Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО за три часа уничтожили 43 украинских БПЛА над регионами России
Политика
Путин встретился с бывшим президентом Казахстана Назарбаевым
Мир
Президент Финляндии заявил о работе Европы над мирным соглашением по Украине
Мир
Жители Одессы перекрыли дорогу в ходе протеста из-за отключения света
Мир
Трамп призвал опозорить членов Демпартии публикацией файлов Эпштейна
Мир
Филиппо призвал прекратить финансирование Украины
Общество
Умер композитор и житель блокадного Ленинграда Александр Мерлин
Спорт
Карлсен оттолкнул камеру оператора после проигранной партии Артемьеву
Мир
В Канаде объявили о новой финансовой помощи Украине на $1,83 млрд
Мир
Пентагон включил испытания «беспилотника будущего» в итоги 2025 года
Мир
Госпогранслужба Украины зафиксировала рост выезда граждан в Польшу
Армия
Путин посетил пункт управления объединенной группировки войск. Главное
Мир
Глава ГУР Буданов признал необходимость переговоров с Россией
Армия
Герасимов доложил Путину об освобождении Гуляйполя и Димитрова
Армия
Путин указал на перспективы для наступления благодаря освобождению Гуляйполя
Армия
Средства ПВО за два часа сбили 83 беспилотника ВСУ над регионами России
Мир
Путин отметил нежелание Киева решать конфликт мирными средствами
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Россия инвестирует в газовые проекты Ирана $8 млрд и часть этой суммы — порядка $5 млрд — уже предусмотрена договорами, сообщил посол Исламской Республики в Москве Казем Джалали. Участие России в ближневосточных разработках может позволить запустить экспорт сырья в не только в Иран, но и страны Южной Азии, полагают эксперты. По их мнению, поставляемые объемы помогут компенсировать потерю европейского газового рынка — свыше 100 млрд кубометров в год. Подробности сотрудничества — в материале «Известий».

Президент РФ

Президент России Владимир Путин

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Инвестиции России в газовые проекты

РФ инвестирует в газовые проекты Исламской Республики $8 млрд, из них порядка $5 млрд уже предусмотрена договорами, остальная часть договоренностей ожидает окончательного утверждения. Об этом заявил посол Ирана в Москве Казем Джалали. О каких именно проектах идет речь, он не уточнил.

Стоит напомнить, что в июне 2023 года министр нефти Исламской Республики Джавад Оуджи уже заявлял, что Иран при участии РФ, Катара и Туркмении планирует создать газовый хаб в промышленном районе Ассалуйе, расположенном в провинции Бушер на северном берегу Персидского залива. Тогда же вице-премьер Александр Новак не исключил добычу иранского газа в рамках хаба на юге Ирана при участии российских компаний. При этом, он подчеркивал, что эта идея требует времени, «чтобы облачить в конкретные формы».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

А в июне 2024-го «Газпром» и National Iranian Gas Company подписали стратегический меморандум о проработке организации поставок российского газа в Иран. В сообщении российского газового холдинга ничего кроме того, что «стороны исходят из развития в дальнейшем долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества», не раскрывалось.



Через месяц после этого Джавада Оуджи сообщил, что меморандум предполагает подписание сторонами 30-летнего контракта на поставку российского трубопроводного газа на территорию Ирана в объеме около 110 млрд кубометров в год и строительство новой газотранспортной системы. Одна ее часть должна пройти по дну Каспийского моря, а другая — построена совместно на территории Ирана с севера на юг для возможности обеспечения газом северных и восточных провинций республики, а также реэкспорта российского газа на рынки стран Ближнего Востока и Южной Азии.

Нефть
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В начале 2025 года министр энергетики РФ Сергей Цивилев заявил, что Москва и Тегеран согласовали маршрут газопровода в Иран через Азербайджан, переговоры находятся на финальной стадии согласования цены поставок. Их объемы на первом этапе могут составить до 2 млрд кубометров с перспективой доведения до 55 млрд кубометров. В апреле посол Казем Джалали сообщил, что Иран подготовил всю необходимую инфраструктуру для транзита российского газа через свою территорию, вопрос решен на 90%.

«Известия» отправили запросы в Минэнерго, посольство Ирана, «Газпром» и National Iranian Gas Company.

Рынки сбыта российского газа

Активизация газового сотрудничества с Ираном — это, наравне с идеей создания газового хаба в Турции, одно из направлений диверсификации поставок российского «голубого топлива», считают эксперты.

По словам доцента Финансового университета при правительстве РФ Валерия Андрианова, в случае с Турцией речь шла скорее о создании центра ценообразования и торговой площадки, нежели о реальном наращивании транзита в краткосрочной перспективе, поскольку сооружение дополнительных магистралей по дну Черного моря в нынешних условиях проблематично. Иранский же вектор сотрудничества изначально подразумевал организацию поставок газа в Исламскую Республику.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Чтобы вывести поставки газа в Иран на декларированные 55 млрд кубометров в год необходимо сооружение новых магистралей — либо в уже существующем сухопутном коридоре от Моздока в Аджикабул и далее в Исламскую Республику, либо по дну Каспийского моря. Поскольку эти проекты находятся в стадии обсуждения, возможна корректировка их пропускной мощности как в меньшую, так и в большую сторону, вплоть до 100 млрд кубометров, — считает эксперт.

По его словам, конкретные объемы будут зависеть от потребностей самого Ирана в газе, а также от наличия транспортных мощностей по его перекачке из этого государства в третьи страны.

Баррель
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

— Не секрет, что Иран рассматривается не столько как конечный потребитель российского газа, сколько как страна-транзитер. В первую очередь, речь идет о строительстве газопровода «Мир» из Исламской Республики в Пакистан и далее Индию общей протяженностью 2700 км и пропускной способностью 55 млрд кубометров. Совпадение пропускной способности этого маршрута и заявленных объемов ирано-российского свопа наталкивает на мысль, что именно на использование данного маршрута и сделана основная ставка, — добавил собеседник «Известий».

Актуализация российско-иранских газовых проектов произошла на фоне сообщений иностранных СМИ со ссылкой на источники о том, что «Газпром» отказался от идеи реализации турецкого газового хаба.

Управляющий партнер WMT Consult Екатерина Косарева полагает, что несмотря на отсутствие официальных подтверждений, «Газпром» не хочет рисковать вложениями в увеличение поставок газа в Европу.

Газпром
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

— В июне Еврокомиссия опубликует законодательные предложения по отказу от российских энергоресурсов. Пока неизвестно, что там будет. В любом случае, российский газовый монополист сможет вернуться на рынок Европы, если ее страны этого сами захотят. Другой вопрос в том, что сегодня можно сконцентрироваться на других экспортных возможностях, которые смогут компенсировать потерю европейского рынка, — считает она.

Напомним, до 2022-го объем поставок трубопроводного газа в Европу составлял порядка 145–155 млрд кубометров в год. В 2024-м экспорт составил 32,1 млрд куб. м, о чем свидетельствовали данные «Газпрома» и Европейской сети операторов газотранспортных систем (ENTSOG).

Сотрудничество России и Ирана

Несмотря на амбициозные планы двух стран, у совместных газовых проектов есть, как свои плюсы, так и свои минусы. По словам заместителя главы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, пока нужно окончательно договориться и начать поставки хотя бы в объеме 2 млрд кубометров в год, а уже потом двигаться к более масштабным проектам в сфере поставок и транзита.

Для того, чтобы транспортировать 55 млрд кубометров, не говоря уже о 110 кубометров, нужен гарантированный рынок сбыта. То есть, соответствующие договоренности с Индией и Пакистаном, где потенциально такой спрос может быть. Однако недавнее геополитическое обострение там не способствует продвижению вперед в сфере организации поставок газа такого масштаба, — считает эксперт.

Визит
Фото: REUTERS/Iran's Presidential website

Замгенерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов напомнил, что в Иране нарастает дефицит газа в объеме 150–300 млн кубометров в сутки. Поэтому емкость рынка для российских поставок будет велика.

Плюсы сотрудничества — стабильный новый рынок. Минус заключается в низких внутренних ценах, которые заставят иранцев активно торговаться, — полагает он.

С коллегой согласен Валерий Андрианов, который среди плюсов отмечает большую емкость внутреннего рынка и выгодное географическое положение государства, превращающее его в потенциальный газовый хаб для организации поставок в третьи страны.

Нефтяные останки
Фото: РИА Новости/Виктор Толочко

Минусами, по его словам, являются гигантские запасы собственного газа, по объемам которых Иран может соперничать с Россией, а также наличие давления со стороны США, препятствующих реализации трансграничных газопроводных проектов (в первую очередь проекта «Мир»).

— Возможное полное или частичное снятие санкций с Ирана вследствие достижения сделки по ядерной программе могло бы ликвидировать препятствия на пути газотранспортных проектов, — отметил собеседник «Известий».

Но вместе с этим исчезли бы и трудности на пути освоения собственного газового потенциала, что сделало бы менее насущным вопрос поставок газа из России, резюмировал он.

Читайте также
Прямой эфир