Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bloomberg заявило о возможном отказе Украины и ЕС от перемирия на условиях РФ
Армия
Силы ПВО сбили четыре управляемые авиабомбы JDAM и 141 дрон ВСУ
Политика
Ушаков назвал призыв к перемирию попыткой дать ВСУ время на перегруппировку
Мир
Латвия приостановила работу единственного КПП с Белоруссией
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Мир
Журналист Карлсон заявил об уважении к Путину за его отношение к России
Мир
Уиткофф отметил сокращение дистанции в переговорах РФ и США по Украине
Общество
Журналист «Известий» заявил о боязни МИД Израиля правды о неонацизме на Украине
Мир
Минфин США назвал операцию в Йемене началом «максимального давления» на Иран
Спорт
«Рейнджерс» обыграли «Коламбус» в матче регулярного чемпионата НХЛ
Армия
Ракета «Ангара-1.2» с военными спутниками стартовала с космодрома Плесецк
Мир
МИД Израиля ограничил работу журналисту «Известий» после вопроса о Бандере
Общество
СК возбудил дело о теракте по факту мародерства и убийства жителей Курской области
Политика
В МИД РФ заявили о поиске Макроном оправдания для участия в конфликте на Украине
Армия
Военные РФ рассказали об уничтожении техники ВСУ системами «Торнадо-С»
Мир
Богданов подчеркнул необходимость освобождения заложников в Газе
Мир
СМИ узнали о планах Запада отправить на Украину более 10 тыс. миротворцев
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Блогер Александра Митрошина, которую обвиняют в отмывании денег, ближайшие два месяца проведет под домашним арестом. Такое решение 10 марта принял Чертановский райсуд Москвы. По версии следствия, чтобы легализовать незаконные доходы, она за 60 млн рублей купила квартиру в центре столицы. Сейчас всю свою недвижимость в России блогер продала, чтобы погасить долги перед налоговой, сообщила защита Митрошиной. Однако это не спасло ее от уголовного дела: следствие полагает, что сама покупка является преступлением, поскольку была совершена на незаконные доходы. Что сказала Митрошина в суде и какие перспективы у этого дела — в материале «Известий».

Суд и домашний арест

Чертановский райсуд Москвы не стал отправлять в СИЗО известного блогера Александру Митрошину по делу о легализации доходов. На аресте настаивало следствие, однако суд согласился с позицией прокуроров, заявивших, что адекватной мерой пресечения для обвиняемой будет домашний арест.

Суд наложил на Митрошину запрет на общение с привлеченными по делу свидетелями, за исключением близких родственников, а также на средства связи и интернет. Защита блогера заявила, что не будет обжаловать решение суда.

суд
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Александру Митрошину задержали 7 марта в аэропорту Сочи, куда она прибыла из Дубая, и предъявили обвинение в отмывании 127 млн рублей. По версии следствия, имея задолженность перед налоговой на одноименную сумму, Митрошина еще в 2021 году купила элитную квартиру на улице Большая Дмитровка в центре Москвы, чтобы придать недоимке законный характер, то есть легализовать.

Этой «нехорошей квартирой» следствие заинтересовалось только сейчас, спустя четыре года после покупки, поскольку установило, что она якобы была приобретена на те самые неуплаченные на тот момент налоги.

По версии следствия, Митрошина, как и «королева марафонов» Елена Блиновская, дробила свой бизнес между разными ИП. Источник «Известий» в правоохранительных органах сообщил, что их у Митрошиной было три, на их счета она напрямую перечисляла деньги, поступающие от продажи курсов. Следователи полагают, что она это делала умышленно, «с целью сокрытия части доходов и получения необоснованной налоговой экономии за счет специального упрощенного режима налогообложения».

Митрошина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Первая проверка в отношении блогера прошла два года назад — в марте 2023 года, когда налоговая увидела, что доход с продажи курсов превысил лимит, предусмотренный для упрощенной системы налогообложения, которой пользовалась блогер. При этом на общую систему она не переходила, избегая тем самым полной уплаты НДС и НДФЛ.

Справка «Известий»

Александре Митрошиной 31 год, она заработала свои миллионы на курсах по ведению соцсетей, в частности Instagram (принадлежит корпорации Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена).

Два ее основных курса — «Инсталогия» и «InstaПрожектор» принесли ей доход, точный размер которого в ходе допроса она даже затруднилась назвать. По ее примерным подсчетам, на «InstaПрожекторе» она заработала около 55 млн рублей, на «Инсталогии» — около 80 млн рублей.

Сейчас Митрошина также продолжает вести курсы, цена которых варьируется от 30 до 60 тыс. рублей.

Сколько налогов заплатила Митрошина

Следом за проверкой было возбуждено и первое уголовное дело — об уклонении от уплаты тех самых 127 млн рублей налогов. Тогда, в 2023 году, после получения акта от налоговой блогер экстренно продала квартиру на Большой Дмитровке, а заодно и вообще «всю свою недвижимость в России», рассказал «Известиям» адвокат Митрошиной Михаил Мушаилов. В частности, приобретенную за год до того квартиру в ЖК Capital Towers рядом с Москва-сити стоимостью 45 млн рублей.

Вырученные от продажи деньги она направила на уплату налоговой задолженности, которая вместе с пенями и штрафами составила более 213 млн рублей. После этого, в июле 2023 года, уголовное дело в отношении Митрошиной прекратили в связи с возмещением ущерба. С того момента блогер ни разу не уклонялась от уплаты налогов и всего за период с 1 января 2023 по 30 сентября 2024 года оплатила в бюджет 666 млн рублей, рассказал Михаил Мушаилов.

налоговая
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Это примерное налоговое поведение, которое Митрошина демонстрировала в последние два года, не спасло ее от нового уголовного дела, которое возбудили в январе уже этого года и по гораздо более тяжкому составу — об отмывании денег.

Этот основной тезис обвинения о легализации защита Митрошиной не подтверждает, но и не опровергает.

— В настоящий момент мы не можем точно сказать, на какие деньги была куплена квартира, потому как денежные средства, заработанные честным трудом, и денежные средства, сэкономленные на неуплате налогов, смешались в общую массу, — сказал адвокат.

Недоимка, ради которой блогеру пришлось продавать свою недвижимость, образовалась, по словам адвоката, потому, что Митрошина «оступилась в части подсчета и распоряжения своими средствами».

Проблемы с бухучетом

На суде Митрошина заявила, что «не знала, что покупка квартиры — это легализация», но спорить с этим определением не стала.

«Я признаю свои ошибки, следствию препятствовать не собираюсь, в будущем подобного допускать не буду», — пообещала блогер.

Митрошина призналась: она допускает, что купила квартиру в том числе на деньги, которые она сэкономила на налогах. По ее словам, само уклонение от уплаты налогов произошло из-за того, что она «не обладает специальными знаниями в области бухучета».

деньги
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

На суде по избранию меры пресечения следователь подчеркнул, что отмывание денег — это тяжкое преступление. Он настаивал на аресте блогера и указал суду на то, что однажды она уже скрылась от следствия и была объявлена в розыск.

«По месту регистрации в Москве не проживает, длительный период проживала в Дубае, ОАЭ, имеет там обширные связи и может скрыться, — сказал, обращаясь к суду, следователь. — Финансовая возможность для этого имеется».

Сама же Митрошина на допросе заявила следствию, что понятия не имела о том, что находится в федеральном розыске и о возбужденном в ее отношении новом деле тоже не знала, потому и прилетела в Россию, сообщил источник. Билеты на самолет она купила 6 марта и спокойно полетела отдыхать в Сочи, не подозревая о том, что ее могут задержать в аэропорту. Адвокатов о возбужденном деле тоже не уведомляли, подтвердил Михаил Мушаилов.

Он рассказал, что его подзащитная в последние годы «систематически летала в Россию — в Сочи, в Санкт-Петербург». Она не избегала приезда на родину, даже когда в ее отношении началась проверка по отмыванию денег, поскольку не знала о ней. Проверка началась 26 декабря 2024 года, а в Москву блогер приезжала 12 декабря того же года и находилась в столице до конца новогодних праздников, сказал адвокат.

— И позже еще приезжала: в России живет ее семья и семья мужа, — сказал адвокат.

кодекс
Фото: Global Look Press/Svetlana Vozmilova

Суд постановил отправить блогера под домашний арест до 24 апреля. Митрошина будет содержаться в квартире родителей мужа (она вышла замуж несколько недель назад, в конце февраля), сообщил адвокат.

Он добавил, что сотрудников Митрошиной пока не допросили.

— Безусловно, предполагаю, что будут допрошены контрагенты, бухгалтеры, юристы и так далее, — сказал адвокат.

Похоже ли обвинение Митрошиной на дело Блиновской

Опрошенные «Известиями» адвокаты разошлись в оценке вмененного Митрошиной преступления.

Уголовная статья о легализации сейчас сформулирована так, что под нее могут быть подведены последствия любого преступления с деньгами, считает адвокат, лидер юридического направления Женской ассоциации Сколково Анастасия Расторгуева.

— Получая деньги незаконно, например не доплачивая налоги, их на что-то тратят, — сказала она. — И если удастся доказать трату — вот она, легализация. Чем крупнее покупка, тем заметнее следы.

Блиновская
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Закон освобождает от уголовной ответственности за неуплату налогов лицо, совершившее преступление впервые и погасившее долг. Согласно этой логике, сопутствующие уголовные дела тоже не должны возбуждаться или должны быть прекращены, считает адвокат.

— Но пока это прямо не следует из закона и вот он — кейс Митрошиной, — сказала она.

По закону уголовная ответственность не наступает, если налог уплачен, но при этом деятельность самой компании должна быть законной, а неуплаченный налог должен оставаться внутри компании, рассказала «Известиям» адвокат по уголовным делам Татьяна Пашкевич.

— Здесь же получается, что налог был не только не уплачен, но и легализован под видом приобретения недвижимости, — сказала она. — И ответственность за эти преступления уже более жесткая — до семи лет лишения свободы.

Адвокаты сошлись во мнении, что дело Митрошиной во многом напоминает кейс Блиновской (3 марта этого года приговорена к пяти годам лишения свободы). Обеих изначально обвинили в уклонении от уплаты налогов. Но Митрошина признала долг, погасила его и была освобождена от уголовной ответственности за это преступление, а Блиновская целиком погасить долг не смогла. Суд освободил ее от этого обвинения по истечении сроков давности.

суд
Фото: Global Look Press/Ilya Moskovets

Обеим блогерам «добавили» легализацию: Блиновской — во время расследования по налогам, а Митрошиной — после его прекращения.

— То есть «порядок действий» разный, суть одна, — сказала Анастасия Расторгуева. — Полагаю, что у Александры наказание должно быть меньше, чем у Елены, — преступление одно и сумма существенно меньше.

А Татьяна Пашкевич добавила, что следователи «утяжеляют» обвинение легализацией, в том числе для того, чтобы наступала ответственность. Иначе все, кто уклоняется от уплаты налогов, просто возмещали бы по ним ущерб, резюмировала она.

Читайте также
Прямой эфир