Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Уиткофф сообщил о переговорах с BlackRock об инвестициях в экономику Украины
Общество
Путин заявил о разделении радости от общих побед представителями разных конфессий РФ
Общество
Патриарх Кирилл поздравил православных христиан с праздником Рождества Христова
Общество
Врач назвала зимнюю прогулку профилактикой заболеваемости ОРВИ
Общество
В Новосибирске оцепили храм на Рождество в связи с информацией о минировании
Общество
Путин призвал детей бойцов СВО гордиться своими родителями
Армия
Силы ПВО уничтожили 23 украинских БПЛА над регионами РФ за три часа
Мир
Мерц заявил о необходимости уступок Украины ради мирного разрешения конфликта
Мир
Глава МИД Бельгии Прево и госсекретать США Рубио обсудили вопрос Гренландии
Армия
Гвардии старший сержант Исаев эвакуировал раненого товарища в зоне СВО
Мир
Лидеры ЕС поддержали территориальный суверенитет Дании и Гренландии
Общество
В России сообщили об увеличении штрафа за перевозку детей без автокресел вдвое
Происшествия
Пожар произошел на нефтебазе в Белгородской области из-за атаки БПЛА
Мир
Стармер заявил о намерении создать военные базы Великобритании и Франции для ВСУ
Мир
Мерц заявил о намерении Германии разместить войска на Украине после прекращения огня
Мир
Уиткофф выразил надежду на компромисс по территориальному вопросу на Украине
Мир
Макрон отметил важность поддержки США гарантий безопасности для Украины

Чего ждут «ждуны»: стоит ли сейчас покупать машину

Возвращение ушедших автомобильных марок не будет быстрым
0
EN
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На фоне слухов о возвращении ушедших автомобильных брендов, некоторые россияне решили отложить покупку машины. Кроме того, высокая ключевая ставка не способствует спросу — выгоднее кажется держать деньги в банках под высокие проценты. Поможет ли возвращение брендов в Россию снизить цены на автомобили, выясняли «Известия».

Проведенный аналитическим агентством «Автостат» опрос российских автовладельцев показал, что каждый четвертый из них ждет возвращения в страну ушедших брендов. Аналитики агентства признаются, что не предвидели серьезного влияния так называемых «ждунов» на рынок. Между тем, продажи в феврале упали на 25% к февралю 2024го, а в марте — на 45,5% к аналогичному периоду прошлого года.

«Мы не делали никаких шагов»

Никто из ушедших с российского рынка автомобильных брендов официально не заявлял о своем возвращении. По информации Financial Times, генеральный директор Renault Лука де Мео заявил, что компания не исключает возвращения в Россию. Также по данным СМИ, Toyota провела в ОАЭ секретную встречу с бывшими российскими дилерами. Представитель крупного автодилера назвал всю эту информацию «инфошумом».

Концерн Hyundai опроверг сообщения южнокорейских СМИ о якобы ведущемся обсуждении возвращения на российский рынок и выкупе своего завода в Санкт-Петербурге.

«После продажи завода мы не делали никаких шагов», — заявили в Hyundai. Там также назвали неточной информацию о намерении продать в России в 2025 году 50 тыс машин дочернего бренда Kia.

Недостаточно отменить санкции

Опрошенные «Известиями» эксперты допускают, что у многих марок теоретически существуют сценарии возвращения на российский рынок. Однако возобновление официальных продаж не произойдет в ближайшее время, уверены они.

— Санкции эти приняты всеми странами, где находятся штаб-квартиры ушедших автокомпаний. Если условный Volkswagen вдруг надумает вернуться, за нарушение санкций он заплатит столько денег, сколько не заработал за всю историю, а президент компании пойдет по уголовной статье. Одно дело создать сценарий, а другое дело — санкции, которые надо отменить, чтобы компания вернулась, — считает партнер «Автостата» Игорь Моржаретто.

Иностранным компаниям недостаточно будет одного желания и отмены санкций. Ушедший из России западный автопром не ждут обратно «с распростертыми объятиями», заявил глава Минпромторга Антон Алиханов. В Госдуме озвучили идею обложить автомобильные компании, которые решат вернуться, специальным налогом. В комитете Совета Федерации по экономической политике в свою очередь предложили перечень условий, который станет обязательным для возвращения западных автоконцернов. Так, схему их работы предлагают ограничить рамками совместного предприятия с отечественными компаниями. Разработки, технологии и конструкторская документация должны оставаться за СП. Пойдут ли на это автоконцерны и есть ли на практике вообще такой опыт?

Глава АвтоВАЗа Максим Соколов заявил, что если Renault решит обратно выкупить свою долю в АвтоВАЗе, проданную в 2022 году, должен быть оценен объем инвестиций, который сделало и государство, и само предприятие за прошедшее время.

— Сейчас прорабатываются условия, на которых иностранные компании будут допущены обратно на российский рынок. В том числе звучит идея, что они должны принести сюда технологии, чтобы не повторилась история с 2022-м годом. Глобально им российский рынок интересен, тем более у европейских производителей сейчас дела идут не самым радужным образом. Как это будет технически происходить и в какие сроки, говорить сложно. Часть заводов очевидно работает в другой направленности, с кем они (иностранные автобренды — ред.) будут договариваться, какие производственные площадки будут готовы их принять, какие технологии они согласятся перенести в Россию — неизвестных пока больше, чем известных, — рассказал «Известиям» партнер Б1 Василий Иллювиев.

Дорогие гости

Инвестиции в расширение производства, выкуп доли в российских предприятиях, модернизация их производственных линий и найм персонала скорее всего будут перенесены в стоимость автомобилей.

Цены на вернувшиеся в Россию бренды вряд будут доступными. Это можно увидеть на примере прайс-листов южнокорейской марки KGM, хотя она уходила с российского рынка не по причине санкций и задолго до 2022 года. Самый доступный кроссовер Tivoli оценили в 3,59 млн рублей флагманский внедорожник Rexton — в 6,79 млн рублей минимум.

Ценники на модели ушедших брендов, поставляющиеся по альтернативным каналам, тоже кусаются. По данным «Автостата», средневзвешенная цена Hyundai за 2 месяца 2025 года в сравнении с тем же периодом 2022 года выросла на 186%, Kia — на 162%, Volkswagen — на 198% и Skoda — на 180%. Гендиректор «Автостата» Сергей Целиков уточняет, что ключевую роль в росте играет изменение модельного ряда, так как в 2022-м году большая часть продаж приходилась на доступные модели российской сборки.

При этом у Toyota модельный микс практически не изменился, а средневзвешенная цена выросла на +86%, с 3,4 млн до 6,3 млн рублей.

Прежних доступных «лоу-кост» моделей ждать не имеет смысла, считает Сергей Целиков. Седаны и хетчбеки класса В+ будут стоить от 2 млн рублей. В сегменте кроссоверов цены европейцев и японцев окажутся на 30-40% выше китайских аналогов. Что касается немецкого и японского премиума, то средний ценник ввозимых в 2024 году по альтернативным каналам автомобилей достиг 15,5 млн рублей, отметили в «Автостате».

— Допустим за счет чего-то цена снизится, что это даст принципиально? Машина стоит 8 млн рублей, а будет стоить семь. На объем продаж это особо не повлияет. Цены вниз пойдут только в том случае, если автобренды опять вернуться с локализацией — считает Василий Иллювиев.

Что даст сборка в России

Значительно увеличившийся утилизационный сбор сделал нерентабельным импорт бюджетных моделей. Единственный в настоящее время вариант снизить цены — организация сборки автомобилей в России.

— Возвращаться будут скорее те, кто сохранил возможность производить машины внутри страны, этот перечень не такой уж большой, — считает экс-президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), автоэксперт Олег Мосеев.

При этом, коммерческий директор «Авто.ру» Даниил Шкурыгин уверен, что процесс возобновления производства у таких брендов в любом случае займет от года и дольше.

— Даже если допустить, что все вопросы по обратному выкупу заводов решены, возобновление производства — процесс не быстрый. Компаниям потребуются серьёзные инвестиции, нужно будет заново получить всю документацию на автомобили, наладить поставки и т.п.

— Если санкционные риски будут сняты, то у китайцев не будет никаких ограничений прийти и построить заводы в России. Начнется гонка за полноценное представительство. Мы же видим китайцы делают совместные предприятия в Казахстане, Узбекистане, но это явно не более емкие и платежеспособные рынки, — предполагает Василий Иллювиев.

«Есть небольшой потенциал для снижения цен»

Необоснованные слухи о возможном возврате ушедших автобрендов тормозят спрос на рынке, отметил в беседе с «Известиями» заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев.

— В апреле мы ожидаем едва заметный рост продаж по сравнению с февралем и мартом, он не будет стремительным, — отметил он.

По словам Рената Тюктеева, основными драйверами являются многочисленные программы поддержки от автопроизводителей. Дилеры активно распродают накопленные на складах автомобили 2023-2024 года выпуска с неслыханными выгодами.

— Скидки сейчас на рынке достигают даже 1 млн рублей, такой дисконт предлагает один из китайских брендов. В среднем, предложения в дилерских центрах составляют скидку в 100-300 тысяч рублей, — рассказал директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов.

Сегодня покупатели могут рассчитывать на снижение цены до 15%, при этом торг в салонах остается эффективным инструментом, считает генеральный директор Frank Auto Ирина Франк.

Из-за снижения рынка и высокой конкуренции китайские бренды для поддержания спроса предлагают программы субсидирования кредитов. Льготные кредиты доступны под 8–12% годовых, а рассрочка предлагается без переплат, но с условием внесения 50–80% стоимости авансом и сжатыми сроками погашения (1–3 года). Однако такие программы носят временный характер и могут быть свернуты уже к лету, отмечает Ирина Франк.

— Если смотреть на ситуацию сегодняшнего дня, то вроде бы есть небольшой потенциал для снижения цен именно за счет рыночных факторов. Но сегодня есть ощущение что яма пройдена, а завтра прилетела пара «черных лебедей». Пока на сегодняшний момент все выглядит так, что цена если не минимальная, но близка к тому что может себе позволить производитель, — отмечает Олег Мосеев.

Складской запас у каждого бренда — разный, рассказал Николай Иванов. В среднем у марок китайских производителей запас на 4 месяца, но есть бренды, у которых он значительно больше, 5–7, даже 10 месяцев.

— Не думаю, что цены будет снижаться, так как все участники рынка окончательно поняли, какой есть складской запас, какой спрос на рынке, мы вышли на своеобразное плато. Поэтому я бы не советовал откладывать покупку автомобиля, — считает Николай Иванов. Он ожидает, что автомобили, ввезенные в 2025 году, подорожают на 3-4%.

Даниил Шкурыгин согласен с таким прогнозом. С учетом таких факторов, как инфляция, курс валют, повышение ставки утильсбора предпосылок для снижения цен на автомобили нет вне зависимости от планов по возвращению ушедших брендов.

Читайте также
Прямой эфир