения долга
Новости компаний
«Россети» обеспечили максимальную надежность электроснабжения космодрома Восточный
Спорт
Непряева не прошла квалификацию спринта на первом этапе «Тур де Ски»
Общество
Компания Samsung зарегистрировала в России два товарных знака
Мир
МАГАТЭ сообщило о начале ремонтных работ линии электропередачи рядом с ЗАЭС
Армия
ВС РФ успешно отражают атаки украинских элитных подразделений в Купянске
Армия
Армия России завершила освобождение населенного пункта Гуляйполе

Саммит НАТО пройдет на фоне крупного раскола между странами. И вот почему

Чего ждать от саммита НАТО в Гааге
0
EN
Фото: TASS
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Гааге с 24 по 26 июня пройдет саммит НАТО. На фоне усиливающихся внутренних разногласий государства — члены альянса стараются сохранять видимость сплоченности. Однако из-за нестабильной международной обстановки изменяющиеся условия глобальной безопасности и протекционизма президента США Дональда Трампа организация сталкивается с серьезными вызовами. Что именно осложняет работу НАТО — в материале «Известий».

Новые вводные

• Саммит стран НАТО в Гааге, который запланирован на 24–26 июня, еще до своего начала претерпел множество изменений. Долгое время в подвешенном состоянии находился вопрос об участии президента Украины Владимира Зеленского, который на предыдущих саммитах был почетным гостем. В конце мая приглашение всё же было направлено, однако полноценной рабочей программы и официальных встреч с лидерами государств у него не будет. Более того, из программы убрали заседание Совета Украина — НАТО, и, согласно сообщениям западной прессы, организаторы делают всё возможное, чтобы не допустить встречи украинского президента с американским лидером Дональдом Трампом. Судя по тому, что сам Зеленский еще не объявил о своем участии, в его офисе также сомневаются в целесообразности поездки.

• В целом из традиционно насыщенно трехдневного мероприятия грядущий саммит сократили до всего одной рабочей сессии длиной в полтора часа. На ней примут коммюнике с минимальным количеством упоминаний Украины, а единственным решением станет обещание поднять военные траты до 3,5% от ВВП. Впрочем, и это решение уже смягчили, отложив его реализацию на 10 лет, после активного возмущения стран Южной Европы, и прежде всего Испании, — их траты на оборону не достигают и барьера в 2%. Это резкое сокращение проводится для того, чтобы побудить Дональда Трампа присутствовать на саммите до конца и избежать повтора событий на встрече стран G7 в Канаде (подробнее о том, как и почему провалился тот саммит, мы разбирали здесь).

• У стран — членов альянса есть причины опасаться за исход встречи в Гааге. После того как кризис на Ближнем Востоке начал набирать обороты и в него включились США, нанеся удары по Ирану, для Вашингтона этот конфликт вышел на передний план, оттеснив Украину и нужды европейской обороны. На этом фоне давние требования Трампа о том, чтобы Евросоюз больше вкладывался в собственную защиту, приобретают для Белого дома особую актуальность. В связи с этим в Европе также нарастают опасения о возможном внезапном выводе американских войск из Европы.

• Еще один удар по саммиту нанесли страны АТР. Так, уже известно, что его пропустят новоизбранный президент Южной Кореи и премьер-министр Японии.

Финансирование организации

• Всё это происходит на фоне нарастания среди западных стран противоречий, обусловленных разностью национальных интересов и подходов к безопасности. В частности, именно поэтому безрезультатным оказался саммит G7 в Канаде. Вероятно, споры возникнут и на предстоящем саммите НАТО в Нидерландах, в том числе из-за распределения финансовых обязательств. Из-за того что не все государства-члены тратят на оборону 2% от ВВП, как это предусмотрено соглашениями, у других участников это вызывает недовольство. В частности, в 2024 году только 22 из 32 государств НАТО потратили на оборону не менее 2% своего валового внутреннего продукта.

• Протекционистский курс, характерный для внешнеполитической риторики Дональда Трампа, предполагает переоценку международных обязательств с точки зрения экономической выгоды и справедливости в распределении бремени. В прошлом Трамп неоднократно выражал недовольство уровнем взносов европейских союзников в оборонный бюджет НАТО, поднимая вопрос о справедливой оплате коллективной безопасности. Хотя формального механизма быстрого выхода США из альянса нет — необходимы длительные внутренние процедуры и согласование с конгрессом, и вряд ли Вашингтон на это решится, — риторическое давление на союзников и угроза сокращения участия в делах альянса может привести к снижению эффективности взаимодействия и внутренней напряженности.

Без США потенциал альянса резко бы сократится: именно Америка обеспечивает значительную часть военной мощи, разведывательных ресурсов, логистики и глобального присутствия. На фоне конфликта интересов Брюсселя с Вашингтоном, европейские государства вынуждены существенно увеличить собственные расходы, пересмотреть стратегические ориентиры и ускорить процессы европейской оборонной интеграции.

• Однако создание мощной военно-оборонной системы в ЕС сталкивается с рядом ограничений, снижающих вероятность формирования полноценной «отечественной» обороны в обозримом будущем (об этом подробнее мы писали здесь). В частности, внутри союза отсутствует единый взгляд на характер угроз и приоритеты внешней политики. Кроме того, военный потенциал стран-членов остается фрагментированным. Финансовые ограничения и конкуренция с другими приоритетами, такими как энергетический переход, социальная политика и миграционные вызовы, также препятствуют масштабному наращиванию военных расходов.

Основные угрозы

• Также в НАТО существуют разногласия в оценке внешних угроз: европейские страны концентрируются на конфликте Украины и России, США — на противостоянии Ирана и Израиля. При этом вопрос поддержки Украины вызывает активные обсуждения из-за различий в объемах помощи, степени вовлеченности, а также оценки долгосрочных последствий конфликта для безопасности Европы. Трамп настаивает на необходимости переговоров между Москвой и Киевом, в это же время европейцы считают дипломатическое завершение конфликта на сегодняшнем этапе проявлением слабости перед Россией.

• Что касается ближневосточной нестабильности, для европейских стран этот конфликт также затрагивает темы миграции и борьбы с терроризмом. Однако в США прежде всего заинтересованы в поддержке своего ключевого партнера в регионе — Израиля. При этом гуманитарный кризис, который стал следствием обострения ситуации в регионе, почти не затрагивает Вашингтон.

• Кроме того, в альянсе поднимаются вопросы о механизмах расширения — приеме новых членов и связанных с этим гарантиях безопасности, особенно в условиях растущей геополитической напряженности. Прежде всего это касается европейские обещание включить в альянс Украину. Трамп уже отмечал, что именно это стало одной из причин конфликт, хотя и в Вашингтоне, и в Брюсселе понимали, что этим планам не суждено сбыться в ближайшем будущем.

Будущее альянса

• С учетом накопившихся разногласий между Европой и США наиболее вероятным сценарием развития НАТО в ближайшем будущем станет адаптация альянса на перераспределение ответственности между его членами. На фоне стремления европейских стран к большей стратегической автономии и внутреннему укреплению оборонных возможностей возрастает значение инициатив по развитию европейского компонента внутри блока. Однако это сталкивается с проблемой финансирования и разобщенностью военных систем европейских стран. При этом США, оставаясь ключевым игроком, всё активнее будут перекладывать на партнеров определенные функции, особенно в региональных вопросах.

• Несмотря на общее стремление к укреплению коллективной безопасности, союз сталкивается с необходимостью постоянно вырабатывать компромиссы между национальными интересами и союзной дисциплиной. Основные разногласия в НАТО возникают по вопросам, связанным с распределением оборонных расходов, определением приоритетов в области безопасности, расширением альянса и взаимодействием с внешними партнерами. Финансовая нагрузка — одна из чувствительных тем, поскольку не все государства-члены соблюдают согласованную норму в 2% от ВВП на оборону, что вызывает периодические дискуссии о справедливости и равномерности вклада.

При написании материала «Известия» беседовали с:

  • политологом-американистом Дмитрием Дробницким;
  • политологом-американистом Малеком Дудаковым.
Читайте также
Прямой эфир