Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В академии СБУ заявили о планах отправить курсантов на фронт
Мир
Axios узнал об онлайн-конференции Трампа, Зеленского и лидеров ЕС 27 декабря
Общество
В Петербурге силовики пресекли деятельность проукраинской секты
Спорт
СКА выиграл у минского «Динамо» со счетом 4:1 в матче КХЛ
Общество
Отец Блиновской рассказал о состоянии дочери в колонии
Общество
Путин обсудил с Совбезом РФ дополнительные меры развития ИИ в интересах обороны
Авто
МВД разработало поправки в правила сдачи экзамена на права
Мир
Рябков заявил о сохранении риска ядерного конфликта
Здоровье
Нарколог Холдин развеял миф о средствах от похмелья
Мир
В США владелец компании выписал сотрудникам премию по 35 млн рублей
Общество
Росреестр заявил о намерении регулировать риелторскую деятельность в 2026 году
Мир
Миндич заявил об отсутствии контактов с Зеленским
Мир
Нетаньяху объявил о признании Республики Сомалиленд независимым государством
Мир
В Венгрии прокомментировали призыв Вебера направить немецких военных на Украину
Общество
Жителей Крыма предупредили о начале информационной атаки со стороны Украины
Мир
Рябков указал на желание России видеть Украину дружественной страной
Общество
Народную артистку РФ Веру Алентову похоронят 29 декабря на Новодевичьем кладбище
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Один из шести стадионов, открытых к чемпионату мира по футболу 2018 года, «Самара Арена», пришел в негодность, выяснили «Известия», побывав на нем накануне очередного матча Российской премьер-лиги. У стадиона множество дефектов: крепления кровли покрыты ржавчиной, металлоконструкции над трибунами повреждены. Строительством объекта стоимостью 22 млрд рублей занимались бизнес-структуры, связанные с бывшим губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным. Кто стоит за разрушением этого и других знаковых объектов в регионе — в материале «Известий».

Кто и как строил «Самара Арену»

Покрытые ржавчиной крепления кровли, поврежденные металлоконструкции над трибунами — так выглядит один из крупнейших спортивных объектов Самарской области — «Самара Арена». Кроме того, на объекте разрушаются металлические балки — одна из них буквально оторвана от опоры, убедился корреспондент «Известий», побывавший на стадионе. Уже в ближайшее воскресенье, 13 апреля, здесь пройдет матч Российской премьер-лиги.

«Самара Арена» — один из шести стадионов, открытых к чемпионату мира по футболу 2018 года. Его стоимость 22 млрд рублей. Еще во время строительства Ростехнадзор выявил более 800 дефектов, следует из официального ответа ведомства на запрос «Известий».

«С сентября 2014 года по ноябрь 2019-го проведено 157 контрольно-надзорных мероприятий. Выдано 89 предписаний об устранении нарушений при строительстве <…> Общее количество выявленных нарушений — 861», — говорится в документе.

строительство

Строительство стадиона в Самаре для проведения матчей чемпионата мира по футболу 2018 года

Фото: РИА Новости/Константин Чалабов

Порядка 400 недочетов надзорные органы обнаружили уже после сдачи стадиона в эксплуатацию, следует из решения Арбитражного суда Москвы, который рассматривал иск управляющей компании «Самара Арены» к генподрядчику строительства — производственно-строительному объединению «Казань». Устранить их должен был застройщик, но полностью обязательства так и не выполнил. Недавно ПСО «Казань» стало банкротом, а исправлять многочисленные дефекты, вероятно, придется за счет регионального бюджета.

Согласно данным базы СПАРК, крупным поставщиком цемента для строительства стадиона была компания «МордовЦемент». Ее руководители Александр Меркушкин и Сергей Меркушкин — родной брат и племянник Николая Меркушкина, на тот момент губернатора Самарской области.

В 2024 году выручка от продажи компании составила 18,6 млрд рублей.

Кто и как строил «Клинику сердца» в Самаре

Компания «МордовЦемент», тесно связанная с бывшим руководителем Самарской области, предположительно, могла иметь отношение к еще одному серьезному региональному проекту — «Клинике сердца». Ее тоже строили во времена Меркушкина.

Новый кардиологический центр стоимостью 3 млрд рублей должен был открыться в 2016 году. Но до сих пор возле входа бетонный забор и колючая проволока, а само лечебное учреждение так и осталось бетонной коробкой, убедились «Известия».

строительная каска
Фото: Global Look Press/Rolf Vennenbernd

Строительство в рамках государственно-частного партнерства вели, с одной стороны, правительство Самарской области, а с другой — компания СМТ бизнесмена Сергея Шатило.

Я к нему пришел с проектом, мы хотели построить 5 тыс. кв. м, — рассказал он «Известиям». — Нет, говорит, нам пять не надо, мы хотим сразу всю проблему закрыть.

В меморандуме о старте проекта стоят подписи Николая Меркушкина и Сергея Шатило, а на стадии строительства они вместе инспектировали объект.

Благодаря строительству клиники регион получал возможность оказывать жителям высокотехнологичную медицинскую помощь, а частный инвестор — гарантированный поток пациентов в рамках ОМС. В отличие от стандартных соглашений государственно-частного партнерства, когда объект спустя 10–15 лет становится государственным, здесь предполагалась иная схема. Область брала на себя обязательства покрыть убытки, если они возникнут, предоставить налоговые льготы, гарантировать перед банками возврат займов Сергея Шатило и оставить клинику в собственности бизнесмена.

Летом 2016 года в отношении Сергея Шатило, экс-замминистра здравоохранения региона Альберта Навасардяна и других фигурантов были возбуждены уголовные дела по обвинению в картельном сговоре в ходе аукциона на техобслуживание и ремонт медоборудования в 23 самарских больницах на общую сумму 768 млн рублей.

суд
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

— Мы попали в интересную ситуацию: в 2014 году вложили в «Клинику сердца» полтора миллиарда рублей своих денег, — сказал бизнесмен. — В итоге чем всё это закончилось — на меня завели два уголовных дела. По одному оправдали, по одному осудили на реальный срок, потом поменяли на условный срок.

Предприниматель, по его словам, почувствовал себя преданным деловыми партнерами в лице руководства региона.

— Обманули, — сказал он «Известиям». — А кто конкретно обманул? На тот момент правительство Самарской области.

В июле 2019 года Самарский райсуд приговорил Сергея Шатило к 3,5 года колонии общего режима, а социально значимый проект «Клиника сердца» был заморожен.

Тяжелое наследие

Все работы, связанные с медцентром, а частично и со стадионом, курировало министерство строительства Самарской области во главе с Алексеем Гришиным. Он пришел в регион вслед за Николаем Меркушкиным, который прежде был главой Мордовии.

В Мордовии Алексей Гришин (тогда он был бизнесменом) тоже отвечал за строительство стадиона к чемпионату мира по футболу. Речь идет о стадионе «Юбилейный» в Саранске.

стадион
Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин

Вместе с Алексеем Меркушкиным — сыном Николая Меркушкина — Алексей Гришин управлял компанией «Инвест-Альянс». Согласно данным базы СПАРК, через подконтрольные структуры компания получила из бюджета региона инвестиции на 4,5 млрд рублей. Но объект так и не был достроен — в июле 2015 года госконтракт на строительство «Юбилейного» был расторгнут. Завершала стройку уже другая компания.

В декабре 2022 года Алексея Гришина осудили за мошенничество с госимуществом на четыре года колонии-поселения. Суд в Мордовии признал его виновным в хищении 271 млн рублей. По версии следствия, будучи на тот момент бенефициаром Мордовпромстройбанка, Гришин участвовал в продаже ООО «Корпорация развития Республики Мордовия», принадлежащего банку имущественного комплекса «Мордовэкспоцентр» в Саранске по заведомо завышенной стоимости.

Что делать со стадионом

В иске стадиона «Самара Арена» к генподрядчику среди дефектов указано и разрушение бетонных конструкций, следует из документа. Несоответствие используемых марок бетона требованиям госстандарта приводит к проседанию бетонной конструкции объекта в процессе его эксплуатации, рассказал «Известиям» эксперт в сфере промышленно-гражданского строительства, глава Гильдии инженеров газового оборудования Станислав Митюшин.

— Это, в свою очередь, приводит к увеличению нагрузки на металлические элементы кровли, и в дальнейшем получается вот такой эффект разрыва балки, — сказал эксперт.

Поскольку произошел случай обрыва одной из балок конструкции кровли, то необходимо проверять и фундаментные опоры, и элементы, которые в том числе использовали бетон, для обеспечения общей надежности и безопасности здания, отметил инженер.

самара

Стадион «Арена» в Самаре

Фото: РИА Новости/Максим Блинов

— В первую очередь следует проверять качество исполнения сварочных работ, — подчеркнул он. — Это основополагающий момент, который в дальнейшем может привести к определенным выводам и проверкам. Наиболее важным является не только появление трещины в той или иной несущей конструкции, но и то, что мы наблюдаем — это расхождение элементов, которые в дальнейшем приводят к деформациям других участков. Поэтому в данной ситуации мы с вами фактически получаем необходимость проведения экспертизы по всем сварочным соединениям.

Кроме того, по словам Станислава Митюшина, в рамках компьютерного моделирования следует определить, какие элементы подверглись деформациям и насколько они в дальнейшем обеспечат безопасную и долговременную эксплуатацию этого сооружения.

В рамках строительства подобных объектов по каждой партии бетона, которая поступает на объект, должны делаться контрольные образцы. Это кубики, которые сдаются в лабораторию для проведения исследований на предмет соответствия проектной документации. Но практически всегда устранение недочетов обходится дороже, нежели исходное соблюдение проектной документации и качественное выполнение работы, резюмировал инженер.

Читайте также
Прямой эфир