Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕП предупредили о последствиях для ЕС из-за ответа Трампу на пошлины
Спорт
«Лацио» потерпел поражение от «Комо» со счетом 0:3
Экономика
В РАН назвали главные угрозы внедрения ИИ в финансовой сфере
Общество
Правительство не поддержало законопроект об увеличении стоимости подарков учителям
Мир
Евродепутат от Болгарии оценил шансы партии президента страны на выборах
Общество
«Шанинка» обратилась в суд с иском об отмене приостановки лицензии
Общество
В ЛДПР предложили ограничить рост тарифов ЖКХ уровнем инфляции
Мир
Туск прокомментировал приглашение Польши в «Совет мира» по Газе
Мир
Офис Орбана обвинил Брюссель в подготовке к ядерной войне
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Силы ПВО за три часа уничтожили 47 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Мир
Президент Сирии Шараа и Трамп обсудили развитие событий в Сирии по телефону
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
Янина назвала Валентино Гаравани последним императором высокой моды
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Мир
Додон назвал выход Молдавии из СНГ противоречащим интересам народа
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Вопрос о вступлении Кипра в НАТО не рассматривается в парламенте страны. Об этом «Известиям» сообщили в оппозиционной Прогрессивной партии трудового народа Кипра. По всей видимости эта тема сейчас активно не продвигается и по другим каналам, хотя еще в октябре прошлого года президент Кипра представил Джо Байдену план вступления республики в блок. Однако новая администрация США подходит к НАТО иначе: Вашингтон требует от союзников увеличения военных расходов и не собирается принимать страны, которые не способны серьезным образом усилить альянс.

Присоединится ли Кипр к НАТО

Вопрос о вступлении Кипра в НАТО сейчас не обсуждается в парламенте страны. Об этом «Известиям» заявили в пресс-службе Прогрессивной партии трудового народа Кипра, обладающей второй по величине фракцией в палате представителей республики.

— Этот вопрос может обсуждаться представителями той или иной политической партии, но в палате представителей Республики Кипр он как таковой сейчас не рассматривается, — сказали там.

Кипр
Фото: Global Look Press/Joko

В партии также подчеркнули, что выступают против обсуждения вступления Кипра в НАТО и любого участия альянса в урегулировании ситуации на острове. Напомним, что с 1974 года Кипр разделен на южную греческую и северную турецкую часть, которая составляет около 37% территории острова. Приоритет Прогрессивной партии трудового народа — воссоединение Кипра в рамках двухсоставной федерации на основе политического равенства.

— В этих рамках демилитаризованный Кипр станет наилучшей гарантией реализации согласованного решения и мирного будущего. Это, конечно, включает в себя вывод всех иностранных войск. Поэтому наша партия выступает против любых обсуждений вступления Кипра в НАТО или отказа от какой-либо роли в решении кипрской проблемы, — добавили в партии.

В октябре прошлого года президент Кипра Никос Христодулидис представил администрации Джо Байдена план по присоединению острова к НАТО. В ноябре он официально заявил о намерении Никосии вступить в альянс, сообщив, что переговоры с Вашингтоном уже идут. Еще в 2022 году администрация Байдена сняла эмбарго на продажу оружия республике, которое было установлено в 1987-м. А до инаугурации Трампа Кипр успел присоединиться к трем программам оборонного сотрудничества с США с целью приведения своих вооруженных сил к стандартам блока. Но после возвращения Трампа в Белый дом — этот вопрос в публичном пространстве не продвигается властями Кипра. «Известия» направили запрос в МИД и правительство страны.

Никос Христодулидис

Президент Кипра Никос Христодулидис

Фото: Global Look Press/Nicolas Maeterlinck

Сейчас Кипр — одно из четырех государств Евросоюза, которые не входят в НАТО, наряду с Австрией, Ирландией и Мальтой. Более того, Кипр — единственный член ЕС, который не присоединился к программе «Партнерство во имя мира». При этом с 1949 по 1960 годы остров был частью альянса, поскольку принадлежал Великобритании. Кстати, даже после обретения независимости на Кипре остаются британские базы Акротири и Декелия. Вместо НАТО Никосия выбрала Движение неприсоединения, в котором состояла до 2004 года. Отдельные политики постоянно заявляли о необходимости присоединения к блоку, но лишь при действующем президенте Никосе Христодулидисе правительство перешло к конкретным шагам.

Планам Никосии могут помешать два фактора. Во-первых, среди политических сил Кипра нет консенсуса по поводу вступления в Североатлантический альянс. Никос Христодулидис победил на выборах в 2023 году, набрав лишь 51,97% голосов во втором туре. При этом до избрания политик не говорил о планах вступить в НАТО. Такие идеи находят поддержку у правоцентристов, а вот левоцентристы выступают против. На следующих выборах маятник может качнуться в другую сторону, и вопрос вступления в альянс уйдет с повестки дня.

НАТО
Фото: Global Look Press/Thomas Trutschel

Кроме того, есть явный противник членства Кипра в блоке — Турция. Президент Реджеп Тайип Эрдоган еще в 2021 году заявил, что «вступление Южного Кипра в состав НАТО невозможно ни при каких обстоятельствах». Определенным маркером изменения отношений Кипра и Турции могут быть итоги встречи по кипрскому урегулированию в пятистороннем формате (кипрская и греческая общины, а также Великобритания, Греция и Турция), которая пройдет 17–18 марта.

К слову, согласие на присоединение Финляндии и Швеции к Североатлантическому альянсу Анкара дала только после значительных уступок. Основной проблемой оказалась ситуация вокруг курдов — Турция, в частности, требовала от Хельсинки и Стокгольма объявить террористическими курдские организации и выдать лиц, обвиняемых в терроризме или участии в попытке госпереворота в стране в 2016 году. Анкара долгое время (вместе с Венгрией) сопротивлялась расширению блока за счет двух стран даже несмотря на сильное давление Вашингтона по этому вопросу при администрации Байдена.

Справка «Известий»

Кипр получил независимость в 1960 году как консоциальное государство, в котором органы власти формировались с учетом квот греческой и турецкой общин. После этнических столкновений в 1964 году на острове были размещены миротворцы ООН. В 1974 году турецкие войска заняли около 37% острова, а в 1983 году на этой территории была основана Турецкая Республика Северного Кипра, которую признала только Анкара. В 2004-м в обеих частях острова прошел референдум по плану генерального секретаря ООН Кофи Аннана о создании единого государства с двумя автономиями. Проект поддержали в турецкой общине, но отклонили греки-киприоты.

Какие страны ждут присоединения к НАТО

Однако в этот раз американская сторона не демонстрирует заинтересованности в расширении НАТО. Глава департамента эффективности правительства США Илон Маск призвал переосмыслить роль блока, по его словам, альянс нуждается «в полной реорганизации». В ходе своей избирательной кампании президент Дональда Трамп неоднократно говорил, что готов инициировать выход США из альянса, если другие члены не возьмут на себя расходы за свою безопасность.

Илон Маск и президент США Дональд Трамп

Фото: Global Look Press/CNP/AdMedia

Помимо Кипра готовность к вступлению в НАТО выразили Босния и Герцеговина, Украина и Грузия. Все эти страны находятся на разных этапах рассмотрения заявки. Так, в отношении Боснии и Герцеговины с 2018 года действует план действий по членству — страна работает над тем, чтобы соответствовать требованиям блока. Однако Сараево не сможет вступить в альянс без согласия своего энтитета — Республики Сербской, а ее президент — Милорад Додик — выступает категорически против этого.

Грузия, напротив, так и не приблизилась к статусу кандидата на членство, несмотря на постоянные заявления о желании вступить в НАТО. На саммите альянса в 2023 году союзники подтвердили право Тбилиси потенциально присоединиться к блоку, но с выполнением всех стандартных условий, включая план действий по членству. Летом 2024 года премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что страна вступит в НАТО к 2030 году. На фоне обострения отношений Грузии и Брюсселя перспективы членства Тбилиси могут вновь быть отложены.

Грузия
Фото: Global Look Press/Roman Naumov

Активно продвигает свое вступление в НАТО Украина, которая осенью 2022 года подала заявку на присоединение. На саммите в Вильнюсе в 2023-м Киеву пообещали членство без плана действий. Однако, если администрация Байдена сдержанно подходила к перспективе вступления Украины, то кабинет Трампа вообще не считает это целесообразным. В частности, министр обороны США Пит Хегсет сказал, что присоединение Киева — маловероятная перспектива. На фоне активизации диалога с Россией США вполне могут сделать этот вопрос предметом обсуждения. Тем более для Москвы внеблоковый статус соседней страны — одно из ключевых требований на пути к разрешению конфликта.

Нынешняя президентская администрация США в целом не видит проблемы в расширении НАТО — особенно на Балканах. Однако главный принцип Трампа состоит в том, чтобы новые и старые участники альянса могли обеспечить собственную безопасность и выделить на это определенную долю от ВВП (сейчас речь идет о целевом показателе в 5%), сказал «Известиям» доцент кафедры политической теории МГИМО Иван Лошкарев.

Трамп
Фото: REUTERS/Carlos Barria

— Еще один критерий для потенциальных членов НАТО — это возможность как-то помочь США в длительном противостоянии с Китаем — либо в силу особого географического положения, либо из-за наличия редких ресурсов. Кстати, по этим критериям Кипр — не самый удачный кандидат на расширение, в отличие например, от закавказских государств, которые находятся на одном из маршрутов КНР — «Пояса и пути», — заявил эксперт.

Важно, что приход администрации Трампа не означает полного отказа от расширения НАТО. Во время его первого срока блок пополнился Черногорией в 2017-м и Северной Македонией в 2020 году. Однако в нынешних условиях Вашингтон поддержит заявки стран, которые готовы вносить значительный вклад в бюджет альянса, либо находятся в зоне внимания администрации. Белый дом пока не показывает интереса к Кипру, занимаясь более насущными вопросами.

Читайте также
Прямой эфир