Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕП предупредили о последствиях для ЕС из-за ответа Трампу на пошлины
Спорт
«Лацио» потерпел поражение от «Комо» со счетом 0:3
Экономика
В РАН назвали главные угрозы внедрения ИИ в финансовой сфере
Общество
Правительство не поддержало законопроект об увеличении стоимости подарков учителям
Мир
Евродепутат от Болгарии оценил шансы партии президента страны на выборах
Общество
«Шанинка» обратилась в суд с иском об отмене приостановки лицензии
Общество
В ЛДПР предложили ограничить рост тарифов ЖКХ уровнем инфляции
Мир
Туск прокомментировал приглашение Польши в «Совет мира» по Газе
Мир
Офис Орбана обвинил Брюссель в подготовке к ядерной войне
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Силы ПВО за три часа уничтожили 47 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Мир
Президент Сирии Шараа и Трамп обсудили развитие событий в Сирии по телефону
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
Янина назвала Валентино Гаравани последним императором высокой моды
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Мир
Додон назвал выход Молдавии из СНГ противоречащим интересам народа
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В зоне СВО российские войска начали применять новые комплексы артиллерийской разведки — 96Л6. Они значительно превосходят стоящие сейчас на вооружении системы «Зоопарк». Так, например, новинка позволяет засекать работу РСЗО на дистанции до 150 км, что почти в пять раз больше, чем у предшественника. Эксперты отмечают, что комплекс разведки 96Л6 в разы повысит эффективность контрбатарейной борьбы.

С точностью до нескольких метров

В артиллерийские бригады, действующие в зоне СВО, начали поступать мобильные артиллерийские радиолокационные комплексы разведки 96Л6. Их назначение — обнаружение огневых позиций ствольной артиллерии, РСЗО и минометов. Они уже активно участвуют в контрбатарейной борьбе. Комплексы позволяют засекать работу ствольной артиллерии и минометов на расстоянии 70 км, а пуски РСЗО — в радиусе 150 км, рассказали источники «Известий» в Минобороны РФ.

Новая РЛС значительно превосходит по своим характеристикам стоящие на вооружении комплексы контрбатарейной борьбы. Так, например, комплекс разведки и контроля стрельбы «Зоопарк-1» способен засекать реактивные снаряды РСЗО в радиусе 35 км, что почти в пять раз меньше, чем у новых машин. Для обнаружения залпов ствольной артиллерии и минометов этот показатель еще меньше. Так, например, 82–120-мм минометы «Зоопарк» может засечь на дистанции до 17 км.

Радиолокационный комплекс разведки 96Л6 установлен на четырехосном шасси. На его базе размещены полноповоротная габаритная радиолокационная антенна и контейнер со всей необходимой аппаратурой.

РЛС может обнаружить точку пуска снарядов или реактивных боеприпасов РСЗО с точностью до нескольких метров. Обнаружив ее, экипаж РЛС передает координаты позиций противника на пункт управления подразделения, которое отвечает за контрбатарейную борьбу. Затем наносится удар артиллерией или РСЗО.

Немаловажно и то, что комплекс 96Л6 весьма устойчив к воздействию средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) противника.

Эта радарная система хорошо известна как зенитная, рассказал «Известиям» редактор сайта Military Russia Дмитрий Корнев.

— У нее есть устоявшееся название — всевысотный обнаружитель, — отметил он. — Она создавалась для работы в составе зенитных ракетных комплексов С-350 «Витязь», С-400 «Триумф». Также она может усилить системы ПВО С-300 нескольких модификаций. Одна такая станция может наблюдать и вести 100 траекторий самых разных целей.

Инфографика

Эксперт предположил, что в первую очередь нашему оборонно-промышленному комплексу пришлось дорабатывать систему выдачи информации об обнаруженных объектах артиллерийским и ракетным батареям, которые могли бы быстро вступить в контрбатарейную борьбу.

— Такая универсализация позволяет значительно экономить время, а также ресурсы, необходимые для изготовления и разработки новых систем, — объяснил Дмитрий Корнев. — Система была создана в 2010-х годах и уже хорошо зарекомендовала себя в войсках противовоздушной обороны. То, что после доработок она может эффективно использоваться для контрбатарейной борьбы, говорит о том, что деньги, вложенные в развитие ПВО, теперь начинают работать и на другие рода войск.

РЛС 96Л6 — большая, она требует мощного шасси, рассказал «Известиям» военный эксперт Юрий Лямин.

— Возможности ее позволяют видеть снаряды ствольной артиллерии, РСЗО, старты ракет и воздушные объекты, — уточнил он. — Место нахождения артиллерийских, минометных или позиций РСЗО станция обнаруживает по траектории полета боеприпасов, которые она прекрасно видит. Точность должна быть очень хорошей. Такое использование мощной РЛС — логичный шаг. Выпуск нескольких узкоспециализированных РЛС всегда выходит дороже.

Эксперт считает, что дальность обнаружения залпа РСЗО с расстояния 150 км позволит обнаруживать и уничтожать РСЗО HIMARS.

— Эти машины имеют реактивные снаряды с дальностью 80–90 км, — напомнил он. — Получается, что наша РЛС их сможет обнаруживать даже глубоко в тылу, откуда они и предпочитают вести огонь.

Установка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань

Благодаря дальности обнаружения новый комплекс можно держать как можно дальше от линии боевого соприкосновения, также отметил эксперт.

Достаточно большая РЛС 96Л6, находясь в тылу, имеет больше шансов выжить, чем бронированный и компактный «Зоопарк», который вынужден работать вблизи линии фронта, — отметил он. — Системами радиотехнической разведки достаточно легко обнаруживаются РЛС контрбатарейной борьбы, так как они — мощный источник излучения. И это приоритетная цель, по которой стараются отработать всем, чем можно. В условиях современного боя в ближнем тылу можно быстро стать жертвой FPV-дронов, которые держат под угрозой тыловую полосу глубиной около 20 км от передовых позиций.

Комплексы РЛС 96Л6 в теории должны сопрягаться со средствами ПВО, также отметил эксперт.

— Должны иметь возможность передавать информацию о воздушной обстановке зенитным комплексам, — отметил он. — Это позволит не только контролировать активность артиллерии противника, но и фиксировать воздушные объекты.

Разведывательно-ударный контур

Недавно в артиллерийских бригадах были сформированы разведывательно-ударные дивизионы беспилотных летательных аппаратов.

«Известия» писали, что на их вооружении стоит целая линейка дронов и барражирующих боеприпасов. Новые дивизионы БПЛА позволили создать в артиллерийских соединениях так называемые разведывательно-ударные контуры (РУК). При помощи дронов артиллеристы находят цели и тут же наносят удары. Они же при необходимости корректируют артогонь. Таким образом уничтожаются вражеские артиллерийские орудия, САУ и РСЗО, комплексы ПВО, минометы, техника и личный состав.

БПЛА
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань

БПЛА успешно работают по целям, прикрытым средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Кроме того, они охотятся за расчетами БПЛА противника, не позволяя тем действовать в полную силу.

БПЛА подняли на новый уровень ведение контрбатарейной борьбы — в сводках российского военного ведомства ежедневно перечисляются уничтоженные орудия, САУ и РСЗО противника. Связка «беспилотник – арторудие или РСЗО» позволяет в разы повысить эффективность артбригад или артполков, а также значительно уменьшить расход боеприпасов.

Читайте также
Прямой эфир