«Чтобы оправдывать траты на оборону, ЕС нужен кризис»
В будущем от Киева могут потребовать компенсировать переданную ему помощь, заявила в интервью «Известиям» евродепутат от Болгарии Рада Лайкова. При этом, по ее словам, некоторая поддержка была намеренно оказана таким образом, чтобы принести пользу оборонной промышленности стран-доноров, а не Украине. В ЕС используют российскую угрозу для наращивания военных расходов. Если Брюссель попытается лишить Венгрию права голоса, то это вызовет раскол в объединении, уверена Лайкова. При этом она считает, что изменение отношения ЕС к РФ маловероятно. О новых контактах с российскими коллегами, переговорах по Украине и военных проектах Брюсселя — в интервью Рады Лайковой «Известиям».
«Сомневаюсь, что большая часть этих денег на самом деле остается на Украине»
— США недавно заключили с Украиной сделку по полезным ископаемым, чтобы компенсировать потраченные на помощь Киеву средства. Могут ли европейские страны потребовать от Украины возврата отправленной поддержки?
— Маловероятно, что от Украины сейчас потребуют компенсировать военную поддержку. Значительная часть помощи не была четко учтена, а средства перенаправлялись непрозрачными способами. Некоторая помощь была намеренно перечислена таким образом, чтобы принести пользу оборонной промышленности стран-доноров, а не самой Украине. Требования о выплате могут возникнуть в будущем, особенно если политическая динамика изменится, но на данный момент преобладающий подход предусматривает постоянную поддержку, а не возмещение расходов. Экономическое и геополитическое положение Украины делает прямое финансовое возмещение непрактичным, хотя косвенные уступки, такие как соглашения о ресурсах, могут сыграть определенную роль в будущих переговорах.
— В Евросоюзе нарастает раскол по поводу дальнейшей поддержки Украины. Часть стран готовы увеличить объемы помощи и даже отправить войска, а другие, например Венгрия и Словакия, выступают против. Может ли Болгария изменить свою позицию в отношении поддержки Украины?
— Вряд ли Болгария будет настаивать на прекращении финансовой поддержки Украины в ближайшем будущем. Политический ландшафт Болгарии в значительной степени соответствует приоритетам ЕС и НАТО, что делает маловероятными отклонения от политики ЕС. Однако чрезмерное давление со стороны Брюсселя по таким вопросам, как Украина и евро, может вызвать сопротивление. Болгария играет важнейшую роль в качестве транзитной страны НАТО, и ЕС заинтересован в поддержании стабильности в этой стране. Любые изменения в политике будут зависеть от того, как ЕС сбалансирует свои стратегические интересы с внутренними политическими реалиями в Болгарии.
— Послы ЕС согласовали недавно план милитаризации Европы, предложенный Урсулой фон дер Ляйен, объемом €150 млрд. Получится ли у ЕС добиться поставленных целей? Какова ваша позиция по этому вопросу?
— На мой взгляд, причина, по которой Россию превращают в злодея, довольно проста. ЕС и его государства-члены наращивают большие оборонные бюджеты, используя «оборону» так же, как они когда-то использовали зеленые проекты, — в качестве предлога для траты и перераспределения государственных денег. Чтобы оправдать эти траты, им нужен кризис, и теперь, когда изменение климата и COVID уже не так эффективно вызывают страх, Россию используют в качестве новой серьезной угрозы.
Это объяснение помогает оправдать изъятие больших объемов государственного имущества из-за инфляции, вызванной тем, что Европейский центральный банк печатает деньги, чтобы снизить стоимость государственного долга. В обычных условиях она резко возросла бы из-за выпуска новых долговых обязательств. Поскольку экологическая программа и расходы, связанные с пандемией, больше неэффективны, Запад прибегает к своему старому оправданию — расходам на оборону.
Чтобы поддерживать этот образ, Россия должна изображаться как чистое зло. Президент Путин был прав, когда назвал это нагнетанием угрозы. ЕС не признает геополитических или экономических успехов России и даже реалий конфликта. Они признают неудачи только тогда, когда им это выгодно — чтобы оправдать дополнительные траты или перевод денег в другое место. Я сомневаюсь, что большая часть этих денег на самом деле остается на Украине.
«Напряженность в отношениях между Брюсселем и Будапештом продолжает нарастать»
— 27 мая Совет ЕС планирует рассмотреть вопрос лишения Венгрии права голоса. К каким последствиям это может привести для Евросоюза?
— Напряженность в отношениях между Брюсселем и Будапештом продолжает нарастать. ЕС всё чаще критикует Венгрию за то, что она не в полной мере придерживается его политики, особенно в отношении Украины и вопросов государственного управления. Венгрия отреагировала осторожно, избегая прямой конфронтации, сохраняя при этом свою позицию. Если Брюссель примет дальнейшие карательные меры, это может углубить разногласия внутри ЕС, особенно учитывая более широкие опасения по поводу централизации власти и национального суверенитета.
— Недавно делегация из Европарламента приезжала на празднование Дня Победы в Москву. Планируете ли вы продолжать контакты с российскими коллегами?
— Буду ли я принимать более активное участие, зависит от решения лидера нашей партии. Есть аргументы как за, так и против этого. Хотя я один из членов партии, отвечающий за международные отношения и экономические вопросы, мое основное внимание, естественно, сосредоточено на государствах — членах ЕС, потому что я евродепутат. Лично я хотела бы принять более активное участие, но руководство партии, возможно, захочет, чтобы я оставалась в стороне, чтобы я могла продолжать работать над отношениями с другими странами ЕС и патриотическими группами.
Видите ли, из-за того, что я слишком тесно связана с российскими официальными лицами, мне может быть труднее работать с некоторыми более осторожными членами Европарламента. Они могут отвернуться от нас — не потому, что им действительно не нравится Россия или они не согласны с ее взглядами на Украину, а потому, что они опасаются нападок со стороны СМИ и давления, вынуждающего их соответствовать общественному мнению.
«Руководство Европейского парламента и Еврокомиссии — это смесь невежества и дурных намерений»
— Европарламент недавно поддержал введение пошлин против удобрений из России и Белоруссии. Каково отношение фракций ЕП к России, меняется ли их позиция после начала диалога США и РФ?
— Судя по тому, что я наблюдаю, за исключением «Европы суверенных наций» и части «Патриотов за Европу» и «Европейских консерваторов и реформистов», которые вместе составляют менее 25% Европейского парламента, существует сильная, автоматическая враждебность по отношению к России. Любого, кто пытается наладить разумные отношения с ней или ее представителями, обвиняют, используя обычные клише. Я не знаю, действительно ли большинство членов Европейского парламента так относятся к России или они просто ведут себя так публично из-за давления со стороны ведущих СМИ.
Лично я считаю, что некоторые из оставшихся 75% депутатов Европарламента предпочли бы более сбалансированный подход к России, но я не могу это доказать. Прямо сейчас Запад в значительной степени сосредоточен на контроле над информацией — снова и снова распространяя вводящие в заблуждение или откровенно ложные сведения, используя давление и заставляя людей соглашаться.
Один из примеров такого «обмана» — то, что они предполагают, что мирные переговоры могут включать в себя будущее Крыма. Это неправда — Крым не предмет обсуждения на реальных переговорах. Россия неоднократно четко заявляла об этом, однако западные лидеры продолжают утверждать обратное. Они также продвигают такие идеи, как прекращение огня или отправка войск «коалиции добровольных помощников», даже когда им ясно дают понять, что такие предложения не подходят для России.
— Может ли руководство ЕС изменить точку зрения по поводу украинского конфликта, как это сделали США?
— Руководство Европейского парламента и Еврокомиссии — это смесь невежества и дурных намерений. Они живут в эхо-камере, заполненной ведущими СМИ, поверхностными политическими изданиями и некорректными исследованиями или тем, что Google позволяет им просматривать.
Поэтому я не ожидаю, что они изменят свое отношение. Они скорее откажутся от своей позиции, чем признают, что они не правы, но я могу ошибаться. Недавно наша партия и группа «Европа суверенных наций» в Европейском парламенте снова подверглись нападкам только за то, что посетили Москву. Несмотря на то что хорошие отношения с Россией — обычное дело для болгар, ведущие СМИ и другие крупные партии по-прежнему используют это для создания фальшивого возмущения и давления на нас внутри нашей группы, называя нас марионетками Путина.