Блоковое размышление: в МИД РФ заявили о неготовности НАТО к диалогу
На сегодня нет никакой основы для разговора Москвы и Североатлантического альянса. В частности, восстановление Совета Россия – НАТО в обозримой перспективе исключено, заявил «Известиям» замглавы МИД РФ Александр Грушко. Своей политикой блок доказывает, что ему нужен большой противник для оправдания роста военных расходов. При этом Москва купирует все угрозы с его стороны. По словам дипломата, РФ смогла выйти на такой военный уровень, который позволяет отвечать на любой вызов с учетом интересов развития экономики и не допущения ущерба для темпов ее роста. 24–25 июня в Гааге состоится саммит НАТО, на котором будет обсуждаться повышение военных расходов до 5% ВВП, украинский кризис и будущее расширение альянса. Однако консенсуса по этим вопросам нет.
Восстановят ли диалог Россия и НАТО
Россия не видит никакого желания со стороны стран НАТО укреплять свою безопасность через формирование нормальных отношений с Россией, заявил «Известиям» замглавы МИД РФ Александр Грушко.
— Они взяли курс на недопущение победы на украинском театре, и этому курсу продолжают следовать, — подчеркнул дипломат.
По его словам, то, что происходит в НАТО, — это не сиюминутное изменение политической конъюнктуры, а фундаментальное. Этот враждебный курс реализуется не только в риторике, но и в политике, и стратегических документах, подчеркнул дипломат.
— Россия стала главной угрозой НАТО, потому что в Брюсселе решили, что НАТО не может существовать без большого противника. Вообще история НАТО — это история доказательства собственной нужности. Когда процесс евробезопасности начал набирать силу на основе безопасности через сотрудничество, контроля над вооружениями, сдержанности в оборонном строительстве, оказалось, что НАТО не особо нужно. Поэтому процесс расширения альянса был запущен для того, чтобы подтвердить, что НАТО есть. Этот процесс — это формирование новых разделительных линий и поиск противника, — уточнил в беседе с «Известиями» Александр Грушко.
На этом фоне восстановление Совета Россия – НАТО исключено в обозримой перспективе, продолжил он. По его словам, эта структура создавалась на понимании, которое было зафиксировано в соответствующих документах о том, что «мир изменился и мы не рассматриваем друг друга в качестве противника, что существуют общие угрозы, и эти общие угрозы требуют совместных действий». Поэтому и нужен был политический диалог, через него осуществлялся обмен оценками этих угроз, подчеркнул дипломат.
— В случае необходимости принимались решения о том, действуем ли мы совместно или в какой-то координации, либо кто-то мог не действовать, но при этом понимать действия другого. Всё это зиждилось на том, что будут соблюдаться нормы международного права. Но это сейчас уже осталось в прошлом, и на сегодня нет никакой основы для разговора, — говорит заместитель российского министра иностранных дел.
Совет Россия – НАТО появился в 2002 году. Он должен был стать основной структурой для развития сотрудничества и координации военно-политических действий двух сторон. Работа Совета Россия – НАТО несколько раз приостанавливалась. Так, после операции РФ по принуждению Грузии к миру в 2008 году альянс решил временно заморозить работу органа до марта 2009 года. Второй раз совет остановил военное сотрудничество с Россией из-за кризиса на Украине в 2014-м. В 2017 году альянс провозгласил так называемый двойной подход, заключающийся в мерах по сдерживанию России и параллельном диалоге с ней. Последнее на данный момент заседание Совета Россия – НАТО состоялось в январе 2022-го.
Перспектив восстановления работы Совета Россия – НАТО мало, военно-политический блок оказался не способным на диалог, считает доцент кафедры политической теории МГИМО МИД РФ Иван Лошкарев. Изначально идея совета состояла в том, чтобы показать баланс в политике альянса — на фоне расширения в Восточной Европе он устанавливал равноправный диалог с Россией по всему спектру вопросов безопасности.
— До 2013 года этот орган работал по очень важным вопросам — от помощи Афганистану до ликвидации чрезвычайных ситуаций. При совете была плотная структура консультационных механизмов — несколько десятков различных органов. Всё это способствовало если не пониманию, то снятию части напряжения в отношениях России и НАТО, — заявил эксперт.
Впрочем, часть западных элит всё же понимает необходимость диалога с Россией. Например, в мае США выступили с предложением восстановить работу Совета Россия – НАТО, сообщило агентство Bloomberg. По его информации, это предлагается сделать для урегулирования конфликта на Украине.
Двусторонние каналы связи между Россией и НАТО, действовавшие два десятилетия после окончания холодной войны, в настоящий момент фактически ликвидированы. Тем не менее в случае необходимости альянс может связаться с Москвой через МИД или Минобороны. У России также есть возможность связаться с НАТО, например, через посольство в Бельгии или через американских контрагентов, с которыми сегодня ведется диалог по Украине, рассказал «Известиям» аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян.
Увеличение расходов на оборону в НАТО
Очередной саммит НАТО состоится 24–25 июня в Гааге. Встреча лидеров Североатлантического альянса будет посвящена теме увеличения военных расходов и продолжению поддержки Украины.
При этом в вопросе увеличения военных расходов единства в НАТО нет. Ранее Дональд Трамп требовал повысить их целевой показатель с 2 до 5% ВВП. Генсек Марк Рютте предложил компромисс: 3,5% на оборону и еще 1,5% ВВП — на развитие инфраструктуры и ВПК. Однако даже действующего показателя в 2% ВВП к 2024-му достигли лишь 22 из 32 стран НАТО. И дальше наращивать расходы хотят немногие, в основном страны Балтии и Польша. Например, этот запрос уже якобы отклонило правительство Испании, сообщает телерадиокомпания RTVE.
Ранее предложение о росте оборонных расходов назвал «убийственным для Будапешта» премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Словакия намерена настаивать на том, чтобы повышение расходов на оборону было постепенным в течение 10 и более лет, заявил президент республики Петер Пеллегрини. По данным Reuters, страны НАТО договорились отсрочить повышение военных расходов до 5% ВВП до 2035 года.
— Это как раз означает проявление неизменности курса НАТО на сохранение, как они считают, мировой гегемонии, на достижение превосходства. Все эти планы обречены на провал, но они будут формировать новую геополитическую реальность. На самом деле совокупная сумма военных бюджетов стран НАТО сегодня превышает половину общемировых расходов. Это гигантские деньги, которые фактически изымаются из мирного развития и выбрасываются на ветер. Также это закрепление зависимости от США. Соединенные Штаты открыто требуют, чтобы те увеличенные расходы, которых они добиваются, пошли на закупки вооружения и техники именно в Соединенных Штатах Америки. Это понятная технологическая привязка: если вы покупаете, скажем, самолет F-35 с жизненным циклом 30−40 лет, то вы зависимы от производителя, то есть от Соединенных Штатов, — пояснил «Известиям» Александр Грушко.
Россия в сложившейся ситуации вынуждена реагировать на происходящее.
— Мы не допустим ослабления нашей обороноспособности, нашей безопасности, но в затратную гонку вооружений мы втягиваться не будем. Благодаря усилиям, которые предпринимались президентом и правительством в последние годы, мы смогли выйти на такой уровень, который позволяет нам отвечать на любую военную угрозу с учетом интересов развития экономики России и не допущения ущерба для темпов ее роста, реализации социальных программ и так далее, — сказал замглавы МИД РФ.
Действия НАТО по военному планированию, развитию инфраструктуры, переформатированию командных структур — воспроизводство холодной войны с очень тяжелыми последствиями для стабильности и мира в Европе, и в глобальном масштабе, сообщил «Известиям» Александр Грушко.
— Сдерживание России объявлено главной стратегической задачей блока, теперь цель военного строительства НАТО — обретение превосходства во всех операционных средах: земля, вода, суша, космос и киберпространство. Также декларируется необходимость превосходства на всех театрах [военных действий], — заметил дипломат.
По его словам, НАТО не готово действовать в рамках, очерченных Североатлантическим договором. Организация пытается играть роль глобального игрока, особенно активно идет в Южную Азию, создает новые форматы, фактически военные блоки в целях сдерживания Китая и в целях не допустить формирования системы, где вопросы безопасности будут решать сами азиатские государства, резюмировал он.
Участие Украины на саммите НАТО в Гааге
Другая серьезная линия разлома между союзниками, которая будет обсуждаться на саммите, касается реагирования НАТО на украинский кризис. Здесь альянс разделился на несколько лагерей, где есть «ястребы», «голуби» и «страусы». К первым относятся государства-члены, находящиеся в непосредственной близости к России и имеющие с ней исторические разногласия. Они придерживаются более жесткой позиции и настаивают на сдерживании РФ и укреплении восточного фланга НАТО, отметил Тигран Мелоян.
— «Голуби» (Словакия и Венгрия) более склонны к диалогу и поиску компромиссов, чтобы избежать дальнейшей эскалации напряженности. И, наконец, «страусы» (например, Испания и Португалия) — это те государства — члены НАТО, которые не уделяют конфликту на Украине особого внимания и предпочитают оставаться в стороне, — считает эксперт.
В контексте украинского кризиса будет обсуждаться и дальнейшая политика открытых дверей НАТО. Тема расширения альянса стала гораздо менее заметной после прихода администрации Дональда Трампа. Сейчас в очереди на вступление в блок стоят Украина, Грузия и Босния и Герцеговина. Многие эксперты считают, что пока перспективы стать полноценным участником НАТО есть только у последней, хотя Республика Сербская (часть БиГ) выступает против — и без ее согласия присоединение страны в блоку невозможно.
Киев и Тбилиси в этом году даже не будут упоминать в качестве будущих членов в итоговом заявлении, сообщают западные СМИ. По их данным, против выступает президент США. Ради него, к слову, сократили и программу саммита, отменили традиционную пресс-конференцию с генсеком НАТО и сократили до одной страницы размер коммюнике. Для сравнения: декларация по итогам прошлогоднего саммита НАТО в Вашингтоне включала 44 параграфа.
Присоединение БиГ к НАТО скорее может стать проблемой для Сербии, которая позиционирует себя в качестве нейтральной страны. Уже сейчас Белград практически полностью окружен странами альянса, если не учитывать как раз БиГ и самопровозглашенное Косово, где размещена крупная военная база НАТО. В случае с Украиной и Грузией — это, разумеется, встретит сопротивление РФ, с которой США сейчас пытаются нормализовать диалог. Расширение блока в Закавказье же может спровоцировать новый виток эскалации в регионе между Грузией и двумя республиками, которые в 2008-м обрели независимость благодаря Москве — Абхазией и Южной Осетией. Что касается украинского трека, то Москва по-прежнему требует от Киева отказаться от стремления присоединиться к НАТО.
Владимира Зеленского на предстоящий саммит пригласили, но участвовать в основных дискуссиях он не будет. Его присутствие ожидается лишь на ужине лидеров альянса 24 июня. Пока представители НАТО будут решать дальнейшую судьбу блока, Зеленский выступит на форуме оборонной промышленности. Встреча с Дональдом Трампом также пока не планируется. Напомним, что они должны были увидеться еще на саммите G7 в Канаде, но американский лидер досрочно покинул мероприятие из-за ирано-израильского обострения.