Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин принял в Кремле главу МИД Кубы Бруно Родригеса Паррилью
Общество
Путин намерен 19 февраля созвониться с Набиуллиной
Политика
В Госдуме отреагировали на заявление Эстонии о ядерном оружии НАТО в стране
Общество
Россиян предупредили о мошеннических схемах перед 23 Февраля и 8 Марта
Общество
Задержан замглавы Новороссийска Роман Карагодин
Общество
Пропавшие в Петербурге сестры найдены вместе с матерью во Владимирской области
Мир
МИД Украины оскорбился из-за ответа Венгрии на прекращение транзита по «Дружбе»
Общество
Губареву грозит штраф до 50 тыс. рублей по статье о дискредитации армии
Общество
В Зеленодольске завершили разбор конструкций и расчистку снега после обрушения
Мир
Сийярто указал на отсутствие вреда для Венгрии от шантажа Киева
Армия
Силы ПВО сбили 120 украинских БПЛА над регионами России
Мир
Путин назвал неприемлемыми новые ограничения против Кубы
Мир
Президент Армении попал в курьезную ситуацию с включенным микрофоном в Греции
Мир
Российский флаг появился на трибунах во время матча Канады и Чехии на Олимпиаде
Новости компаний
Глава ПСБ оценил успехи в борьбе с кибермошенничеством
Общество
В Госдуме напомнили об изменении порядка оплаты ЖКУ в России с 1 марта
Мир
Переговоры России, Украины и США в Женеве завершились
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Гонка за популярностью принижает, приземляет волшебную, магическую территорию — творчество, считает Найк Борзов. Музыкант уверен, что от искусства ничего не остается, когда оно превращается в конвейер. Исполнитель готов использовать ИИ в своих целях как очередной инструмент. А еще считает, что цензура в наши дни полезна. 21 июня Найк Борзов выступит на сцене VK Fest в Сириусе. «Известия» расспросили артиста о фестивале, конкуренции и сотрудничестве с молодежью.

«Молодые музыканты на телевидение не делают никаких ставок»

— Вас считают классиком русского панка, русского инди-рока и русского брит-попа. А какое определение вам нравится?

— Гений!

сцена
Фото: пресс-служба Найка Борзова

— На сцене VK Fest в Сириусе вы выступаете в статусе ветерана русского рока с молодым поколением артистов. Самой младшей, Betsy, всего 12 лет, и у нее армия фанатов. Славу ей принесла песня «Сигма бой», которая стала известной благодаря интернету. Вам по душе такая музыка?

— Музыка пишется, артисты появляются — это прекрасно. В 12 лет добиться высоких мест в чартах — очень почетно. Отличный старт. Когда повзрослеет, может, вообще кардинально прогрессивное создаст, влияющее на музыку в целом. Так что я могу только порадоваться за Betsy.

— Современные вирусные треки способны уйти в вечность? Будут ли их петь лет через двадцать, как, например, вашу «Лошадку» или «Верхом на звезде»?

— Что-то останется, что-то исчезнет во времени — так всегда было и будет. Про какие-то песни, которые сейчас занимают первые места хит-парадов, через полгода никто не вспомнит. На смену им придут другие.

Но есть песни, которые, уверен, останутся, надолго. Они про какие-то вечные темы или еще что-то важное для людей.

мужчина
Фото: пресс-служба Найка Борзова

— С кем из новых артистов вы бы согласились сделать коллаборацию?

— Например, неплохой исполнитель Boulevard Depo. Мне нравятся отдельные треки и, вообще, его любовь к экспериментам. «Бонд с кнопкой» вполне себе интересный коллектив. ZOLOTO, конечно. Есть такая группа «Сруб» из Сибири. Тоже любят экспериментировать. В общем, есть у нас творческие люди, за которыми приятно наблюдать.

— Вы следите за тем, кто появляется в орбите музыкальной?

— Ну конечно, даже если этого не хочу.

— Когда вы начинали, было сложно попасть в ротации радиостанций, попасть на телевидение — еще проблемнее. Сейчас музыканты сами себя раскручивают с помощью соцсетей. На ваш взгляд, это — преимущество? Или, может, тут вариант быстрой славы и такого же стремительного угасания?

— Конечно, определенные плюсы в продвижении через соцсети есть: музыку стало легко доносить. Но быстротечность увядания песен, исполнителей и их популярности приводит к необходимости постоянно выдавать хиты. А это влечет потерю качества музыки: по-быстрому выдать и через неделю сделать опять что-то. Это, конечно, не искусство. Конвейер принижает, приземляет эту волшебную, магическую территорию — творчество.

Тем не менее, игнорировать соцсети точно нельзя. Я вот активно погрузился в эту тему с рилсами, сниппетами и очень кайфую от того, как всё получается.

выступление
Фото: пресс-служба Найка Борзова

— Искусственный интеллект врывается в музыку. Зачем что-то придумывать, не спать ночами, когда можно заложить программу и через минуту получить результат. Можно ли конкурировать с ИИ?

— Я не думаю, что нужно конкурировать или соревноваться с искусственным интеллектом. Да и вообще — людям между собой. Для меня это не очень интересная концепция. Но использовать ИИ в своих целях как инструмент, какой-то один винтик в общем механизме — мне кажется, интересная тема. С его помощью можно делать интересные и довольно прогрессивные вещи.

— Это касается аранжировок или даже сочинительства?

— Да всего, чего угодно.

— А вы не пробовали?

— Я не использую ИИ, чтобы написать текст песни. Но недавно делал один трек, который по смыслу против трансгуманизма, искусственных интеллектов и прочей этой новой эстетики. И использовал ИИ, чтобы он мне сыграл на гитаре.

— VK Fest в Сириусе — это, по сути, огромный open-air. Как вы относитесь к выступлениям на свежем воздухе? Не боитесь, что с погодой не повезет?

— Не боюсь, так как в моей жизни были разные выступления. Например, как-то мы выступали на открытой площадке в Волгограде. Поднялся очень сильный ветер, а сцена стояла на возвышенности. И во время выступления у нас просто сорвало крышу. Не в смысле у музыкантов, а именно со сцены. Крыша поднялась и полетела назад. Это было очень феерично, апокалиптично и, конечно, забавно.

Еще как-то на концертах во время грозы молнией било в трансформаторы, колонки, выключался звук и свет в городе.

коридор
Фото: пресс-служба Найка Борзова

— И вы продолжали концерт?

— Ну а как он может продолжиться, когда кроме барабанов ничего не слышно. Я не могу кричать, чтобы меня слышала вся площадь. Это нужно быть каким-нибудь Джельсомино.

Наслышан, что на VK Fest всегда везет с погодой, так что уверен, что всё будет отлично.

«Я с удовольствием ломлюсь в эти повороты»

— Год назад на «Плюс Даче» в парке Горького можно было оценить спектакль «Потерянный среди звезд», по названию вашего альбома. Режиссер Юрий Квятковский решил поставить эксперимент и с оглядкой на пример ветерана американского рока Дэвида Бирна инсценировал пластинку. Каким был зрительский отклик на эту постановку?

— Отклик был теплым. Нам удалось на один вечер создать в парке Горького какое-то космическое пространство, наполненное только положительной энергией. Публика осталась очень довольна, мне написали много сообщений и комментариев, кто-то даже успел прослезиться.

Спектакль
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

На самом деле мне бы очень хотелось дать второе дыхание этому спектаклю: дописать сценарий, дорулить саму постановку, добавить старых хитов, которые очень хорошо подходят по концепции к этой истории. И отправить его по другим городам. Очень надеюсь, что однажды эта мечта осуществится.

— С какими чувствами вы сегодня исполняете старые песни, ту же «Лошадку»? Может быть, у вас открылись какие-то новые смыслы в прочтении этого материала?

— Всё с теми же, самыми положительными. Я пою вместе с залом: кидаю первую фразу, публика подхватывает и дальше мы уже поем хором. Это всегда состояние катарсиса, когда ты ни о чем больше не думаешь, когда на одной волне со своей аудиторией, просто получаешь удовольствие.

— Ваш путь на театральную сцену начался со спектакля «Нирвана». В 2003 году Юрий Грымов пригласил вас сыграть роль Курта Кобейна. Как вы относитесь к таким поворотам судьбы?

Я с удовольствием ломлюсь в эти повороты. И даже если меня что-то пугает, это значит, что я должен попробовать. Я это уже осознал, практиковал, и, как говорят буддисты, каждый раз в одну и ту же точку нужно идти разными путями, потому что по дороге ты рискуешь встретить что-то новенькое.

Спектакль
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

— Вы фаталист? Верите в судьбу?

— Я верю, что нам всё уже прописано и предначертано. Главное — не бояться.

— А как вы относитесь к словам Курта Кобейна, что «лучше сгореть, чем угаснуть»?

— Гореть тоже можно по-разному. Если бы Курт горел без помощи дополнительных подручных средств, назовем это так, то продолжал бы гореть до сих пор. Был бы ярким и самодостаточным. И не думаю, что у него было бы какое-нибудь выгорание или еще что-то. Человек явно получал удовольствие от написания музыки, ее исполнения, записи. Именно музыка стала бы его топливом в итоге. Но он сделал другой выбор.

— А есть ли счастье в деньгах?

Деньги — как искусственный интеллект, средство достижения определенных целей. Без них в современном мире никак. И если их не хватает, ну тогда грустно.

артист
Фото: пресс-служба Найка Борзова

— Вы снимались в фильме «Тайное влечение» Стаси Толстой, где сыграли отца начинающей актрисы. Почему не отказали молодому режиссеру, когда она сделала вам предложение сняться в ее картине?

— Да мне вообще интересно всё новенькое. С молодыми хорошо работать, потому что они не боятся и не оглядываются назад. Они экспериментируют, и в этом прикольно участвовать.

— Какие у вас есть формы необидного отказа для тех, кто просит в тысячный раз спеть про три матерных слова?

— Если даже просят, я просто этого не слышу, потому что у меня обычно ушные мониторы на концертах. (Смеется.) Но публика на моих концертах и фестивалях, где я выступаю, всегда очень приятная и понимающая. Они скорее попросят сыграть всю дискографию, чтобы насладиться всеми моими песнями.

— Музыканты вспоминают 90-е как разгул бандитизма. Непросто было выступать, ездить на гастроли. Музыкантов пытались крышевать. Кто вам обеспечивал безопасность? Приходилось договариваться с бандитами?

— В это время я жил в городе Видное Московской области. Солнцевская бандитская группировка, Подольская, Видновская — это была одна тусовка. Все эти люди были мне знакомы задолго до того, как начались «лихие 90-е». И каких-то проблем у меня не было. Как-то у моих друзей, у которых была «крыша», начали интересоваться разные группировки, как бы выйти на меня, чтобы предложить мне их «услугу». После этого я просто свалил из города и больше там не жил.

— То есть вы свалили в Москву, где еще больше процветал этот «бизнес»?

— В Москве было проще затеряться. Тем более, я находился в андеграунде. И какие взятки с музыканта, который играет непонятную музыку и поет не пойми о чем. (Смеется.)

— А шоу-бизнес тогда и сейчас чем отличаются?

— Несмотря на то, что тогда было стремно и были свои нюансы — всё-таки это было время свободы. Можно было петь любыми словами о чем угодно. Для творческих людей были доступны абсолютно все формы самовыражения.

выступление
Фото: пресс-служба Найка Борзова

— Вы когда-нибудь становились жертвой телефонных мошенников?

— Ну, был раз.

— Поверили?

— Да, повелся. Но это было давно.

— Сильно вас ударили по карману?

— Терпимо. В общем-то, можно воспринимать это как плату за науку.

— Больше вы не отвечаете на незнакомые номера?

Теперь у меня стоят всякие антиспамеры. А если у меня очень хорошее настроение, то я могу взять трубку и даже выслушать приветствие от капитана полиции. (Смеется.)

«Я предпочитаю делать всё втихаря, а потом выдавать продукты, от которых всем сносит голову»

— Россия будет принимать «Интервидение». Как вы относитесь к тому, что нашу страну представит SHAMAN, самый популярный артист по данным ВЦИОМ?

— Я, если честно, не особенно слежу за такими вещами, но слышал, что этот конкурс международный. Прекрасно, пусть будет еще один телевизионный фестиваль. И пусть победит достойный артист.

— Если бы вам предложили поучаствовать в каком-нибудь международном конкурсе, вы бы согласились?

— Я вообще не фанат конкурсов и не любитель соревноваться. Ну, если предложат, я рассмотрю предложение. (Смеется.)

сцена
Фото: пресс-служба Найка Борзова

— Вы человек многогранный. В кино себя попробовали, в театре, а что еще ждать поклонникам от вас? Каких экспериментов?

— Говорить о том, что еще не случилось, я не любитель. Хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Для меня это не пустые слова. Я предпочитаю делать всё втихаря, а потом выдавать продукты, от которых всем сносит голову.

— Значит, вы втихаря что-то уже начали делать?

— Я не могу ничего не делать. Не люблю лежать на диване или спать днем. Это вызывает какой-то дискомфорт. А музыка в моей голове играет всегда, поэтому я не упускаю возможности проводить с ней всё свободное время.

— Где вы отдыхаете? Ходите в консерваторию, в кино, в театр?

— Я отдыхаю на гастролях. Ходить по консерваториям, кинотеатрам, клубам особого желания не имею. Мне нравится воспринимать музыку или смотреть кино индивидуально. А когда начинают хрустеть попкорном или хохотать невпопад, выходить из зала, опаздывать к началу сеанса, меня это немножко напрягает. В свободное время я гуляю в парке, думаю о чём-то. Или катаюсь на велосипеде, встречаюсь с друзьями. Люблю проводить время с дочкой Викторией.

— Какие у вас ожидания от VK Fest в Сириусе?

Думаю, всё будет очень круто. Прекрасное место, классный звук, свет, рок-н-ролл и энергия публики. Что еще нужно артисту для счастья.

Читайте также
Прямой эфир