Человеку — закон: Путин ответил на призыв Трампа пощадить солдат ВСУ
Российский президент на заседании Совбеза 14 марта пообещал согласно закону гарантировать жизнь и достойное обращение военным ВСУ в Курской области, если они сложат оружие. Таким образом Владимир Путин с пониманием отнесся к просьбе Дональда Трампа пощадить их. Но еще раз подчеркнул: преступления против гражданского населения, совершенные украинскими боевиками, — это терроризм. К тому же в РФ обращают внимание на то, что Трампа отчего-то не особо интересует судьба мирных жителей Курской области. В целом же после встречи со спецпосланником американского лидера Стивом Уиткоффом президент РФ отметил подвижки в возобновившемся диалоге Москвы и Вашингтона. О тонкостях переговоров с США и о том, как их видят в России, — в материале «Известий».
Путин предложил Киеву приказать военным в Курской области сдаться в плен
Путин с пониманием относится к призыву Трампа пощадить бойцов ВСУ, заблокированных в Курской области наступающими силами ВС РФ. Российский президент заявил об этом 14 марта на заседании Совета безопасности, посвященном восстановлению российско-американских отношений.
«В этой связи подчеркну, что в случае сложения оружия и сдачи в плен им будут гарантированы жизнь и достойное обращение в соответствии с нормами международного права и законами Российской Федерации. Для эффективной реализации призыва президента США необходим соответствующий приказ военно-политического руководства Украины своим воинским подразделениям сложить оружие и сдаться в плен», — сказал российский лидер.
Владимир Путин, однако, подчеркнул, что украинские боевики совершили на этой территории многочисленные преступления против гражданского населения — действия, которые квалифицируются Генпрокуратурой РФ как терроризм.
Глава государства, таким образом, повторил то, о чем уже говорил во время посещения пункта управления курской группировкой 12 марта: российская сторона относится к плененным в этом регионе солдатам ВСУ как к террористам. «Мы ко всем людям относимся и должны относиться в будущем гуманно — ко всем, кто оказался в наших руках», — добавил он тогда, уточнив, что действие Женевской конвенции 1949 года об обращении с военнопленными не относится к иностранным наемникам.
Данные о плачевном положении ВСУ в Курской области дошли уже до Штатов. Эти новости озаботили непосредственно Трампа, что еще раз свидетельствует о полном разгроме группировки противника.
— Показательно, что Трампа ничуть не интересует судьба мирных жителей Курской области, которых убивали и пытали живодеры из ВСУ. В данной ситуации это выглядит как забота о гитлеровской армии Паулюса, окруженной под Сталинградом в 1943-м, — у США почему-то не возникает вопроса, что они вообще делали на российской территории. Очевидно, киевский режим пытается каким-то образом минимизировать человеческие и репутационные потери от курской авантюры, обратившись к западным покровителям. Но жизни солдат ВСУ сейчас в их собственных руках. Могут сдаться в плен и спокойно, целыми и невредимыми попасть в российские тюрьмы — повезло, что у нас, как известно, мораторий на смертную казнь, — сказал «Известиям» первый зампред комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев.
Москва и Вашингтон налаживают диалог
То, что Владимир Путин отреагировал на призыв Дональда Трампа, доказывает: глава российского государства «внимательно относится ко всем вопросам, которые поднимаются в ходе воссозданного диалога с нынешней американской администрацией», прокомментировал впоследствии помощник президента Юрий Ушаков.
Вместе с тем процесс восстановления российско-американских отношений, практически уничтоженных администрацией Джо Байдена, остается, по словам Путина, «непростым, если не сказать сложным». И всё же телефонный разговор с Трампом и контакты его команды с представителями Кремля доказывают, что ситуация «начинает двигаться», считает глава государства.
По ту сторону океана также признают, что ситуация сложная, однако смотрят на нее с «осторожным оптимизмом». Эти слова повторили 14 марта и госсекретарь США Марко Рубио, и советник Трампа по нацбезопасности Майк Уолтц. Глава американской дипломатии также рассказал об очень позитивной встрече президента Путина и специального посланника Трампа Стива Уиткоффа. В тот же день Трамп написал в соцсетях о «продуктивных переговорах с Владимиром Путиным», подразумевая диалог через Уиткоффа. Президент США отметил «очень хорошие шансы» на завершение конфликта.
Напомним, что поздно вечером 13 марта Владимир Путин провел переговоры со Стивом Уиткоффом, прибывшим в Москву накануне. Как сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, российский лидер передал через спецпосланника «информацию и дополнительные сигналы» для Трампа. Дата личного разговора между президентами пока не согласована — она будет определена после доклада Уиткоффа американской стороне. При этом Песков подчеркнул, что у Москвы и Вашингтона есть «понимание необходимости такого диалога», а в вопросе урегулирования на Украине наблюдаются «основания для осторожного оптимизма», что весьма перекликается с оценкой текущего переговорного процесса Штатами.
Несмотря на позитивные тенденции в диалоге России и США, Москва не торопит события, поскольку переговоры — это довольно сложный, трудоемкий процесс, объяснил «Известиям» председатель комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин.
— Мы готовы к переговорам, но хотим, чтобы эти переговоры были продуктивными и честными, учитывали наши интересы. Я думаю, что всё это и происходит. Но оперировать можно только тем, что знаешь. Всё остальное из области домыслов, — сказал он.
Со стороны Вашингтона есть и относительно четкие положительные сигналы. Так, Трамп исключил членство Украины в НАТО, назвав это «нереалистичным сценарием». Более того, генсек альянса Марк Рютте, который накануне встречался с американским президентом, заявил: членство Украины в НАТО больше не рассматривается.
В то же время администрация Трампа не желает идти на компромисс по остальным чувствительным сферам. По словам министра финансов США Скотта Бессента, Вашингтон готов ввести «самые жесткие санкции» против России, если это потребуется для успеха переговоров. Сообщается, что Штаты якобы уже ужесточают ограничения в отношении российского нефтегазового и банковского секторов — об этом пишет CBS со ссылкой на собеседников, знакомых с планами Трампа. При этом Рубио продолжает публично заверять, что США, в отличие от ЕС, к методу кнута прибегать не хотят. Так, в итоговом заявлении G7 после трех дней встреч на уровне глав МИД сказано, что против Москвы могут быть введены новые ограничения, если она не пойдет на перемирие с Киевом.
Ситуацию осложняет отсутствие прямых договоренностей между Москвой и Вашингтоном. По сути, никаких конкретных соглашений в предыдущих контактах с Трампом достигнуто не было — стороны лишь обозначили направления для обсуждения. Российская сторона настаивает на том, что основой для диалога должна стать ситуация на земле.
Как перемирие видят в Москве
У Москвы есть свое видение того, как должен проходить процесс урегулирования, и предложенная Вашингтоном и Киевом формула 30-дневного перемирия не учитывает множества факторов, на которые накануне обратил внимание президент РФ. Речь идет о судьбе не только блокированных в Курской области солдат ВСУ. Российские войска сейчас наступают практически на всех участках линии фронта, растянувшейся на 2 тыс. км, и там тоже создаются условия для блокирования крупных украинских подразделений. Кроме того, непонятно, как в случае перемирия будет контролироваться прекращение огня на всем этом расстоянии.
И самое главное — готов ли Киев отказаться от насильственной мобилизации и от поставок западных вооружений? Там пока такой готовности не демонстрируют. Провал в Курской области, который, по оценкам генштаба РФ, стоил Киеву более 67 тыс. военнослужащих убитыми и ранеными и около 7 тыс. единиц военной техники, Зеленский уже поспешил оправдать тем, что целью операции якобы было снизить давление на харьковском и покровском направлениях.
России стоит быть осторожной, поскольку существует опасность того, что на фоне ее больших успехов на поле боя в Курской области США будут использовать возможное прекращение огня, чтобы помочь перевооружить Украину в надежде оттеснить русских, пояснил «Известиям» главный редактор журнала Covert Action, американский журналист Джереми Кузмаров.
— Ангела Меркель признала, что Минские соглашения 2014 года были подписаны западными странами только для того, чтобы дать Украине больше времени для вооружения, и что они не были серьезно настроены на прочный мир, который предлагал Минск. Вместо этого они хотели использовать Украину в качестве базы для нападения на Россию и ее дестабилизации. Изменилось ли что-нибудь сегодня? Это всё те же силы, и Россия не должна рассматривать Трампа как что-то отличное от любого другого лидера США, — рассуждает он.
В Европе, впрочем, не скрывают своих намерений и дальше накачивать Украину оружием, чтобы превратить ее в оплот сопротивления российской «угрозе». Более того, там делают вид, что не замечают заявлений Москвы о неприемлемости размещения на Украине солдат из стран НАТО. Уже не одну неделю европейцы строят планы по развертыванию в будущем на украинской территории своих контингентов.
Опять же, что касается США, то ко всем высказываниям со стороны Белого дома надо относиться предельно взвешенно. 14 марта Трамп сам признал, что его предвыборные заявления о готовности завершить конфликт на Украине за 24 часа были проявлением сарказма. При этом он добавил: о перспективе прекращения огня на Украине станет больше известно в понедельник.
По мнению профессора Корнеллского университета в Нью-Йорке Ричарда Бэнселя, на данный момент крайне сложно судить, что будет включено в будущие гарантии прекращения огня с американской стороны. Он почти уверен только в одном: участие Соединенных Штатов в мониторинге соблюдения условий перемирия будет очень и очень ограниченным.