Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Бабиш заявил об отказе Чехии продать Украине самолеты L-159
Мир
В ЮАР погибли 11 школьников при столкновении автобуса и самосвала
Мир
Стёре рассказал о многократных объяснениях Трампу процесса выдачи Нобелевской премии
Общество
Путин обсудил с членами Совбеза участие РФ в строительстве многополярного мира
Мир
Финансист назвал пошлины США из-за Гренландии неожиданностью для Европы
Мир
В ходе беспорядков в Иране ранения получили 3,7 тыс. человек
Мир
Мирзиёев получил приглашение от Трампа войти в состав «Совета мира» по Газе
Наука и техника
Минпромторг показал собранный по серийной технологии Superjet
Мир
Кличко раскритиковал Зеленского за нерасчищенные сугробы на улицах Киева
Мир
The Times узнала о планах ФРГ повысить аренду военных баз для США из-за пошлин
Мир
Состояние богатейших людей мира выросло до рекордной суммы
Мир
Лукашенко отметил прямоту Трампа в вопросах Венесуэлы и Гренландии
Мир
Суд арестовал начальника учебного центра МВД по Коми
Общество
Директор Долиной заявил о возвращении певицы в Россию после отпуска
Мир
Представители Дании решили пропустить форум в Давосе из-за Гренландии
Мир
В Пакистане 14 человек погибли в результате пожара в торговом центре
Мир
FT узнала о смене повестки лидеров ЕС на встрече с Трампом в Давосе
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Совокупный дефицит бюджетов всех уровней в 2025 году может достичь 4,4 трлн рублей — это втрое выше изначального плана, прогнозируют опрошенные ЦБ аналитики. В финансовый план уже внесли поправки: недостача только федеральной казны вырастет до 3,8 трлн. В прошлом году прогноз тоже пересматривали, но фактический дефицит превысил ожидания. Разрыв между доходами и расходами может привести к увеличению госдолга и трат на его обслуживание, приостановке проектов и снижению помощи регионам. Впрочем, недостача даже в 2% ВВП некритична, заверяют эксперты. Почему власти систематически занижают оценки состояния казны и чем это чревато — в материале «Известий».

Почему увеличивается дефицит бюджета

В 2025 году консолидированный бюджет, который включает федеральный и региональные, сложится с дефицитом в 2% ВВП, или 4,4 трлн рублей. Это показали результаты майского макроэкономического опроса ЦБ («Известия» его проанализировали). Для расчета регулятор использовал ответы 27 экономистов. Их оценка втрое выше изначального прогноза Минфина — он ожидал дефицит в 1,2 трлн, следует из документов к финансовому плану (редакция с ними ознакомилась).

Опрошенные ЦБ аналитики увеличили свою оценку с прошлого опроса на 0,5 п.п., или 1 трлн. Это может быть связано с поправками в федеральный бюджет на 2025 год, которые были приняты Госдумой во втором чтении 10 июня.

Банк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Согласно корректировкам, доходы казны уменьшатся на 5%, до 38,5 трлн, а расходы увеличатся на 2%, до 42,3 трлн. Соответственно, дефицит федерального бюджета вырастет в три раза, до 3,8 трлн. В пресс-службе ЦБ «Известиям» сказали, что изменение параметров финансового плана может также потребовать корректировки денежно-кредитной политики регулятора. Редакция направила запрос в Минфин.

Вслед за повышением недостачи федеральной казны увеличивается и дефицит консолидированной. По данным казначейства, на апрель 2025 года бюджеты всех уровней сложились с минусом в 2,4 трлн.

Дефицит консолидированного бюджета в 2025 году действительно может достичь 2% ВВП, оценил завкафедрой государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Михаил Косов. Основные причины — падение цены нефти, сокращение экспорта, рост расходов на оборону и социальные обязательства, а также вероятное замедление темпов роста экономики, что повлечет уменьшение налоговых поступлений, перечислил он.

— Снижение рублевой выручки экспортеров ведет к росту дефицита федерального бюджета. За месяцы крепкой нацвалюты казна может недосчитаться триллионов рублей. В результате возникает порочный круг: крепкий рубль ведет к расширению дефицита, а невозможность снизить расходы провоцирует разгон инфляции и сохранение высокой ключевой, которая поддерживает нацвалюту, — отметил кандидат экономических наук Андрей Бархота.

Деньги
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Вместе с тем рост недостачи федеральной казны может отразиться и на регионах, если сократится финансовая помощь из центра, подчеркнул Михаил Косов. По его словам, дефицит бюджетов субъектов РФ может еще больше расшириться также из-за снижения собственных доходов (например, поступлений от налога на прибыль из-за стагнации бизнеса) и увеличения обязательных расходов в связи с инфляцией (на здравоохранение, образование, ЖКХ).

Чем грозит рост недостачи в казне

Недостача всех бюджетов сохраняется четвертый год подряд из-за разницы между доходами и расходами федеральной казны. При этом с 2022-го дефицит оказывается выше прогноза Минфина. Так, в 2022-м он составил 3,4 трлн (против заложенного профицита в 1,3 трлн), в 2023-м недостача составила 3,2 трлн (прогноз был минус 2,9 трлн), а в 2024-м — 3,5 трлн (против оценки в 2,1 трлн).

Фактический дефицит регулярно превышает план из-за осторожных прогнозов Минфина, экстренных расходов на антикризисные меры и зависимости от сырья, указал Михаил Косов из РЭУ им. Г.В. Плеханова. Кроме того, на казну давят как внешние, так и внутренние вызовы: санкции уменьшают экспортную выручку, а это ведет к падению налоговых поступлений, в том числе по нефтегазовым статьям, добавил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

Минфин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Формирование неточного прогноза может быть проблемой, поскольку это снижает доверие к бюджетной политике со стороны инвесторов и представителей бизнеса, осложняет долгосрочное планирование (у регионов и компаний) и ведет к быстрому истощению резервов (используются средства из ФНБ), — объяснил Михаил Косов.

Кроме того, с ростом дефицита увеличивается и объем госдолга, а значит, и расходы на его обслуживание, продолжил эксперт. В таких условиях могут быть урезаны дотации регионам и приостановлены некоторые инфраструктурные проекты, добавил он.

И хотя сейчас общий уровень госдолга в России один из самых низких в мире, расходы на его обслуживание велики — из-за высокой ключевой ставки, уточнил доцент экономического факультета РУДН Лазарь Бадалов. Это снижает эффективность заимствований как инструмента покрытия дефицита и создает дополнительную нагрузку на бюджет.

1

В целом недостача в 2% ВВП — это нормальное явление, отметил директор Центра региональной политики ИПЭИ Президентской академии Владимир Климанов. В мировой практике допустимым считается уровень до 3% ВВП.

Вместе с тем, как правило, подобная недостача стимулирует экономический рост в стране, добавил Лазарь Бадалов. Поэтому сам по себе дефицит не угроза — важно, на что идут средства: если на инвестиции и поддержку спроса, это как раз поддерживает ВВП.

Читайте также
Прямой эфир