Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США договорились с делегацией Украины о рамках мер безопасности
Мир
Мерц заявил о необходимости всех стран ЕС разделить риски в вопросе активов РФ
Общество
В ГД назвали перечень документов для получения повышенной пенсии в 2026 году
Мир
Маск подверг критике решение ЕС оштрафовать соцсеть Х
Происшествия
Пострадавшую при атаке на Севастополь девочку доставили на лечение в столицу
Мир
Азаров рассказал о возможных провокациях со стороны Киева
Общество
Синоптик рассказал о похолодании в первые выходные декабря
Общество
Покупательница квартиры Долиной Лурье призвала дождаться решения суда по делу
Мир
Владимир Зеленский подписал указ об исключении Андрея Ермака из СНБО
Общество
Стала известна личность публиковавшего фейки в СМИ-иноагентах журналиста
Мир
Politico сообщила об отклонении Венгрией плана ЕК по займу на €90 млрд для Украины
Мир
Обсуждение ЕС передачи российских активов закончилось безрезультатно
Спорт
Определились 42 участника чемпионата мира по футболу 2026 года
Происшествия
В Воронежской области обломки беспилотника повредили линию электропередач
Общество
В Ростелекоме назвали номера для звонков на «Прямую линию» с Путиным из-за рубежа
Наука и техника
Академик РАН Оганесян рассказал о подготовке к новому ряду таблицы Менделеева
Спорт
Определилась «группа жизни» на чемпионате мира по футболу 2026 года
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Ни одна из западных компаний по доброй воле из России не уходила, заявил в интервью на ПМЭФ-2025 «Известиям» председатель правления ВТБ Андрей Костин. По его словам, это решение, принятое под давлением властей в Европе и США. И никакие компании в РФ не вернутся, пока эта политика не изменится. По словам Андрея Костина, санкционный ресурс против России почти исчерпан. Страна живет без заблокированных за границей резервов три года — по его мнению, они не нужны. Однако и шансы россиян получить обратно замороженные инвестиции пока не видны — придется ждать отмены или смягчения рестрикций. В интервью Андрей Костин также назвал вредным нынешнее укрепление рубля и призвал «отруливать».

«Я не сторонник того, что санкции или конфликт с Западом — это хорошо»

— Одно из ключевых событий форума — дискуссия между главами ЦБ и Минэка о перспективах экономического роста. Впрочем, «Ода к радости», с которой Эльвира Набиуллина недавно сравнила ситуацию в экономике, сегодня звучала нечасто. Каковы прогнозы?

Пока говорить о рецессии рано, но жесткая кредитно-денежная политика неизбежно замедлит экономический рост. Вряд ли удастся достичь 3% или 4%, вероятнее около 1–2%. Высокая ключевая ставка хороша, когда ее применяют на короткой дистанции. Длительное сохранение на высоком уровне ведет сначала к плавной просадке, потом эта просадка может быть и более жесткой.

Важно внимательно отслеживать динамику инфляции, состояние бизнеса и финансового сектора. Пока ситуацию нельзя назвать критической, хотя многие компании переживают тяжелые времена: большая часть доходов уходит на обслуживание долга, а не на развитие. В этом плане ситуация достаточно трудная. Но поживем — посмотрим. Центральный банк занял довольно четкую, ясную позицию и считает, что он справится с ней. Давайте посмотрим на это еще какое-то время, дадим поработать. До конца года мы вполне можем еще выдержать эту политику и посмотреть.

ЦБ
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Центральный банк уже дал сигнал — пусть он пока очень скромный, 1 п.п. мало на что влияет в практической работе, всё равно ставки безумно высокие. Но тем не менее сигнал рынку дали: регулятор готов рассматривать сценарий более низких ставок.

Инфляция сейчас, по словам Эльвиры Набиуллиной, даже лучше прогнозов ЦБ. Поэтому я бы не паниковал, а посмотрел бы, как экономика дальше будет работать.

— Регулятор также говорит, что прежняя модель экономического роста себя исчерпала, нужны новые. Министр экономики отмечает, что это не должно быть революционно. И все очень осторожно обходят тему, как должен выглядеть новый подход. У вас есть понимание, какая должна быть модель?

— Похоже, переход к новой модели уже идет — прежде всего через цифровизацию экономики. На форуме были подписаны важные соглашения в этой сфере, направленные на создание собственных продуктов. Вообще, технологии российских банков значительно опережает банки европейские и точно не уступает американским. Однако у нас нужно увеличивать внутреннее производство и потребление.

Рубль
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Например, вчера мы запустили здесь новый этап широтной магистрали — это будет очень важная артерия в Питере. Однако я смотрю на строительную технику — и у меня слезы. Раньше была японская, американская, а сейчас она вся китайская. При этом бульдозер или экскаватор — это не сверхсложная техника. Почему экономика не может ее производить, обеспечивая таким образом рост потребления? Спрос-то на это есть.

Сейчас экономика вынужденно пересматривает традиционные модели, включая финансовую систему. Мы отказываемся от доллара, и это важный этап. Я не сторонник того, что санкции или конфликт с Западом — это хорошо. Однако не мы это начали. Сейчас мы увидели некоторые проблемы гораздо ярче, чем когда страна гоняла нефть и покупала любую импортную технику. Поэтому я бы не делал апокалиптических прогнозов и фокусировался бы на тех задачах, которые стоят перед нами сегодня.

«Ни одна из западных компаний по доброй воле из России не уходила»

— В последние месяцы более-менее активно идут переговоры между Россией, США и Украиной, и на этом фоне появляются новости, что американские компании готовы вернуться в РФ. На ваш взгляд, сколько иностранных компаний может действительно вернуться в этом году и какие это могут быть компании?

— Я встречался за эти три года с целым рядом представителей компаний — американских, европейских. Могу сказать так: ни одна из западных компаний по доброй воле из России не уходила. Это не было решение, обоснованное экономически, это было решение, принятое под давлением политической власти в Европе и США. И никакие компании к нам не вернутся, пока эта политика не изменится. Европейская и не думает меняться, а американская сторона пока в раздумьях — с ее стороны новых санкций нет, жесткого нажима на третьи страны нет. Похоже, что Трамп и его администрация пока раздумывают, куда дальше пойти.

Портфель
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Пока я не вижу компаний, которые могли бы вернуться в Россию в нынешней геополитической ситуации.

— А иностранные банки все-таки будут уходить?

Они не спешат уходить, но всё зависит от политического давления. Если его нет, банки готовы работать, даже несмотря на ограничения по выводу прибыли — они надеются когда-нибудь получить эти средства. Однако некоторые банки, такие как UniCredit, сталкиваются с давлением.

«Мы живем без резервов три года я считаю, они не нужны»

— Одна из тем, которая неизбежно связана с санкциями, — это возвращение российских резервов. Как вы считаете, стоит ли этого ждать?

Мы живем без резервов три года — я считаю, они не нужны. В 2009 году резервы использовали для стабилизации курса рубля. А сейчас вообще не вижу необходимости.

Что изменилось от того, что резервов стало в два раза меньше? Да ничего. Хотя это, конечно, просто воровство, грабеж, и это невозможно обосновать международными законами.

Рубль
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

— А активы российских инвесторов тоже вряд ли вернут?

— Пока вероятность крайне мала. Россия предлагала схему обмена активов, но после октябрьских санкций 2024 года США и ЕС ужесточили правила. Теперь для таких операций требуется одобрение регуляторов, включая OFAC, что делает процесс практически невозможным из-за его масштабов. Остается только ждать отмены или смягчения санкционного режима. Тогда и западные инвесторы смогут получить свои активы и доходы за эти годы в России, и россияне — свои вложения за рубежом.

— Как вы оцениваете ситуацию с использованием внутренних резервов? Я имею в виду те деньги, которые сейчас хранятся на депозитах.

— Объем средств на депозитах продолжает расти и к концу года может достичь 65 трлн рублей. Однако эти деньги используются. Знаете, как в том анекдоте: кусок сала переносишь из одного холодильника в другой, а жирок остается. Банки активно размещают эти деньги в виде кредитов и инвестиций в ценные бумаги.

«Сейчас стоит задача создать альтернативную финансовую систему Глобального Юга»

— Если мы говорим про ценные бумаги, может быть, поддержите то, что предлагает Минфин, — масштабную приватизацию с использованием IPO?

Я всегда поддерживал приватизацию. Приватизация могла бы стать эффективным инструментом, но для этого требуются серьезные решения. Государству нужно пересмотреть подход к активам, которые сейчас считаются неприкосновенными. Без этого масштабных поступлений от приватизации ждать не стоит. Кроме того, интереснее приватизировать, когда в стране раскручивается фондовый рынок. А без участия иностранных инвесторов его рост затруднен. Опыт ведущих финансовых центров, как Нью-Йоркская биржа, показывает: привлекать капитал нужно глобально. Там деньги арабов, китайцев, кого только нет, и нам тоже нужно к этому стремиться.

Биржа
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Интерес со стороны арабских инвесторов уже заметен — их представители активно участвуют в российских форумах. Однако для масштабных вложений нужны новые финансовые инструменты. Я встречался с одним из руководителей очень крупного арабского фонда, он говорит — почему бы вам не выпустить ценные бумаги БРИКС? Такие возможности есть, но нужно внимательнее этим заниматься. Сейчас стоит задача создать альтернативную финансовую систему Глобального Юга. А без запуска глобальных финансовых центров это невозможно.

— Разговоры об этом идут уже давно, но подвижек пока нет — почему?

— России необходимо развивать эти направления — создавать альтернативы доллару, евро и западным платежным системам вроде SWIFT. Для нас небезопасно работать на западных биржах, потому что доллар становится оружием. И Трамп это понимает, он неоднократно говорил, что хочет предотвратить уход других стран от доллара. Даже союзники США, такие как Япония, начали сокращать вложения в американские казначейские облигации.

Мировая экономическая карта меняется: центры влияния и капитала распределяются уже более равномерно, смещаясь в сторону Глобального Юга. И, конечно, должно последовать и создание необходимых финансовых инфраструктур.

«После 28 тыс. ограничений что Запад может сделать — ввести еще пять?»

— Весной мировые рынки встряхнули пошлины Трампа. Как вы считаете, как это может отразиться на России и следует ли нам включиться в эту гонку протекционизма?

— Новые пошлины США в меньшей степени затрагивают Россию. Санкционный режим — это и так самый жесткий торговый барьер. Ограничения коснулись нефтяного экспорта, логистики и многих других сфер.

Контейнеры
Фото: Global Look Press/Ringo Chiu

Однако глобальные торговые конфликты могут ударить по экономике Китая — одного из ключевых потребителей российских ресурсов. Это создаст косвенные риски для РФ, учитывая ее зависимость от экспорта. Проблемы глобальной экономики никогда нашей стране не помогали. Например, в 2008 году РФ объявляла себя «тихой гаванью», но уже через год столкнулась с падением ВВП на 8%.

Сейчас ситуация несколько иная: Запад максимально ограничил закупки российских энергоресурсов, что снизило зависимость от этих рынков. Здесь мы в каком-то смысле точно «тихая гавань». Санкционный ресурс против России тоже во многом исчерпан: после 28 тыс. ограничений что Запад может сделать ввести еще пять?

— В последнее время рубль укрепляется. Видите ли вы в этом риски?

— Укрепление рубля сейчас вредное — нужно отруливать. Оптимальный курс — это 90–100 рублей за доллар. Я думаю, что мы сейчас зря продаем валюту и искусственно поддерживаем сильную нацвалюту.

Рубли
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Цены на нефть выросли из-за ближневосточного конфликта, что дополнительно поддерживает рубль. Однако большинство аналитиков сходится во мнении, что к концу года курс может вернуться к отметке 90 руб./$. А для сбалансированности бюджета более комфортным был бы уровень около 100 рублей.

«С ростом цен в 40% было бы тяжело, а инфляция в пределах 10% — это красота»

— Трехкратная корректировка дефицита бюджета — это серьезно?

— Конечно серьезно. Сейчас часто говорят, что если не принять меры, то инфляция может подскочить в разы. С ростом цен в 40% было бы тяжело, а инфляция в пределах 10% это красота.

— Президент поставил сложную задачу — удвоить капитализацию фондового рынка к 2030 году. Как вы считаете, достижимо ли это? И что для этого нужно сделать?

— Можно ввести некоторые меры, например расширить возможности пенсионных фондов по инвестированию в ценные бумаги. Однако без притока денег из-за рубежа достичь удвоения фондового рынка будет трудно.

Исторически рост российского рынка во многом обеспечивался зарубежными инвестициями. Несмотря на успехи в создании собственной инфраструктуры и переход на размещение ценных бумаг внутри страны, международные инвесторы играли значительную роль. Поэтому в этом направлении нужно работать.

Мосбиржа
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Нужно принимать и какие-то меры, чтобы стимулировать российских инвесторов. Я сам в последние годы часто ругал своих сотрудников, когда обнаруживал, что очень много хитрых ценных бумаг были проданы людям, которые не имели квалификации для этого. Человека нельзя считать квалифицированным инвестором, если у него много денег.

Для большинства граждан банковские депозиты остаются оптимальным способом сохранения средств. У нас здоровый банковский сектор — за последние годы практически ни у кого не отбирают лицензии и никто не попадает под санации.

— Еще один вопрос в завершение нашей беседы. Эльвира Набиуллина с легкой руки наших коллег ввела новую оценку состояния экономики в музыкальном формате. Вы неожиданно предложили оценку работы прогнозистов в виде щелбанов. Кому вы готовы отвесить щелбаны, раз ЦБ всё же опустил ключевую?

— Я запретил своим сотрудникам прогнозировать ключевую, потому что ставка — это не прогноз. Ее определяют конкретные люди, конкретный совет. Придет пятница — и узнаете.

Я где-то сказал, что не мог представить себе, что мой заместитель будет мне щелбаны бить. Поэтому довольно смело и предложил этот спор. После снижения ставки я поставил ему виртуальные щелбаны.

Читайте также
Прямой эфир