Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Тюмени задержали двух подозреваемых в убийстве жителя города ради машины
Мир
Сырский высказался о территориальном вопросе в переговорах по Украине
Мир
Фигурист Малинин установил рекорд по баллам за произвольную программу
Мир
Во Франции указали на отстранение США Европы из переговоров по Украине
Мир
Илон Маск призвал к ликвидации ЕС и возвращению суверенитета отдельным странам
Мир
Глава МИД Турции указал на наличие у РФ причин не доверять никому
Мир
В Литве аннулировали ВНЖ 145 россиянам из-за поездок в РФ и Белоруссию
Общество
Мошенники украли у пенсионера 48 млн рублей под видом замены счета
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Спорт
Расселл стал лучшим в первой практике Гран-при Абу-Даби «Формулы-1»
Мир
Орбан заявил о подготовке лидеров Евросоюза к конфликту с Россией
Общество
Начальника колонии в Ленобласти задержали по делу о взятках
Мир
Активисты повредили витрину с короной Британской империи в лондонском Тауэре
Общество
На ЗАЭС восстановили стабильное энергоснабжение
Происшествия
Один человек пострадал при атаке беспилотников ВСУ на Запорожскую область
Мир
В Британии назвали новым словом в военном деле способ взятия Красноармейска
Мир
«Газпром экспорт» подал иск к «дочке» Uniper
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Закрытие главного кинофестиваля мира в течение всей субботы было под угрозой: побережье осталось без электричества, почти пять часов не было даже мобильной связи. Но фестиваль продолжил работу на резервном питании, и вечером жюри Жюльетт Бинош вручило призы, включая престижную «Золотую пальмовую ветвь». Награды достались не всем фаворитам — без призов остались «Новая волна» Ричарда Линклейтера, «Финикийская схема» Уэса Андерсона и «Умри, моя любовь» Линн Рэмси. Но когда Джафар Панахи впервые за много лет лично появился на Круазетт, сомнений в его победе почти ни у кого не оставалось. При этом — в победе заслуженной. Подробности — в репортаже «Известий».

Начало света

Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла обожаемый кинематографом город. Шаркающей кавалерийской походкой программный директор фестиваля Тьерри Фремо… День закрытия фестиваля действительно напоминал булгаковскую прозу. С утра жители и гости Канн обнаружили, что электричества нет. Примерно в 10 утра по местному времени свет погас везде. Никто не знал, что произошло, телефоны перестали работать. Во Дворце фестивалей в это время шли показы. Вдруг экран погас, в темноте публика волновалась, но свет вскоре включили, через 15 минут сеанс продолжился.

Магазин

Отключение электроэнергии в городе во время 78-го Каннского кинофестиваля, 24 мая 2025 года

Фото: REUTERS/Sarah Meyssonnier

И несколько часов после этого Дворец, символ кинематографического просвещения, был и буквально цитаделью света, единственным местом, где было электричество, работали телефоны и интернет. Город, впрочем, реагировал спокойно. Да, почти все магазины были закрыты — но они по воскресеньям тоже закрыты, просто это случилось в субботу. В ресторанах света не было — но люди всё равно сидели на верандах и потягивали розе. Работала ярмарка выходного дня, народ слонялся по блошиному рынку, пляж был полон. Единственное — нужно было расплачиваться наличными, которые есть не у всех. А те, кому надо было пользоваться телефонами, старались далеко не отходить от дворца.

Фестиваль официально разослал всем успокаивающее письмо, дескать, церемония состоится в любом случае, потому что электричество у нас свое. Правда, сообщалось, что одна площадка всё же перестала работать — мультиплекс «Синеум» с аймаксовским экраном находится в нескольких километрах от дворца, его «запитать» возможности не было.

В четыре по местному времени электричество появилось, хотя светофоры большей частью работали в аварийном режиме. И успокоенная публика отправилась поближе к красной дорожке, чтобы узнать, кого будут награждать «Золотой пальмовой ветвью» и навсегда впишут в историю кино. Расскажем коротко о победителях.

«Золотая пальмовая ветвь»

Джафар Панахи, крупнейший иранский режиссер, обладатель множества наград всех трех главных мировых кинофестивалей, впервые за много лет смог лично приехать в Канны на премьеру своей картины. До этого Панахи из-за преследования на родине не мог этого сделать, вместо него дирекция фестиваля даже демонстративно ставила пустой стул.

Мужчина

Джафар Панахи, иранский кинорежиссер и сценарист

Фото: REUTERS/Stephane Mahe

Поэтому даже если бы Панахи привез плохое кино, его всё равно бы здесь носили на руках. А он привез очень хорошее — и очень важное, актуальное. «Простая случайность» — это притча о человеке, который ехал на машине и вдруг увидел того самого сексота, который когда-то держал его, невиновного, в тюрьме, пытал, выбивал показания, рушил здоровье.

И вот бывшая жертва ухитряется связать сексота, хочет его казнить, но тот уверяет, что это ошибка и что он никогда никого не пытал. Времени прошло немало, и единственный способ проверить — найти других жертв пыток и вместе установить, того ли парня схватили. Главный месседж Панахи здесь в том, что есть монстры, а есть нормальные люди, которым даже заслуженное возмездие вершить не очень хочется, потому что насилие — это противоестественно.

Даже если у тебя почки отбиты, даже если шрамы стонут на непогоду, своему палачу ты всё равно этого не сделаешь, потому что ты — не такой, как он. И никогда таким не станешь. И Панахи, знающий, о чем говорит, доказывает это настолько просто, что хочется ему верить. А сам Панахи тем временем вошел в небольшой «клуб» режиссеров, у которых есть три главных приза трех главных фестивалей — Канн, Венеции и Берлина.

— Я хочу попросить всех, как внутри страны, так и за еепределами, а также всех иранцев, которые прилагают усилия ради свободы и достижения человеческих прав, — продолжайте бороться за эту демократию, — сказал Панахи в благодарственной речи. — Сейчас самое важное — укрепить дух единства, сохранить дыхание страны, а также надежду на достижение лучшего будущего, несмотря на все трудности.

Лучший сценарий

Каждый раз, когда дважды лауреаты Канн братья Дарденн (почитайте их интервью «Известиям») приезжают на фестиваль, все замирают: неужели впервые в истории будет третья «Ветка»? «Молодые матери» не претендовали на нее безусловно, но невозможно было не проникнуться историями, которые там рассказывают. В центре повествования — социальный центр, который помогает несовершеннолетним матерям. Пять героинь, пять непростых рассказов о том, как эти девочки пытаются убедить юных отцов не бросать детей, как они борются с зависимостями разного рода, как планируют жить дальше. В этом тихом фильме очень много разрывающих душу страстей, сыгранных, как часто у Дарденнов, непрофессиональными актерами. Когда-то за похожую историю в фильме «Дитя», где отец продал младенца, чтобы свести концы с концами, Дарденны уже получали здесь «Ветку», в «Молодых матерях» такого шокирующего материала нет. А мы снимали Дарденнов вместе с актрисами на премьере (это видео есть в соцсетях «Известий», посмотрите его обязательно), овация длилась двадцать минут.

Братья

Братья Люк и Жан-Пьер Дарденн, бельгийские режиссеры

Фото: REUTERS/Sarah Meyssonnier

Гран-при жюри

Фильм норвежца Йоакима Триера (его в шутку называют «Триер номер два», намекая на Ларса фон Триера) «Сентиментальная ценность» куплен для проката в России. Среди звезд фильма — Элль Фаннинг и Стеллан Скарсгард, но действительно главную роль там исполняет постоянная актриса Триера Ренате Реинсве. В центре повествования — очень старый роскошный деревянный дом, в котором рождались, жили и умирали поколения одной семьи. Скарсгард играет человека, который сбежал оттуда давным-давно, бросив семью ради славы кинорежиссера. Его две дочери выросли, и тут отец вдруг возвращается и говорит, что он будет снимать в этом доме фильм о том, как повесилась его мать. И предлагает дочери (Реинсве) сыграть ее. А когда та отказывается, приглашает на эту роль голливудскую суперзвезду (Фаннинг).

Актриса

Ренате Реинсве, норвежская актриса театра и кино

Фото: REUTERS/Sarah Meyssonnier

Этот, в общем, вполне обычный по форме и содержанию, но очень качественно снятый и сыгранный фильм сразу стал фаворитом у зрителей, которые немедленно начали прочить ему «Пальмовую ветвь». Свою награду явно несколько расстроенный, но старающийся не подавать виду Триер посвятил деду.

Специальный приз

С трехчасового фильма-сна «Воскрешение» китайца Би Ганя часть зрителей ушли после первого получаса, а остальные подремывали, потому что время было позднее. Но, возможно, так и было задумано, ведь этот эксперимент — психоделическая синефильская сказка о том, что есть те, кто может грезить и жить вечно, и те, кто охотится за такими грезящими. Действие охватывает столетие, и достаточно сказать, что в начале фильма в одного из героев буквально запихивают кинопленку, чтобы разыграть с ним сценку из «Политого поливальщика» братьев Люмьер.

Режиссер Би Гань

Би Гань, китайский кинорежиссер, сценарист

Фото: REUTERS/Stephane Mahe

Лучшая женская роль

Мона Соален, фильм «Младшая сестра». Юной актрисе досталась исключительно сложная задача. Ее героиня — школьница, которая пытается быть верующей мусульманкой, исполнять все правила религии, но при этом и как-то интегрироваться в современное французское общество. А там возникают вопросы, на которые даже у муллы нет ответа, и девочке приходится принимать решения самой. Но с решением жюри согласятся не все, потому что отчасти похожая по образу Адель Экзаркопулос в «Жизни Адель» решила актерские задачи в свое время гораздо сильнее. Но столкновение традиции с современностью произвело на жюри впечатление.

Лучшая режиссура и Лучшая мужская роль

Вагнер Моура в фильме «Секретный агент» (режиссер Клебер Мендонса Фильо) сыграл интеллигента, который пытается уцелеть в Бразилии 1977 года. Он в программе по защите свидетелей, но за ним охотятся гангстеры, нанятые влиятельными людьми. Полиция коррумпирована, уцелеть практически невозможно, а мы узнаем эту историю вместе с девушкой, которая много лет спустя нашла старые документы и пытается выяснить, что же стало с тем несчастным много лет назад. Фильм стилизован под кино 70-х, и ему веришь безоговорочно, не верится, что сегодня можно было настолько правдоподобно воссоздать страну 50-летней давности во всех подробностях.

Мужчина

Клебер Мендонса Фильо, бразильский кинорежиссер, сценарист, продюсер и критик

Фото: REUTERS/Sarah Meyssonnier

Приз жюри

Делят два фильма. «Сират» Оливер Лаше — громкая, даже не так: ГРОМКАЯ картина, половина которой разворачивается под грохот колонок с рейвом. На рейверском фестивале в Марокко отец с маленьким сыном ищут пропавшую дочь. А когда не находят, то отправляются на другой фестиваль. Путь пролегает через пустыню, и герои стараются не отставать от двух фургонов, в которых едут татуированные рейверы-маргиналы. Ехать приходится через военные кордоны, минные поля и живописные, но опасные серпантинные дороги. Второй лауреат — немецкий «Звук падения» Маши Шилински, живописная трехчасовая история о девочках из нескольких поколений одной семьи. Все эти девочки рано сталкиваются со смертью и делают не всегда предсказуемые выводы. Фильм куплен для проката в России.

Кого еще показали в Каннах

В этом году многие очень важные картины были показаны вне конкурса Канн — и иногда это даже вызывало закономерное недоумение критиков. И главной такой картиной, разумеется, был фильм Надава Лапида «Да». Его премьера состоялась даже не во Дворце фестивалей, а в Театре Круазетт, в параллельной программе «Двухнедельник режиссеров» — очень престижной, ценимой, но всё же это не конкурс. Статус Надава Лапида, одного из крупнейших современных режиссеров, постоянного участника и призера Канн, а также высочайшее художественное качество самого фильма должны были обеспечить ему не только место в конкурсе, но и приз. Если бы Лапид не был израильтянином, а фильм — размышлением о том, что в войне Израиля и «Хамаса» не может быть правых и виноватых, есть только тотальная трагедия, уносящая жизни уже не первый год.

По структуре и настроению фильм отсылает к «Сладкой жизни» Феллини. Главный герой — лучший пианист Израиля, который вместо «прямых обязанностей» развлекает со своей женой миллионеров на роскошных вечеринках. В каком-то нездоровом исступлении пара перемещается с тусовки на тусовки, пока загадочный миллиардер, которого играет Алексей Серебряков, не поручает герою написать музыку для «нового гимна» Израиля. Со словами о том, что Газа будет стерта с лица земли, и что надо давить, жечь, уничтожать. У героя от всего этого начинает ехать крыша, и он, вспоминая все страшные факты теракта 7 октября, отправляется к дымящимся от бомб пригородам Газы. Ничего удивительного, что руководство фестиваля побоялось провокаций с обеих сторон, потому что фильм безжалостен и к сторонникам военной операции в Газе, и к противникам. Зато в конкурсе было две иранских картины.

Надав Лапид

Надав Лапид, кинорежиссер, сценарист и писатель

Фото: AP/Invision/Vianney Le Caer

Надав Лапид после премьеры рассказал «Известиям» о работе с Серебряковым:

Я познакомился с ним через общего друга. В этом фильме он просто великолепен. То есть я и так знаю, что он большой актер в России и снялся во многих фильмах, но я думаю, что то, что он делает в этом фильме, — это чудо. Он как будто, знаете, он как будто... Он играет странного смешного и ужасного дьявола. Или — ангела возмездия.

Выдающийся, но, к сожалению, очень редко снимающий режиссер Сильвен Шомэ привез в Канны свой новый маленький шедевр А Magnificent Life. С самым известным фильмом Шомэ «Трио из Бельвилля» его роднит не так уж много, разве что меланхолическое настроение. В картине рассказывается о жизни Марселя Паньоля, французского драматурга, режиссера и писателя, крупнейшей фигуры своего времени в 1920–1940-е годы. Классический байопик по жанру, мультфильм вплетает в реальные факты фантазии Паньоля, который путешествует по своем памяти и сверяет ощущения с самим же собой, только ребенком, невидимым, но чутким собеседником, который не терпит никакого малодушия. Фильм этот выйдет в России, а Шомэ пообщался с «Известиями» и сказал, что с радостью бы представил фильм у нас лично:

Я очень хочу посетить Россию! — сказал режиссер. — Там потрясающая культура, есть несколько мест, куда я обязательно хочу попасть, хочу с людьми пообщаться. Места эти большей частью на севере. Я жару очень не люблю, так что мне Петербург должен понравиться. Там ведь не жарко летом? Как там вообще?

Николя Паньоль, режиссер Сильвен Шоме, актеры озвучивания Лоран Лафитт и Жеральдин Пайя

Николя Паньоль, режиссер Сильвен Шоме, актеры озвучивания Лоран Лафитт и Жеральдин Пайя, рэпер и певица SCH

Фото: REUTERS/Sarah Meyssonnier

Огромный ажиотаж вызвал приезд в Канны Кевина Смита — он привез сюда отреставрированную «Догму», которая за 25 лет из культового гиковского продукта превратилась в абсолютную классику. Премьера версии под названием «Догма: воскрешение!» была мечтой синефилов всего фестиваля, но попасть туда было практически невозможно, билетов не было уже на старте.

Много лет мне все твердят, как много у меня фанатов в России, — рассказал Кевин Смит «Известиям». — У меня есть длинная футболка, которую кто-то привез мне много лет назад из России, и на ней были изображены Джей и Молчаливый Боб с русским медведем. То есть кто-то делал это! Но это всё то, о чем я только слышал от многих людей, а сам я никогда в России не был. И много лет я думал: как так получилось? Я должен поехать! За всё время, что я снимаю фильмы, а это уже 31 год, я так и не побывал в России!

Зато в Россию точно приедет фильм «Приоткрытые отношения», хулиганская, но при этом очень интеллигентная комедия о том, как две дружащих супружеских пары переживают кризис. Каждая из них пытается решить его за счет свободных от обязательств отношений: уж лучше так, чем потерять друг друга, ведь любовь никуда не делась. Но где любовь, там и ревность, и вот супруги уже совершенно запутываются в клубке невероятных (и очень смешных) ситуаций, а кульминацией становится драка между двумя мужьями, которая длится несколько минут и выглядит так, как будто ее ставили координаторы трюков Джона Ву. Главная звезда фильма — Дакота Джонсон, секс-символ голливудского кино после трилогии «Пятьдесят оттенков серого».

— Это очень душевная комедия об очень тревожных отношениях. И еще она совершенно непредсказуемая, — охарактеризовала Джонсон этот проект в интервью «Известиям». Дело в том, что она тут не только актриса, но и продюсер, так что без нее фильма просто бы не было.

Актриса и модель Дакота Джонсон

Фото: REUTERS/Benoit Tessier

Еще одно сильное впечатление — «Магеллан» Лава Диаса. Непривычно короткая картина, в Каннах шутили, что что-то пошло не так, раз фильм Лава Диаса длится меньше, чем новая «Миссия: невыполнима». Обычно Диас снимает картины по 6–8 часов. Говорят, что и «Магеллан» изначально был 9-часовым, а потом был безжалостно сокращен. Это, возможно, и придало картине такую сильную энергию при формальной обрывочности. Гаэль Гарсиа Берналь играет знаменитого мореплавателя, который отправился вокруг света и в итоге погубил и себя, и почти всю команду. Как именно это происходило, Лас Диас и пытается себе представить. Изнуряющее плавание с казнями и бунтами, стычки с туземцами, принудительное их крещение, которое обернулось резней, — всё это сделано настолько реалистично, как будто кто-то пятьсот лет назад снял об этом спецреп.

Об этих и других премьерах Канн мы не раз еще будем рассказывать в следующие месяцы. Фестиваль этот задает направление всему кинематографическому сезону, определяя не просто моду, но курс для мировой индустрии. Напомним, что прошлогодний победитель Канн «Анора» получил в итоге «Оскар» и стал событием далеко за пределами городка на Лазурном побережье. Вероятно, так будет и в этот раз, и о многих каннских фильмах вы неоднократно прочитаете в «Известиях». А 78-й фестиваль объявлен закрытым.

Читайте также
Прямой эфир