Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Минпросвещения РФ и Рособрнадзор утвердили расписание ЕГЭ на 2026 год
Мир
Дональд Трамп стал первым лауреатом Премии мира ФИФА
Мир
Макрон опроверг сообщения о якобы предупреждении Зеленского о «предательстве» США
Мир
Президент Индии Мурму угостила Путина вегетарианским ужином
Мир
В Германии прошли протесты против обязательной военной службы
Мир
Трамп выразил надежду на скорое урегулирование конфликта на Украине
Мир
Рубио назвал штраф ЕК в отношении соцсети X атакой на народ США
Армия
Средства ПВО сбили три дрона ВСУ над Белгородской и Курской областями
Мир
Государственный визит Путина в Индию завершился
Происшествия
Глава Чечни заявил об атаке беспилотника ВСУ на здание комплекса «Грозный-Сити»
Мир
Орбан заявил о наступлении ключевого момента в конфликте на Украине
Общество
Псковский суд заключил под стражу иноагента Шлосберга
Мир
Путин отметил работу России и Индии в построении многополярного мира
Армия
Силы ПВО сбили пять дронов над территорией Белгородской области
Мир
Ушаков заявил об ожидании РФ от США результатов их переговоров с Умеровым
Мир
Более 1,6 тыс. пропавших жителей курского приграничья найдены
Мир
Reuters сообщило о переговорах ЕС и G7 по отказу от потолка цен на нефть РФ
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Последний месяц весны преподнес слушателям несколько сюрпризов — от всеобъемлющей антологии творчества Патрисии Каас и переиздания авангардного джаза советских времен до реконструкции шаманских заклинаний и электронных экспериментов молодого поколения музыкантов. Самые интересные альбомы мая, которые могли почему-то пройти мимо вас, — в традиционном обзоре «Известий».

Patricia Kaas

1987–2025: une vie

У некогда всенародно любимой в наших краях, а нынче слегка подзабытой певицы из Лотарингии это уже четвертая с начала столетия компиляция старых хитов — новых, увы, нет уже довольно давно. Впрочем, тут добавлена пара ранее не выходивших вещиц, а часть проверенных заново записана. Вышла самым неожиданным образом трогательная музыкальная автобиография, в которой артистка открывает перед слушателем целую жизнь, прожитую на сцене. От первых аккордов «Mademoiselle chante le blues» до редких живых записей последних лет — здесь всё пронизано душой и страстью, у современных поп-звезд довольно редких.

Хиты вроде «Mon mec à moi» или «Il me dit que je suis belle» звучат как гимны целой эпохи, а обновленные версии «Ma liberté contre la tienne» и «Je voudrais la connaître» раскрываются с неожиданной стороны. Не оставлены без внимания и титаны прошлого: присутствуют каверы безвременно почившего бельгийца Арно (ранее исполнявшаяся Патрисией лишь на концертах «Les yeux de ma mère») и «живые» версии «L’aigle noir» Барбары и «Toute la musique que j’aime» Джонни Холлидея. В общем, заданная лаконичным названием тема выдержана на все 100: это действительно отчет о прожитом (дай бог, не последний).

Nytt Land

Songs of the Shaman

Трио Nytt Land — вероятно, самые известные в мировом масштабе жители Калачинска (Омская область, население 20 825 человек). Супруги Пахаленко и примкнувший к ним Александр Росляков выпускали свои мрачные ритуалистические альбомы на культовой британской фирме Cold Spring Records, а в 2020-х перешли на не менее легендарный «металлический» австрийский лейбл Napalm Records. Впрочем, «металл» в их музыке присутствует разве что метафорически — начав с подражания скандинавскому фольклору, Nytt Land плавно перешли от одинизма к шаманизму, покинув Крайний Туле викингов ради родных сибирских просторов.

На «Песнях шамана» группа воссоздает атмосферу древних обрядов, исполняя вполне аутентичным образом ритуальные песнопения тунгусо-маньчжурских народов. Каждый трек альбома представляет собой отдельный ритуал или заклинание, отражая различные аспекты шаманской практики. Например, «Eikule Yekule» открывает альбом ритуалом гадания, погружая слушателя в атмосферу мистики и предвидения. «Kerani Kerani» повествует о возвращении души из мира мертвых, а «Hailambi Xulembi» — об изгнании злых духов. Первобытная магия как она есть.

M83

A Necessary Escape

Француз Энтони Гонсалес, известный как M83, всегда был склонен к кинематографическому звуку — и вот перед нами настоящий саундтрек в его исполнении. 12 треков, написанных для документальной ленты Dakar Chronicles, сочетают в себе эмбиентные текстуры и почти вангелисовские звуки синтезаторов. Для Гонсалеса это в какой-то мере возвращение к электронным корням — после его предыдущей работы, в большей мере ориентированной на живых музыкантов и коллективную работу в студии.

Сам фильм рассказывает о трех молодых сенегальцах, каждый из которых в своей сфере — музыкант, программист и бывший уличный гонщик — пытается «сбежать»: один — от культурного давления, другой — от глобализации, третий — от своей собственной репутации. Камера следует за ними сквозь улицы Дакара, обочины трасс, ночные клубы, от заката до рассвета и сквозь пену дней. Похвально, что Гонсалес избежал искушения проиллюстрировать эти истории псевдоэтническим нью-эйджем — к примеру, «A Necessary Escape (Part I)» исследует пограничные с musique concrete области эмбиента, «Strike Machine» и вовсе приближается куда-то к владениям индустриальной музыки времен Throbbing Gristle. Эскапизм, как и заявлено в названии альбома, но вполне оправданный и благородный.


AVRAMOVA!

«Всё со мной так»

Художница, дизайнер, звукорежиссер, автор песен, певица — короче говоря, артистка в старом-добром понимании слова — Дарья Леонова уже несколько лет выпускает под псевдонимом AVRAMOVA! экзистенциальный арт-поп с перегруженными гитарами, почти академическим вокалом, джангловыми ударными и пронзительными саксофонными соло. На лучшей (и самой длинной) композиции альбома «Я тебя не узнаю» Дарья вовсе уходит куда-то в области томной романтики, в которых обитал лет 40 назад Брайан Ферри.

Нового альбома Дарьи поклонники ждали целых три года — срок по нынешним временам выдающийся, за такое время иные поп-звезды, даже и авангардного плана, успевают просто исчезнуть с горизонта и с экранов мобильных. В случае с AVRAMOVA! всё обошлось гораздо более удачно — хотя, скорее всего, песни из «Всё со мной так» не займут места в плейлистах тинейджеров, но у подросшей вместе с певицей за прошедшие годы верной аудитории найдут несомненный отклик.

Владимир Чекасин, Джаз-оркестр Литовской консерватории

«А можно ли так?..»

Фри-джаз плохо ассоциируется с советской эпохой (хотя джаз в целом в последние годы власти Советов вполне себе процветал), однако вот нам увесистое подтверждение, что и он находил себе место под серпом и молотом. Разумеется, в либеральной Литве, где биг-бендом тамошней консерватории руководил великий экспериментатор и фантазер, саксофонист Владимир Чекасин.

Идея объединить свинг и вольную импровизацию, вероятно, пришла ему в голову не первому, но, кажется, мало кому удалось сделать это с такой непринужденной элегантностью. Два музыкальных коллажа, каждый на сторону виниловой пластинки, в которых звучат хитросплетенные отрывки джазовой классики — от Эллингтона до Ганелина. Стили, эпохи, манеры исполнения постоянно сталкиваются, создавая непредсказуемую звуковую волну настоящего авангарда. Оригинал альбома вышел мизерным тиражом в 1988 году — и теперь, наконец, стараниями «Мелодии» стал доступен в «цифре». Да, теперь можно и так.

Читайте также
Прямой эфир