«Собчак писал историю первого этапа современной России»


В 1991 году Анатолий Собчак, 25 лет со дня смерти которого исполняется 19 февраля, стал первым демократически избранным мэром Ленинграда, тогда же жители проголосовали за возвращение городу его исторического названия. Градоначальнику пришлось решать множество сложных вопросов, а его действия повлияли на формирование политической системы всей России: из команды Собчака вышла целая плеяда видных государственных деятелей нашей страны. «Известия» поговорили с родными и соратниками Анатолия Александровича, которые рассказали о его личных и деловых качествах. Как первый мэр Санкт-Петербурга стал одним из политических символов современной РФ и чем он выделялся на фоне «серой массы» коллег — в материале «Известий».
«Он выделялся среди других»
Анатолий Собчак родился 10 августа 1937 года в городе Чите. Его отец работал железнодорожным инженером, а мать служила бухгалтером. Через два года после рождения сына семья переехала в Узбекистан, где будущий политик закончил школу и поступил на юрфак Ташкентского университета. В 1954 году он перевелся в Ленинградский государственный университет.
После окончания ЛГУ Анатолий Собчак по распределению три года работал в Ставропольской краевой коллегии адвокатов. Затем он вернулся в Ленинград, где защитил кандидатскую диссертацию. Его влекла юридическая наука — в 1973 году Собчак стал доцентом, затем профессором юридического факультета ЛГУ, а в 1985-м — заведующим кафедрой хозяйственного права. Как отметила в беседе с «Известиями» вдова Анатолия Собчака, сенатор Людмила Нарусова, его диссертации были посвящены элементам рыночной экономики, что было совершенно революционно в то время.
Юриспруденция стала подготовительным этапом на пути к политической деятельности. В 1985 году в СССР началась перестройка, страна стремительно менялась. Перестали быть незыблемыми и политические устои: появился запрос на новых людей. И Анатолий Собчак ворвался на политическую сцену, став яркой звездой. В 1989-м был избран народным депутатом СССР, а через год стал председателем Ленинградского городского совета народных депутатов.
— Он выделялся тем, что умел четко сформулировать свою мысль, обосновать ее, не просто сказать, а аргументировать. Выделялся эмоциональностью, выделялся даже тем, что он был одет не так, как вся тусклая серая масса мужчин в одинаковых пиджаках. И выделялся правотой, в которую сам верил. Это всегда чувствуется, и именно это ведет за собой, — сказала Людмила Нарусова «Известиям».
С именем Анатолия Собчака связаны важнейшие политические перемены, которые произошли в конце XX века. 12 июня 1991 года одновременно с выборами президента РФ в Ленинграде впервые граждане избирали градоначальника. Уже в первом туре с результатом в 66,1% победил Анатолий Собчак. Жители Cеверной столицы выбрали не только мэра, но и вернули городу его историческое название — Санкт-Петербург. Больше 54% граждан высказалось за это, несмотря на острые дискуссии. Противники переименования опасались, что уйдет память о подвиге горожан в период блокады во время Великой Отечественной войны. Однако время показало, что опасения были напрасны.
Не менее важную роль Анатолий Собчак сыграл во время попытки путча ГКЧП в августе 1991 года. Он смог договориться с командующим военным округом Виктором Самсоновым о том, что военные не будут предпринимать активных действий. Политик обратился к людям прямо из окна своего кабинета в Мариинском дворце, призвав их не подчиняться незаконным решениям ГКЧП.
— Перед тем как Анатолий Александрович встал на подоконник, его помощник попросил его надеть бронежилет, все-таки опасно. На что он ответил: «Вы знаете, я хочу выйти к людям, чтобы у них не было страха. Если они увидят на мне бронежилет, они поймут, что я сам боюсь. Поэтому не буду (надевать бронежилет. — Ред.)», — вспоминает Людмила Нарусова.
«Он был очень зрелый политик для российского уровня»
На посту мэра Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку пришлось решать множество сложнейших вопросов. Страна переживала «шоковую терапию» — быстрые реформы по переходу к рыночной экономике. Зимой 1991/92-го на фоне разрушения старых хозяйственных связей возникла угроза дефицита продовольствия в Северной столице. Анатолий Собчак договаривался с поставщиками, включая иностранные государства, благодаря этому город был обеспечен необходимыми запасами, рассказал «Известиям» председатель совета директоров ПАО «Газпром», специальный представитель президента РФ по взаимодействию с Форумом стран — экспортеров газа Виктор Зубков.
В то же время Санкт-Петербург стремительно укреплял свое значение культурной столицы России, привлекая туристов со всего мира. В 1994 году в городе прошли Игры доброй воли, в которых приняло участие более 2 тыс. спортсменов со всей планеты. Продвижение Санкт-Петербурга на международной арене стало возможным во многом благодаря качествам Анатолия Собчака, его умению притягивать к себе людей, сказал «Известиям» народный артист России Александр Розенбаум.
К 1996 году отношения Анатолия Собчака и Бориса Ельцина испортились, в Москве решили не допустить переизбрания мэра на второй срок. Для этого была организована информационная атака, Собчака обвиняли в коррупции. На выборах мэра Санкт-Петербурга в 1996-м победил заместитель Анатолия Собчака Владимир Яковлев, разрыв между ними во втором туре составил 1,7% голосов. Многие соратники политика старались дистанцироваться от него после этого поражения, рассказала Людмила Нарусова.
В 1997 году Генпрокуратура РФ привлекла Анатолия Собчака в качестве свидетеля по делу о коррупции в органах власти Санкт-Петербурга. Несмотря на заявление о болезни, политика пытались доставить на допрос, после чего он был госпитализирован с инфарктом. После лечения во Франции экс-мэр вернулся на родину, где уголовные дела были прекращены за отсутствием состава преступления.
Анатолий Собчак вернулся в российскую политику — на выборах в Госдуму в 1999-м он баллотировался как независимый кандидат по одномандатному округу, но занял второе место с результатом в 16,46%. В 2000-м году Собчак стал доверенным лицом Владимира Путина на первых для него президентских выборах. Во время поездки в Калининградскую область в разгар предвыборной кампании у политика случился сердечный приступ. Первый мэр Санкт-Петербурга скончался в ночь с 19 на 20 февраля 2000 года.
Анатолий Собчак стал одним из символов российской политики конца 1980-х и 1990-х. Однако многие его решения и заявления созвучны событиям современности. Еще в 1992 году в интервью ведущим российским СМИ он указывал на проблему симбиоза украинских националистов и бывшей партийной номенклатуры. Не менее важными были его слова о том, что Севастополь всегда был базой российского флота.
— Знаете, это светлый человек, демократичный в общении и очень рациональный в деловой среде. Конечно, я сейчас, пересматривая многие его выступления, вижу, что он был очень зрелый политик для российского уровня, — он на многие вещи смотрел рационально, — сказал «Известиям» бывший министр финансов и экс-глава Счетной палаты, советник по корпоративному развитию в компании «Яндекс» Алексей Кудрин.
Директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин рассказал «Известиям», что с первым мэром Санкт-Петербурга было очень интересно работать. Не случайно из его команды вышла целая плеяда ярких политиков и видных государственных деятелей нашей страны: Владимир Путин и Дмитрий Медведев, Алексей Кудрин, Герман Греф, Дмитрий Козак и Дмитрий Мезенцев, Алла Манилова и Виталий Мутко.
— Мне кажется, что масштаб личности Анатолия Александровича не был до конца оценен при жизни. При этом с высоты сегодняшнего времени можно твердо утверждать, что Анатолий Александрович Собчак писал историю первого этапа современной России, этапа перехода от Советского Союза к демократическому, правовому, по-настоящему суверенному государству. Такому государству, каким Анатолий Александрович хотел его видеть и каким Россия является сегодня, — резюмировал Сергей Нарышкин.
Анатолий Собчак был очень ярким представителем петербургской политической культуры, которую именно он и запустил на орбиту и она господствует в России сейчас, рассказал «Известиям» директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. «Я думаю, что в нем такая квинтэссенция того, что называется политической культурой России», — заявил Пиотровский.