Православные христиане 13 апреля отмечают Вход Господень в Иерусалим. Другое название праздника — Вербное воскресенье, но есть еще и третье — Неделя ваий, или цветоносная.
Первое название указывает на историю, из которой и возник праздник. Второе говорит о том, что в этот день верующие приносят в храм веточки вербы, первого растения, распускающегося у нас весной. А третье — это название праздника в богослужебных книгах.
Слово «ваия» (от греческого — βαΐον) означает пальмовые ветви. Апостолы и жители Иерусалима приветствовали Христа с пальмовыми ветвями в руках. Так в Иудее встречали царей и полководцев, так должны были встречать Мессию — обещанного Богом Спасителя.
В России же пальмовые ветви заменяют вербами. Мы с ветвями вербы в руках, как когда-то иерусалимляне, приветствуем Христа.
Верба — символ нашей радости, прежде всего духовной радости. Вербу, освященную в храме в этот день, можно поставить в вазу перед иконами или в любом другом подходящем месте — уютно и красиво. Больше с вербой ничего делать не нужно, особенно пытаться по якобы старой русской традиции хлестнуть первого попавшегося знакомого «на счастье».
Мы будто бы духовно переносимся в тот самый день, когда в числе других паломников Христос въезжает в Иерусалим, а люди постилают под ноги ослика свои одежды и воздевают пальмовые ветви. Пройдет всего несколько дней, те же самые люди, приветствовавшие Христа, будут кричать перед римским наместником: «Распни, распни Его!».
Как же такое могло случиться? Ведь прошло всего пять дней, в воскресенье Христос приходит в Иерусалим, а в пятницу бушующая толпа требует казни.
Наверное, тут можно вспомнить выражение — «от любви до ненависти один шаг». Человек изменчив. А если еще случается так, что Тот, Которого встречали как царя, вдруг начинает говорить, что не всякий войдет в Царство Божие, не всякий, считающий себя праведным, таковым является, а попутно еще и переворачивает столы торговцев жертвенными животными в храме — как тут не задуматься: а может, Он вовсе и не царь?!
Евангелие очень ярко и трагично показывает, насколько изменчиво мнение людей, особенно кем-то специально подстрекаемых. Казни Христа требовали первосвященники и члены синедриона (высшего религиозного суда). Они же и «вдохновляли» обычных людей.
Еще Евангелие — это книга противопоставлений. Одни и те же люди сначала приветствуют, а потом требуют смерти. Христос — скорбит, когда смотрит на Иерусалим и молится за воинов, распинающих Его на кресте. Меняется мнение людей, Христос — постоянен в Своей любви к людям.
Понтий Пилат — наместник римского императора в Иерусалиме, человек суровый и не считающийся с мнением других, чувствует, что Христа хотят убить из зависти. Но и Пилат в конце поддается требованиям толпы под стенами его дворца.
Возникает вопрос: зачем Христос вообще идет в город, если всё знает заранее? Просто потому, что Он не может поступить иначе. Господь Сам выбирает этот путь — отдает Себя смерти, чтобы победить смерть.
Мне всегда вспоминаются замечательные строчки из стихотворения Тимура Кибирова:
[Их то Господь, он вон какой…]
Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок, —
Но наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти своей.
На встречу со страшною смертью своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдёт,
Никуда не спрятаться ей!
Но для чего тогда мы празднуем этот день, зная, что уже через несколько дней один из учеников предаст Христа, а остальные оставят Его одного в Гефсиманском саду, а народ будет кричать: «Распни!»?
Мы знаем, что произойдет дальше: за Голгофой будет пустой гроб и радость Воскресения. Апостолы этого еще не знали. Но мы проживаем это время вместе с апостолами, оказываясь вне времени. Возвращаясь в момент, когда Христос под приветственные крики на самом деле идет к распятию, а не к царской короне (а ведь приветствуют Христа, как потомка царя Давида).
Но царство Христа, Его власть — не от этого мира. Не по земным законам и правилам живет Сын Божий, хотя и принимает наши законы и правила. Принимает смерть, чтобы победить нашу смерть. Сходит в ад, чтобы вывести из ада Адама и Еву.
Поэтому Вербное воскресенье соединяет и радость, и скорбь. Евангелие показывает нам, что ученики Христа были обычными людьми, со своими страхами и недостатками. И Христос не отверг их, таких обычных и не всегда смелых.
Вербное воскресенье дает нам надежду — нас Христос тоже не отвергнет. Когда мы совершаем сознательное зло — обманываем, клевещем, перешагиваем через собственную совесть, вот тогда-то мы и отвергаем Христа, снова и снова распинаем Его своими грехами. Но Христос пришел в Иерусалим, чтобы умереть за всех. И через смерть подарить нам Воскресение.
Автор — клирик храма святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого г. Саратова, преподаватель Саратовской духовной семинарии.
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора