Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Экс-депутата думы Курской области Васильева отправили в тюрьму по делу о хищении
Общество
Сбой в работе Telegram зафиксировали в России
Авто
Только четыре автомарки в России выполнили 80% от плана продаж на 2025 год
Мир
Страны Бенилюкса потеряли более 50% экспорта из-за санкций против РФ
Армия
Армия России за сутки освободила Косовцево в Запорожской области
Мир
Япония утвердила проект бюджета с рекордным финансированием обороны на 2026 год
Общество
Основательницу «Медузы» Тимченко заочно приговорили к пяти годам колонии
Мир
В Китае открыли самый длинный в мире тоннель протяженностью более 22 км
Армия
За неделю в зоне СВО сбиты семь крылатых ракет Storm Shadow
Экономика
В ЦБ сообщили об обсуждении подходов к разработке новой банкноты в 500 рублей
Общество
Рост цен на новогодний стол в 2025 году замедлился
Экономика
«Гознак» создаст новые элементы защиты для российских банкнот
Мир
В Белоруссии указали на подготовку Запада к боевым действиям
Авто
Санкт-Петербургский завод БАЗ запустил серийное производство грузовиков
Экономика
Центробанк представил обновленную банкноту номиналом 1000 рублей
Армия
Силы ПВО уничтожили 17 украинских дронов над Россией за пять часов
Спорт
Олимпийский чемпион отреагировал на призыв Шевченко отстранить от ОИ союзников РФ
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Россия и Иран продвигаются в реализации глобального транспортного проекта — коридора «Север – Юг». На участке Решт – Астара начались инженерно-геологические изыскания, сообщил «Известиям» министр транспорта РФ Роман Старовойт. По его словам, Россия и Иран договорились о проведении работ, подрядчики уже приступили к их выполнению. Этот этап предшествует старту строительства и станет частью подготовки к реализации западного маршрута международного транспортного коридора, который соединит Россию с портами Персидского залива и далее — с Индией. Маршрут способен изменить глобальную логистику и сократить сроки доставки по сравнению с традиционными морскими путями через Суэцкий канал на 30–40%.

Подготовка ключевого участка МТК «Север – Юг»

На участке Решт – Астара, проходящем через Азербайджан и Иран, стартовали инженерно-геологические изыскания — первый этап перед началом строительства железнодорожной линии, призванной стать ключевым звеном западного маршрута международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг». Об этом «Известиям» сообщил министр транспорта Российской Федерации Роман Старовойт. По его словам, подрядчики уже приступили к выполнению работ.

— У нас идут инженерные геологические изыскания. Мы об этом договорились, и подрядчики вышли на изыскания. Прежде чем начать стройку, необходимо провести эту работу, — подчеркнул глава Минтранса.

Торговый порт в Индии
Фото: AP Photo/R. Parthibhan

Эти изыскания станут основой для последующего начала строительства 162-километрового железнодорожного отрезка между городами Решт и Астара. Именно он соединит ж/д сети России и Ирана, устранив одно из главных «бутылочных горлышек» на маршруте из РФ в порты Персидского залива и далее — в Индию.

Соглашение о совместной реализации проекта было подписано между Москвой и Тегераном в 2023 году. Общая стоимость строительства оценивается в €1,6 млрд, из которых €1,3 млрд составит межгосударственный кредит, предоставленный Россией.

Железная дорога в Иране
Фото: Global Look Press/Rouzbeh Fouladi

По предварительным оценкам, проект предполагает строительство 18 тоннелей, что делает его технически и финансово сложным. Учитывая географические особенности региона — гористую местность на северо-западе Ирана, — реализация потребует не только масштабных инженерных решений, но и времени. По словам посла Ирана в Москве Казема Джалали, железная дорога Решт – Астара может быть построена не ранее чем через 3–4 года.

Значение и перспективы проекта «Север – Юг»

Международный транспортный коридор «Север – Юг» — один из самых амбициозных проектов Евразии, способный существенно изменить логистику в этой части света. По оценкам Евразийского банка развития, к 2030 году грузоперевозки по коридору «Север – Юг» могут составить от $25 млн до $32 млн.

В настоящее время между Рештом и Астарой грузы перевозятся автотранспортом, что замедляет логистику и повышает издержки. Новый железнодорожный путь обеспечит непрерывное движение грузов от России через Иран к портам Индийского океана и обратно. По данным Федерации ассоциаций экспедиторов Индии, маршрут может сократить сроки доставки на 30–40% по сравнению с традиционными морскими путями через Суэцкий канал.

Погрузка контейнера на платформу
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Лана Раванди-Фадаи считает, что завершение строительства участка Решт – Астара позволит создать сквозной сухопутный маршрут от России до южных портов Ирана, включая Бендер-Аббас. Это, по ее словам, обеспечит прямой выход к Персидскому заливу и откроет дополнительные перспективы для российских экспортеров.

Тема строительства отрезка Решт – Астара активно обсуждалась и в рамках III Каспийского экономического форума, состоявшегося в Тегеране 18 февраля 2024 года. По итогам встречи вице-премьер РФ Алексей Оверчук отметил, что Москва фиксирует прогресс в переговорах с иранскими партнерами и заинтересованность Тегерана в скорейшем запуске проекта.

Товарный поезд
Фото: РИА Новости/Илья Наймушин

Дополнительную сложность представляет выбор колеи: было принято решение, что дорога будет совмещать два стандарта — европейский (1435 мм) и российский (1520 мм). Это позволит повысить гибкость маршрута, но одновременно увеличит техническую нагрузку и потребует соответствующей адаптации подвижного состава на стыке сетей.

Партнерство РФ с Ираном

Подготовка к строительству участка Решт – Астара и запуск ключевого звена коридора «Север – Юг» происходят на фоне укрепляющегося торгово-экономического партнерства между Ираном и странами ЕАЭС. Уже 15 мая вступает в силу соглашение о создании зоны свободной торговли между Тегераном и Евразийским экономическим союзом. Этот документ предполагает предоставление странам ЕАЭС широкого доступа к рынку Ирана с населением почти 90 млн человек и значительное сокращение нетарифных ограничений.

По мнению официального представителя МИД Ирана Исмаила Багаи, реализация соглашения станет стимулом для увеличения товарооборота и углубления экономических связей со странами союза. В Тегеране рассматривают сближение с ЕАЭС как часть более широкой стратегии по усилению своего регионального влияния и интеграции в евразийское пространство.

Граффити в Тегеране
Фото: TASS/EPA/ABEDIN TAHERKENAREH

В этом контексте всё более заметным становится политическое сближение Москвы и Тегерана. В апреле министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи сообщил о планах президента России Владимира Путина приехать в Иран в 2025 году. По словам официального представителя иранского правительства Фатеме Мохаджерани, подготовка визита уже ведется по дипломатическим каналам. Впрочем, сроки визита Владимира Путина в Иран пока не согласованы, уточнил официальный представитель Кремля Дмитрий Песков.

Инфографика

Очевидно, что инфраструктурное взаимодействие двух стран, активизация торгово-экономических связей и политический диалог формируют устойчивую базу для стратегического партнерства.

Читайте также
Прямой эфир