Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин расширил перечень оснований для увольнения иностранных граждан
Мир
СМИ узнали о снятии Германией ограничений на экспорт оружия в Израиль
Мир
В Кремле заявили об отсутствии в России сторонников конфронтации с НАТО
Мир
Сийярто назвал идею ЕС о запрете на покупку российских энергоносителей обманом
Экономика
Власти ослабят валютный контроль за зарубежными «дочками» банков РФ
Мир
Генсек ШОС высоко оценил инициативу РФ создать совет по устойчивому развитию
Мир
Фон дер Ляйен предупредила ЕС о риске экономического тупика для Украины
Мир
Рябков обсудил с послом Израиля ряд вопросов международной безопасности
Мир
WP сообщила о резком росте детской бедности в Великобритании
Армия
ВС РФ сорвали две попытки ВСУ деблокировать окружных боевиков под Купянском
Мир
Мантуров отметил интерес западных партнеров к российской авиационной технике
Мир
В Кремле выразили надежду на проведение саммита между РФ и США
Общество
Глава ФНПР оценил влияние поправок к ТК о платформенной занятости
Мир
Зеленский и Макрон больше минуты стояли молча на совместной пресс-конференции
Авто
Беспилотным грузовикам разрешили ездить по дорогам России без водителя
Спорт
Карпин сообщил о решении покинуть пост главного тренера ФК «Динамо» Москва
Мир
Число погибших в результате тайфунов на Филиппинах достигло 297

Диалог с препятствием

Доцент ВШЭ Дмитрий Новиков — о том, удастся ли Москве и Вашингтону вывести отношения из кризиса
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

От второго телефонного разговора Владимир Путина и Дональда Трампа ждали едва ли не большего, чем от их первого официального контакта и ставшей теперь уже почти исторической встречи делегаций в Эр-Рияде. Этому способствовали и общий ажиотаж вокруг российско-американских контактов (который, похоже, будет устойчиво сопровождать все связанные с ними темы, по крайней мере какое-то время), и шлейф американо-украинских переговоров в Саудовской Аравии. И в особенности — безмерная медийная активность правящей в Вашингтоне администрации, особенно самого президента Трампа.

Пока Вашингтон демонстрирует чудеса гибкости в маневрировании между союзниками и оппонентами. Воспринятое многими с энтузиазмом свертывание поддержки Украины, заявленное столь резко и решительно, оказалось обратимым ровно настолько, насколько это нужно действующей администрации. Как только испуганное украинское руководство и не менее испуганные, несмотря на раздувание щек, европейцы начали демонстрировать декларированное соглашательство с американской позицией, выяснилось, что свертывание американской помощи Украине носит лишь частичный характер, ни о каком полном отлучении Киева от американской поддержки речи пока не идет. Что и не удивительно: нынешние хозяева Вашингтона отнюдь не агенты Кремля и не собираются играть с Россией в поддавки и заведомо ослаблять свои переговорные позиции. Нет, это не политико-медийная диверсия с целью обмануть и очаровать, как сразу начали говорить многие. Это дипломатическая эквилибристика, к которой нам, видимо, придется привыкать на следующие четыре года.

Приведение к покорности украинского руководства в Белом доме решили использовать традиционно для себя, то есть с максимальной медийной отдачей, позиционируя состоявшиеся переговоры с Украиной как важнейший прогресс в деле мирного урегулирования. Отсюда предложение о 30-дневном моратории на боевые действия, нелепо позиционируемое как дипломатический прорыв. Было вполне очевидно, что в условиях обрушения украинской обороны в Курской области и общей благоприятной ситуации для российских войск принимать временное перемирие Москве резона нет. Однако и Трамп, и члены его внешнеполитической команды немедленно растиражировали тезис о том, что урегулирование конфликта почти достигнуто и теперь судьба переговоров в руках российского руководства — если инициатива будет принята, война закончится, а нет — Кремль докажет, что именно он есть разжигатель войны.

Это заставило многих наблюдателей посчитать американские инициативы и весь переговорный процесс очередной уловкой, если не сказать провокацией. А официальную Москву — отреагировать. Вначале помощник президента Юрий Ушаков, затем сам российский лидер в ходе пресс-конференции с белорусским коллегой Александром Лукашенко, а потом снова Юрий Ушаков в более пространном ключе высказались об этой инициативе однозначно негативно, отметив возможность временной заморозки конфликта как предварительного условия для переговоров. Впрочем, и предшествовавшее этим заявлениям молчание, и мягкость формулировок («мы, конечно, за мир, но…») говорили о том, что в Москве к этому переговорному процессу относятся более чем серьезно. И не очень обращают внимание на медийно-политические молнии, ожидая от американских визави подробных объяснений — в ходе обстоятельной беседы без прессы, как это принято между лидерами великих держав.

С таким багажом стороны подошли ко второму телефонному разговору на высшем уровне. И ожидать от него многого было наивно, пусть интуитивно и хотелось, чтобы гордиев узел был разрублен здесь и сейчас. Особенно в свете проведенной администрацией Трампа информационной раскачки. Однако, если оторвать этот телефонный разговор от активного медиасопровождения, разговор президентов просто стал очередной важной вехой на сложном и извилистом пути по нормализации российско-американских отношений и связанной с этим проблемой урегулирования конфликта на Украине.

Итоги переговоров, даже исходя из той скромной информации, которая была предоставлена пресс-службами обеих сторон, вполне можно назвать успешными. Всеобъемлющее перемирие на 30 дней было заменено на 30-дневный же мораторий на удары по объектам энергетической инфраструктуры. Взаимовыгодный для обеих сторон конфликта (впрочем, разумеется, российские удары по украинской энергетике были и остаются гораздо более чувствительными, нежели атаки украинских дронов на российские объекты), и политически чувствительный в свете безопасности Запорожской АЭС, данный аспект стал вполне здравым компромиссом. Вашингтон получил возможность говорить об очередном успехе на пути урегулирования — пусть речь не идет о всеобъемлющем перемирии, но обеспечение энергетической безопасности — это уже хорошо. Москва нашла элегантную возможность дать американским коллегам такую возможность, уклонившись от прекращения огня, активно навязываемого в предыдущие дни Вашингтоном, но очевидно невыгодного для России. Элегантность этому решению придает то, что данная инициатива ранее озвучивалось украинским руководством — вроде как и не обошли Киев, поддержали его предложения.

Крупнейшим с точки зрения медийного освещения результатом телефонного разговора стала инициатива по проведению хоккейных матчей между НХЛ и ХКЛ. Некоторые наблюдатели восприняли это как свидетельство отсутствия реального прогресса — мол, повестка снова (как это было в лучшие годы российско-американских отношений) наполняется достаточно вторичными по отношению к первостепенным политическим вопросам инициативами. В США оппоненты Трампа подчеркивают, что это российская инициатива, а значит априори плохая. Однако недооценивать спортивную дипломатию всё же нельзя. Достаточно вспомнить пинг-понговую дипломатию, сопровождавшую нормализацию китайско-американских отношений в 1970-е или футбольные матчи между советскими и китайскими командами, предшествовавшие визиту Михаила Горбачева в КНР в 1989-м.

Впрочем, в связи с хоккейной дипломатией можно отметить еще два важных аспекта. Во-первых, сам факт принятия идеи о совместных матчах отражает изменение в мышлении Белого дома относительно переговоров по Украине. Из быстрой и хлесткой сделки они превращаются в сложный политический процесс, требующий постоянной «подкачки». Администрация Трампа, строящая свой образ на успехах, нуждается в предъявлении общественности таковых, в этом отношении хоккейные матчи в какой-то мере сублимируют отсутствие быстрого прогресса по Украине, что отражает осознание американским руководством возможной продолжительности этого процесса. Во-вторых, это служит индикатором сохраняющейся в Вашингтоне политической воли на нормализацию российско-американских отношений в принципе и готовностью искать для нее соответствующие подпорки, даже в области спортивной дипломатии. Понимание переговорного процесса по Украине в контексте общего процесса нормализации отношений между Москвой и Вашингтоном — важная призма, через которую необходимо смотреть на этот вопрос.

И здесь более чем симптоматично, что в коротких официальных релизах по итогам телефонного разговора подчеркивалось, что длившийся два с половиной часа разговор шел отнюдь не только и столько об украинском урегулировании, но был посвящен гораздо более широкому кругу проблем, включая вопросы экономического сотрудничества, неизбежно влекущего за собой ожидаемое многими россиянами смягчение санкций и возврат западных, прежде всего американских компаний, на российский рынок. Показательно, что на прошедшем до телефонных переговоров съезде Российского союза промышленников и предпринимателей значительная часть речи российского президента и последующих обсуждений была посвящена именно этому — тому, как российская экономика переживет нормализацию (пусть и частичную) экономических отношений с Западом (опять же, с его частью). Вполне возможно, отмена санкций нанесет гораздо более чувствительный удар по российской экономике, чем их введение — и здесь широкий простор для анализа злокозненности американской политики, стремящейся нанести ущерб не так, так эдак.

Говорить о полном восстановлении отношений даже в обозримой перспективе пока было бы опрометчиво. Во-первых, прошедший разговор является только эпизодом в длительном и сложном процессе, и именно так его и нужно воспринимать. Во-вторых, никакие телефонные разговоры и контакты на высоком и высшем уровнях не отменяют того, что российско-американские отношения будут сохранять конкурентный характер. Обе стороны по-прежнему воспринимают друг друга как оппонентов с большим количеством геополитических и содержательных противоречий в Европе, Арктике, на постсоветском пространстве. Будет и сохраняться стратегическое противостояние, и продолжаться гонка вооружений. Администрация Трампа, несмотря на разговоры о сокращении оборонных расходов, официально пока не отказалась ни от размещения в Германии ракетных систем средней дальности, ни от модернизации ядерного потенциала, ни даже от значительной части предоставляемой военно-технической помощи Украине. Россия, в свою очередь, будет направлять значительные ресурсы на развитие собственного военного потенциала — и это новая реальность, с которой российскому обществу необходимо смириться и принять как данность, которая будет развиваться вне зависимости от динамики российско-американских отношений. В конце концов, одним из правил взаимодействия Москвы и Вашингтона остается незыблемая тенденция: каждая американская администрация начинает отношения с Россией «за здравие», а заканчивает «за упокой», разрушая все предшествующие достижения.

Впрочем, хочется надеяться, что нынешняя правящая команда в Белом доме сумеет преодолеть этот паттерн. Великодержавное сожительство — пусть и конкурентное — гораздо комфортнее экзальтированной конфронтации. Возможно, американские элиты начинают это понимать.

Автор — доцент, заведующий лабораторией политической географии и современной геополитики НИУ ВШЭ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир